Решение вступило в силу: 17.12.2010Дело № 2-452/2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дата Облученский районный суд ЕАО в составе: судьи Слободчиковой М.Е. при секретаре Чупровой Д.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Облучье гражданское дело по заявлению прокурора Облученского района о признании отдельных положений нормативно –правового акта противоречащими федеральному закону – у с т а н о в и л: Прокурор Облученского района обратился в суд с заявлением о признании отдельных положений нормативно – правового акта противоречащими федеральному закону, указывая, что постановлением главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район от 18.02.2009г. № 246 утвержден порядок комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Облученский муниципальный район. Первоначальный текст постановления опубликован в газете «Искра Хингана» от 26-27.02.2009г. № 14 (9623). В результате правового анализа настоящего нормативного правового акта установлено, что п. 18, 19, 20, 21 Постановления не соответствуют действующему законодательству РФ. Конституцией РФ установлено, что местное самоуправление самостоятельно только в пределах своих полномочий. Правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. В соответствии с п. 2 ст. 4 и п. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ - Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ; органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Пункты 18, 19, 20 Постановления о комплектовании детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Облученский муниципальный район», предоставляющие вне очереди места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях детям педагогических работников муниципальных учреждений образования, врачей и среднего персонала муниципальных учреждений здравоохранения, муниципальных служащих, обеспечивающих решение основных задач функционирования и развития органов местного самоуправления, а также п. 21 вышеназванного Порядка о возможности создания резерва главы администрации муниципального района для решения вопросов местного значения, обеспечивающих решение основных задач функционирования и развития противоречат действующему федеральному законодательству, предоставляющему право на внеочередное предоставление мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях только ограниченному перечню лиц, к которым не относятся дети работников вышеперечисленных сфер и который определен ФЗ № 3132-1 от 26.06.1992 г. «О статусе судей», ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре РФ», Постановлением Правительства РФ № 65 от 9.02.2004 г. «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ; Постановлением Правительства № 936 от 25.08.1999 г. «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей»; Законом РФ № 1244 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭ»; Законом РФ № 1026-1 «О милиции»; ФЗ № 76 от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих»; Указом Президента РФ № 1157 от 2.10.1992 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»; Указом Президента РФ № 613 от 5.06.2003 г. «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»; Указом Президента № 431 от 5.05.1992 г. «О мерах социальной поддержки многодетных семей». По мнению прокурора федеральным законодательством не предусмотрено и право главы администрации муниципального района создавать резерв мест для зачисления в муниципальные дошкольные образовательные учреждения. Факты предоставления мест в муниципальных дошкольных учреждениях вне очереди работникам сфер образования, здравоохранения и органов местного самоуправления, а также создание резерва мест создают возможность предоставления необоснованных привилегий отдельным категориям граждан, а также ущемляют право на получение детьми образования иных граждан, не относящихся к вышеперечисленным категориям, повышают вероятность коррупционных проявлений со стороны должностных лиц, уполномоченных на решение вопросов зачисления детей в дошкольные учреждения, так как позволяют им действовать в обход требований законодательства. В связи с чем, прокурор просил п. 18, 19, 20, 21 Постановления главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» № 246 от 18.02.2009 г. признать противоречащими федеральному закону и не действующим с момента его принятия. В судебном заседании помощник прокурора Облученского района Беленцова М.Ю. требования поддержала и уточнила, что просит признать противоречащими федеральному законодательству п. 18, 19, 20, 21 не Постановления главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» № 246 от 18.02.2009, а Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Облученский муниципальный район», утвержденного Постановлением главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» № 246 от 18.02.2009 г. и признать недействующим с момента принятия не вышеуказанное Постановление главы администрации, а п. 18,19,20,21 Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Облученский муниципальный район», утвержденного Постановлением главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» № 246 от 18.02.2009 г. Дополнительно пояснила, что федеральным законодательством предусмотрены категории граждан, детям которых предоставляется право на внеочередное и первоочередное предоставление мест в муниципальных образовательных дошкольных учреждениях, дети педагогических муниципальных учреждений образования, врачей и среднего медицинского персонала муниципальных учреждений здравоохранения, а также служащих, обеспечивающих решение основных задач функционирования и развития органов местного самоуправления, указанные в п. 18,19,20 Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Облученский муниципальный район», к таковым не относятся и предоставление им права на внеочередное занятие места в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении нарушает не только права граждан, имеющих такое право на основании федерального законодательства, но и права граждан, состоящих в общей очереди на получение места в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении, так как свободные места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях отсутствуют и имеется очередь на занятие места ребенком. Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» М., действующая на основании доверенности, требования признала частично, согласившись с признанием п. 21 Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Облученский муниципальный район» незаконным, суду пояснила, что в соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального Закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесены к вопросам местного значения муниципального района. Пунктом 27 Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении», утвержденном Постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008 г. предоставлено право учредителю, каковым согласно ст. 15 вышеуказанного Положения для муниципального дошкольного образовательного учреждения, является орган местного самоуправления, самостоятельно утверждать порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В целях реализации указанного вопроса местного значения, а также в соответствии с вышеуказанным Типовым Положением на территории муниципального района главой муниципального образования принято постановление от 18.02.2009 № 246, которым утвержден Порядок комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Облученский муниципальный район». Предоставление права на внеочередное место в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении детям работников, перечисленных в п. 18,19,20 Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Облученский муниципальный район» помогает привлечь работников сфер образования, здравоохранения и местного самоуправления для работы на территории муниципального района. Прямого запрета в предоставлении права на внеочередное место в муниципальные дошкольные общеобразовательные учреждения муниципального образования «Облученский муниципальный район» иным категориям граждан, которым такое право не предоставлено федеральным законодательством, нет. При этом предоставление права на внеочередное место в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении детям граждан, являющихся федеральными льготниками не нарушается, так как предоставление права на внеочередное место в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении категориям граждан, перечисленным в обжалуемых прокурором пунктах 18,19,20 Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Облученский муниципальный район, предоставляются только после реализации такого права лицами, имеющими право в соответствии с федеральным законодательством. Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ст. 4 и п. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ - Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ; органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно ст. 16 Закона РФ «Об образовании» № 3266 от 10.07.1992 г. требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются законом «Об образовании» и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательном учреждении соответствующих типов и видов. П. 1.1 ст. 16 Закона «Об образовании» № 3266 от 10.07.1992 г. и п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 установлено, что правила приема граждан в общеобразовательное учреждение определяются его учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляются в уставе общеобразовательного учреждения. В соответствии со ст. 3 3акона «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. законодательство в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, закон «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Анализ вышеперечисленных норм, по мнению суда, устанавливает, что правила приема граждан в дошкольные образовательные учреждения хотя и определяются учредителем, но в соответствии с законодательством РФ, к которому муниципальные правовые акты как следует из ст. 3 Закона «Об образовании» и ст. 5 Конституции РФ не относятся. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года, государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального образования. Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного, начального образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с п. 11. ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 1310 ФЗ от 06.10.2003 года, к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного, начального образования на территории муниципального района. Конституционный Суд Российской Федерации в п. 2.1. постановления от 15.05.2006 года № 5-П, указал, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Поскольку право на образование, в том числе и дошкольное, является конституционным правом человека, а в соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, то суд считает, что нормы Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Облученский муниципальный район», утвержденные Постановлением главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО за № 246 от 18.02.2009 г., а именно п. 18,19,20,21 Порядка, устанавливающие вне очередное право на предоставление мест в МДОУ детям врачей и среднего медицинского персонала муниципальных учреждений здравоохранения, детям педагогических работников муниципальных учреждений образования, детям муниципальных служащих, обеспечивающих решение основных задач функционирования и развития органов местного самоуправления, то есть детям работников, которым такое право не предоставлено законодательством РФ, противоречат действующему федеральному законодательству. Суд считает, что вышеуказанные пункты Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Облученский муниципальный район», утвержденные Постановлением главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО за № 246 от 18.02.2009 г., подлежат признанию недействующими со дня их принятия, так как, как следует из представленного прокурором представления, направленного в адрес и.о. главы администрации «Облученский муниципальный район» 5.08.2010 г., в сформированном списке граждан, имеющих право на предоставление места в МДОУ вне очереди, состоят 22 человека, включенные в список в соответствии с Порядком комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Облученский муниципальный район», утвержденным Постановлением главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО за № 246 от 18.02.2009 г. В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного акта или его части, а также других нормативных актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящем его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В связи с чем, суд считает необходимым в течение месяца после вступления решения в законную силу опубликовать в печатном издании «Искра Хингана» сообщение о решении суда следующего содержания: «Решением Облученского районного суда от 23.11.2010г. признаны противоречащими закону и недействующими со дня принятия пункты 18, 19, 20, 21 Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Облученский муниципальный район», утвержденного постановлением главы муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области от 18.02.2009г. № 246. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В силу ст. 333.36 НК РФ прокурор г. Биробиджана освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. На основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Р е ш и л: Заявление прокурора Облученского района о признании отдельных положений нормативно-правового акта противоречащими федеральному закону – удовлетворить. Признать пункты 18, 19, 20, 21 Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Облученский муниципальный район», утвержденного постановлением главы муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области от 18.02.2009г. № 246 противоречащими федеральному законодательству, недействующим со дня их принятия. В течение месяца после вступления решения в законную силу опубликовать в печатном издании «Искра Хингана» сообщение о решении суда следующего содержания: «Решением Облученского районного суда от 23.11.2010г. признаны противоречащими закону и недействующими со дня принятия пункты 18, 19, 20, 21 Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Облученский муниципальный район», утвержденного постановлением главы муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области от 18.02.2009г. № 246. На решение может быть подана кассационная жалоба, принесено кассационное представление в суд ЕАО в течение 10 дней через Облученский районный суд. Судья М.Е. Слободчикова Согласовано Судья М.Е. Слободчикова «_____» _____________ 2010года