Решение вступило в силу: 24.08.2010 года. Дело № 2-368 (2010) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дата Облученский районный суд ЕАО в составе судьи Папуловой С.А., при секретаре судебного заседания Нурисламовой О.А., с участием помощника прокурора Облученского района ЕАО Терсковой Н.Н., представителя администрации муниципального образования «Лондоковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО К., представителя администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" М. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Лондоковское городское поселение» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Лондоковское городское поселение» и о понуждению к исполнению обязательств, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Облученского района (далее прокурор) обратился в Облученский районный суд ЕАО с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Лондоковское городское поселение» незаконным и о понуждении к исполнению обязательств. Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой Облученского района проведена проверка готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Лондоковское городское поселение» к эксплуатации в зимний период 2010-2011 года. Результаты проведенной проверки свидетельствуют об отсутствии проводимых работ по подготовке к отопительному периоду. Положения пунктов 4, 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее закон) организацию теплоснабжения в границах поселения, снабжение населения топливом, организацию содержания муниципального жилищного фонда, относят к вопросам местного значения городских и сельских поселений. Реализуя полномочия в названной сфере, 12 апреля 2010 года администрацией муниципального образования «Лондоковское городское поселение» издано постановление № 12, которым определены основные мероприятия по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в осенне-зимний период 2010-2011 годов. Данным постановлением в числе иного утвержден срок полной готовности объектов ЖКХ Лондоковского городского поселения до 15 сентября 2010 года. Перечнем мероприятий по подготовке объектов ЖКХ, необходимых для эксплуатации в течение отопительного периода и утвержденных указанным постановлением, предусмотрены работы по ревизии запорной арматуры котельного оборудования, промывка, опрессовка котлов в котельных по улицам Овражная, Вокзальная и Центральной котельной. В центральной котельной предусмотрена замена конвективных пакетов. Объекты ЖКХ, подлежащие эксплуатации в зимних условиях были переданы 30 марта 2009 года из собственности муниципального образования "Облученский муниципальный район" и были приняты 31 марта 2009 года в собственности Лондоковского городского поселения на основании акта приема-передачи недвижимого имущества. Согласно статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в их числе имущество, предназначенное для теплоснабжения населения. В части 5 этой же статьи подчеркнуто, что имущество муниципальных образований должно использоваться только для решения вопросов местного значения, осуществления отдельных государственных полномочий и для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, работников муниципальных предприятий и учреждений. Если у муниципального образования возникают права собственности на иное имущество, это имущество должно быть перепрофилировано либо отчуждено. В соответствии с требованиями ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Объекты ЖКХ, переданные в собственность МО «Лондоковское городское поселение» не закреплены за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, либо оперативного управления, следовательно, для его использования в целях обеспечения жизнедеятельности должно быть передано иным хозяйствующим субъектам по результатам конкурсного отбора. Из иска прокурора следует, что до настоящего времени в Лондоковском городском поселении хозяйствующий субъект, который будет предоставлять населению услуги теплоснабжения, используя муниципальное имущество (котельные) не определен в результате бездействия исполнительного органа местного самоуправления поселения. Бездействие администрации муниципального образования «Лондоковское городское поселение» выражается в непринятии своевременных мер по оформлению документов на котельное оборудование и здания, помещения котельных, подтверждающих право собственности, что препятствует объявлению конкурса на право заключения договоров аренды, определению организации, которая будет использовать указанное имущество по целевому назначению (оказывать услуги по теплоснабжению). Для подготовки котельных в Лондоковском городском поселении к эксплуатации в зимних условиях необходимо определенное время, с учетом перечня запланированных и утвержденных работ по ремонту. Вместе с тем, Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», готовность объектов ЖКХ к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий; актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования; обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого – не ниже 70% потребности отопительного сезона, актов на промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября. Бездействие администрации муниципального образования «Лондоковское городское поселение» по распоряжению муниципальным имуществом (объектами ЖКХ) лишает возможности осуществления полномочий теплоснабжения населения поселков Лондоко, Лондоко-завод, по дополнительному соглашению от 01.06.2010 года, администрацией муниципального образования "Облученский муниципальный район". В свою очередь администрация муниципального района возложив на себя обязанность организации теплоснабжения населения в Лондоковском городском поселении, не сможет своевременно обеспечить и проконтролировать выполнение основных мероприятий по подготовке объектов ЖКХ и ТЭК в осенне-зимний период 2010-2011 годов, в числе которых: ревизия запорной арматуры, промывка, опрессовка котлов. Не обеспечение готовности к отопительному периоду в установленные законом сроки может повлечь нарушение прав граждан на безопасные условия проживания в муниципальном жилищном фонде Лондоковского городского поселения и привести к негативным последствиям в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан. Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод и т.д. Также из иска следует, что согласно ст.ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, каковым является население Лондоковское городского поселения ввиду невозможности их персонифицировать, в связи с постоянно изменяющейся численностью проживающих. Прокурор, как следует из заявления, просит суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Лондоковское городское поселение», выразившееся в непринятии своевременных мер по распоряжению муниципальным имуществом – помещением котельных и котельного оборудования, по его оформлению и передаче для использования хозяйствующему субъекту. Обязать администрацию муниципального образования «Лондоковское городское поселение» в срок до 20 августа 2010 года обеспечить передачу имущества хозяйствующему субъекту (помещений и оборудования котельных) посредством проведения конкурса на право заключения договора аренды имущества и заключения договора аренды имущества с победителем конкурса. В судебном заседании помощник прокурора Терскова Н.Н. требования поддержала и уточнила, просила суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Лондоковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, выразившееся в непринятии своевременных мер по распоряжению муниципальным имуществом – зданий котельных и котельного оборудования, по его оформлению и передаче для использования хозяйствующим субъектом. Просила обязать администрацию муниципального образования «Лондоковское городское поселение» в срок до 15 сентября 2010 года обеспечить передачу помещений котельных и котельного оборудования: мотопомпы, УАЗ-469, ЗИЛ-131, скважин – 2 шт., насоса ЭЦВ 8-25-180, здания очистных сооружений (КНС), сетей водопровода, сетей канализации, водонасосной станции, сетей водоснабжения 4,5, сетей водоснабжения 6,7, водопровода от скважины, канализационных сетей 2,8, канализационных сетей 4,3, канализационного коллектора, сетей водоснабжения 0,15, канализационных сетей 0,8, здания центральной котельной п.Лондоко-завод, дымогарной трубы, котла КВР 1,0, котла КВР 0,5БС, компрессора, дутьевого вентилятора, гаража 4 бокса, погрузчика Коматцу, ресивера (воздушного) накопительного, щита управления, насоса шламового, задвижки, грейферного крана (золоудаления), насоса подпиточного № 1 (холодной воды), насоса горячего водоснабжения (мал.круг), насоса сетевого № 1 (отопление) Д320 55 кВт, насоса сетевого № 2 (отопление) Д190 75 кВт, насоса сетевого № 3 (отопление) Д190 55 кВт, щита управления насосов, бойлерной, теплообменника 60 м.куб., насоса №1 горячего водоснабжения, насоса № 2 подпиточного, щита управления, вентилей: Д80 – 3 шт., Д32, теплосетей 4,5, теплосетей 6,7, сетей ГВС 4,5, сетей ГВС 6,7, теплосетей 0,2, котельной КЭЧ с.Лондоко, котла «Универсал 6», накопительного бака (7 куб.м), вентилятора дутьевого, насоса сетевого, щита управления, дымовой трубы, теплотрассы Д50 от котельной, котельной с.Лондоко ул.Вокзальная, котла КВГ-06 – 2 шт., насоса сетевого, вентилятора дутьевого, дымовой трубы, щита управления, теплотрассы до жилого дома 177 м., МА33-5551, посредством проведения конкурса на право заключения договора аренды имущества и заключения договора аренды имущества с победителем конкурса. Представитель заинтересованного лица - представитель администрации муниципального образования «Лондоковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО К. заявленные требования признал в полном объеме, суду пояснил, что в настоящее время администрацией Лондоковского городского поселения решается вопрос о проведении конкурса на право заключения договора аренды котельного оборудования. Представитель администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" М. суду пояснила, что администрация приняла на себя полномочия по контролю за деятельностью ресурсоснабжающих организаций коммунального комплекса в части предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению надлежащего качества, осуществление контроля за выполнением основных мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса муниципального образования "Облученский муниципальный район" к работе в осенне-зимний период 2010/2011 года, осуществление контроля за графиком накопления 100-дневгого запаса топлива для нужд теплогенерирующих установок городских и сельских поселений муниципального образования "Облученский муниципальный район" на отопительный период 2010/2011 года. Не проведение администрацией Лондоковского городского поселения конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества и отсутствие на сегодняшний день арендатора имущества, не позволит администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" осуществлять контроль над деятельностью ресурсоснабжающих организаций коммунального комплекса в части предоставления коммунальной услуги надлежащего качества. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления, если считает, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к бездействиям органа местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся бездействие, в результате которого: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В порядке главы 25 ГПК РФ прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Лондоковское городское поселение», выразившееся в непринятии своевременных мер по распоряжению муниципальным имуществом – зданиями котельных и котельного оборудования, по его оформлению и передаче для использования хозяйствующим субъектом в соответствие с требованиями ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Прокурор вправе согласно требованиям ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, каковым является население муниципального образования «Лондоковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ввиду невозможности их персонифицировать в связи с постоянно изменяющейся численностью проживающих. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл содержания и применения законов, деятельность законодательной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статьями 41, 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Условия быта относятся к социальным факторам среды обитания человека. Согласно ст. 8 названного закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относятся к вопросам местного значения поселения. Статьей 17 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом "О теплоснабжении". В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 6). Из Устава муниципального образования «Лондоковское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области, принятого решением Собрания депутатов от 17.08.2005 года № 15, следует, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 27 данного Устава организация в границах городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к полномочиям администрации городского поселения. Постановлением администрации Лондоковское городского поселения от 12.04.2010 года № 12 утверждены основные мероприятия по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы муниципального образования «Лондоковское городское поселение» к работе в осенне-зимний период 2010/2011 годов, установлен срок полной готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Лондоковское городское поселение» к работе в осенне-зимний период 2010/2011 годов до 15.09.2010 года с оформлением паспортов готовности объектов, населенных пунктов до 10.10.2010 года. В соответствии с требованиями ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Решением Собрания депутатов муниципального образования "Облученский муниципальный район" от 14.07.2010 года № 212 «О принятии к исполнению части полномочий, переданных Лондоковским городским поселением, входящим в состав Облученского муниципального района» к исполнению приняты следующие полномочия: по контролю за деятельностью ресурсоснабжающих организаций коммунального комплекса в части предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению надлежащего качества, осуществление контроля за выполнением основных мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса муниципального образования "Облученский муниципальный район" к работе в осенне-зимний период 2010/2011 года, осуществление контроля за графиком накопления 100-дневгого запаса топлива для нужд теплогенерирующих установок городских и сельских поселений муниципального образования "Облученский муниципальный район" на отопительный период 2010/2011 года. Объекты ЖКХ, находящиеся в собственность МО «Лондоковское городское поселение» не закреплены за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, либо оперативного управления, следовательно, для его использования в целях обеспечения жизнедеятельности должно быть передано иным хозяйствующим субъектам по результатам конкурсного отбора. В судебном заседании установлено, что до настоящего времени в Лондоковском городском поселении хозяйствующий субъект, который будет предоставлять населению услуги теплоснабжения, используя муниципальное имущество (здания котельных и котельное оборудование) не определен в результате бездействия исполнительного органа местного самоуправления поселения. Бездействие администрации муниципального образования «Лондоковское городское поселение» выражается в непринятии своевременных мер по объявлению конкурса на право заключения договоров аренды, определению организации, которая будет использовать указанное имущество по целевому назначению (оказывать услуги теплоснабжения), а так же своевременному (к 15.09.2010 года) обеспечению населения Лондоковского городского поселения 100-дневному запасу топлива, в связи с чем требования прокурора заявлены обосновано и подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд, учитывая требования п. 2.6.10. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170 считает необходимым установить срок администрации до 15 сентября 2010 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. 258, ст. 206, 194-198,199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Лондоковское городское поселение» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Лондоковское городское поселение» и о понуждению к исполнению обязательств удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Лондоковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, выразившееся в непринятии своевременных мер по распоряжению муниципальным имуществом – помещениями котельных и котельного оборудования, по его оформлению и передаче для использования хозяйствующим субъектом. Обязать администрацию муниципального образования «Лондоковское городское поселение» в срок до 15 сентября 2010 года обеспечить передачу помещений котельных и котельного оборудования: мотопомпы, УАЗ-469, ЗИЛ-131, скважин – 2 шт., насоса ЭЦВ 8-25-180, здания очистных сооружений (КНС), сетей водопровода, сетей канализации, водонасосной станции, сетей водоснабжения 4,5, сетей водоснабжения 6,7, водопровода от скважины, канализационных сетей 2,8, канализационных сетей 4,3, канализационного коллектора, сетей водоснабжения 0,15, канализационных сетей 0,8, здания центральной котельной п.Лондоко-завод, дымогарной трубы, котла КВР 1,0, котла КВР 0,5БС, компрессора, дутьевого вентилятора, гаража 4 бокса, погрузчика Коматцу, ресивера (воздушного) накопительного, щита управления, насоса шламового, задвижки, грейферного крана (золоудаления), насоса подпиточного № 1 (холодной воды), насоса горячего водоснабжения (мал.круг), насоса сетевого № 1 (отопление) Д320 55 кВт, насоса сетевого № 2 (отопление) Д190 75 кВт, насоса сетевого № 3 (отопление) Д190 55 кВт, щита управления насосов, бойлерной, теплообменника 60 м.куб., насоса №1 горячего водоснабжения, насоса № 2 подпиточного, щита управления, вентилей: Д80 – 3 шт., Д32, теплосетей 4,5, теплосетей 6,7, сетей ГВС 4,5, сетей ГВС 6,7, теплосетей 0,2, котельной КЭЧ с.Лондоко, котла «Универсал 6», накопительного бака (7 куб.м), вентилятора дутьевого, насоса сетевого, щита управления, дымовой трубы, теплотрассы Д50 от котельной, котельной с.Лондоко ул.Вокзальная, котла КВГ-06 – 2 шт., насоса сетевого, вентилятора дутьевого, дымовой трубы, щита управления, теплотрассы до жилого дома 177 м., МА33-5551, посредством проведения конкурса на право заключения договора аренды имущества и заключения договора аренды имущества с победителем конкурса. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья С.А. Папулова