Решение вступило в законную силу: 19.04.2011
Дело № 2-42/2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Облучье Дата
Облученский районный суд ЕАО в составе судьи Папуловой С.А.,
при секретаре судебного заседания Курдюмовой М.Г.,
с участием:
истца - помощника прокурора Облученского района ЕАО Юрченко Н.Н.,
представителя ответчика - представителя администрации муниципального образования "Хинганское городское поселение" Зекина Д.А.,
представителей ответчика – представителей администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Молевой Н.Н., Головатого А.С.,
представителя ответчика – представителя ООО «Континент» Митрохина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Хинганское городское поселение» к администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район», обществу с ограниченной ответственностью «Континент» о понуждении к исполнению обязательств,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Облученского района ЕАО обратился в Облученский районный суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Хинганское городское поселение» к администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» о понуждении к исполнению обязательств. Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проверки прокуратуры установлено, что администрацией Хинганского городского поселения не в полной мере соблюдаются требования федерального и регионального законодательства об организации теплоснабжения на территории указанного поселения. В соответствии с п.п.4, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения теплоснабжения, снабжения населения топливом, организация содержания жилищного фонда. Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищному хозяйству от 27.09.2003 № 170 определено, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий, актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования, обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
Постановлением главы администрации муниципального района от 01.06.2010 № 824 «Об основных мероприятиях по подготовке жилищно-коммунального хозяйства топливно-энергетического комплекса муниципального образования «Облученский муниципальный район» главам поселений было рекомендовано обеспечить полную готовность всех структур ЖКХ к началу отопительного сезона до 15.09.2010 с обязательным получением паспортов готовности на каждый объект и предприятие в целом. Указанное постановление принято на основании утвержденных графиков 100-дневного запаса твердого топлива на уровне городских и сельских поселений, в том числе в соответствии с графиком, утвержденным постановлением администрации Хинганского городского поселения от 15.02.2010 № 7. По информации Биробиджанского отдела за промышленной и энергетической безопасностью, предприятия, осуществляющие свою деятельность на территории Облученского муниципального района и обслуживающие котельные, паспорта готовности не получали. Уголь не обеспечен в надлежащем количестве. По состоянию на 29.11.2010 года запас топлива для Хинганского городского поселения сформирован только до 01.12.2010, в пути угля нет. Согласно п. 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, на котельных должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива. Пунктом 37 и таблицей 3.1. приказа Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66 установлен общий нормативный запас топлива для каждого теплоисточника, - 7-суточный расход при доставке автотранспортом, 14-суточный расход при доставке по железной дороге. Объекты ЖКХ, переданные в собственность муниципального образования «Хинганское городское поселение», не закреплены за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, либо оперативного управления. Хозяйствующий субъект не определен, конкурс не проведен. Из иска следует, что указанная ситуация нарушает права граждан на здоровые и безопасные условия проживания, приводит к отсутствию надлежащего теплоснабжения и может привести к причинению крупного ущерба систем жизнеобеспечения, нанесению вреда здоровью граждан, наступлению иных тяжких последствий вследствие бездействия органов местного самоуправления муниципального образования «Хинганское городское поселение», которая не приняла достаточных мер к своевременному получению паспортов готовности на котельные, а также к накоплению нормативного запаса топлива на котельной. Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Хинганское городское поселение» обеспечить нормативный запас топлива, с учетом поставок (7-суточного при доставке автотранспортом, 14-суточный расход при доставке по железной дороге) для котельных, расположенных на территории указанного поселения, а также получить паспорта готовности на указанные объекты в срок до 25.12.2010 года.
Определением от 22.12.2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район».
Определением от 02.02.2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Континент».
В судебном заседании помощник прокурора Н.Н. Юрченко заявленные требования уточнила, просила суд обязать ООО «Континент» по вступлению решения суда в законную силу обеспечить на Центральной котельной пос. Хинганск ежедневное наличие до окончания отопительного периода 2010/2011 г.г. 7-суточного запаса топлива, и до 15.09.2011 года получить паспорт готовности организации к работе в осенне-зимний период 2011/2012 г.г. Обязать администрацию Хинганского городского поселения, администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» проконтролировать ежедневное наличие топлива на Центральной котельной пос. Хинганск до окончания отопительного периода 2010/2011 г.г. 7-суточного запаса топлива, и получения до 15.09.2011 года ООО «Континент» паспорта готовности организации к работе в осенне-зимний период 2011/2012 г.г.
В судебном заседании представитель ответчика - представитель администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» Зекин Д.А. заявленные требования не признал, суду пояснил, что решением Собрания депутатов муниципального образования «Хинганское городское поселение», Соглашением о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, полномочия по организации теплоснабжения переданы муниципальному образованию «Облученский муниципальный район». Тем не менее, администрация поселения занимается организацией теплоснабжения, муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения муниципального образования, по договору аренды передано теплоснабжающей организации – ООО «Континент». Ежедневно контролируется остаток топлива на котельных, информация о его объеме передается в администрацию Облученского района. Сотрудниками администрации контролируется запас топлива на котельной, а также температура теплоносителя при подаче тепла, а также на выходе. Проверки осуществляются ежедневно, утром и вечером, кроме того, ООО «Континент» предоставляет отчет о проделанной работе. Также пояснил, что между ООО»Континент» и администрацией муниципального образования «Хинганское городское поселение» 01.01.2011 года заключен агентский договор, согласно которому ООО «Континент» взяло на себя обязанность производить начисление и сбор с населения оплаты за наем муниципального жилья, расположенного на территории поселения, при этом договор на управления многоквартирными домами с ООО «Континент» не заключался.
В судебном заседании представитель ответчика - представитель администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Молева Н.Н. заявленные требования не признала, суду пояснила, что администрацией муниципального образования "Облученский муниципальный район" обязанности, возложенные решением Собрания депутатов муниципального образования «Хинганское городское поселение», Соглашением о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения по организации теплоснабжения, исполняются надлежащим образом. Постановлением главы администрации муниципального района № 824 от 01.06.2010 «Об основных мероприятиях по подготовке жилищно-коммунального хозяйства топливно-энергетического комплекса муниципального образования «Облученский муниципальный район» утверждены основные мероприятия для безаварийного и надлежащего прохождения отопительного сезона. Администрация муниципального района собирает и анализирует информацию, полученную от управляющей компании. Заключен договор гарантии с ООО «Бигма», при котором муниципальный район выступает гарантом на 17 млн. рублей для поставки угля, и в случае каких-либо срывов у ООО «Континент» имеется возможность получать уголь у ООО «Бигма» в долг на определенную сумму. Учитывая сложную ситуацию в п. Хинганск, первый заместитель главы администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Головатый А.С. лично выезжает в поселок с проверками.
В судебном заседании представитель ответчика - представитель администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Головатый А.С. заявленные требования не признал, суду пояснил, что контроль за осуществлением надлежащего теплоснабжения осуществляется ежедневно, производится сбор и обработка информации по деятельности ООО «Континент». Администрация муниципального образования Облученский муниципальный район» на себя обязательство по организации предоставления услуги по теплоснабжению не взяла. Для того, чтобы не допустить негативных последствий в Хинганском городском поселении, чтобы котельная п. Хинганск на период пика тепловых нагрузок была обеспечена необходимым количеством топлива, в декабре месяце 2010 года была выдана муниципальная гарантия ООО «Бигма». Осуществление контроля за организацией теплоснабжения со стороны администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» заключается в разрешении вопросов по сбору информации, предоставление ее в вышестоящие органы, взаимодействие с управлением ЖКХ правительства области. В настоящее время решается вопрос о разработке и финансировании программы модернизации коммунальной инфраструктуры данного поселения, поскольку все сети и оборудование находятся в ветхом состоянии, а без помощи района и области поселение этот вопрос не решит.
В судебном заседании представитель ответчика - представитель ООО «Континент» Митрохин И.В. заявленные требования признал частично, суду пояснил, что ООО «Континент» занимается организацией теплоснабжения на территории муниципального образования «Хинганское городское поселение» с 1 декабря 2010 года. Поскольку администрацией Хинганского городского поселения, принадлежащие ей тепловые сети содержались в неудовлетворительном состоянии, в связи с чем на сегодняшний день имеется перерасход угля, и на центральной котельной п.Хинганск отсутствует 7-суточный запас топлива. По получению паспорта готовности организации пояснил, что администрация муниципального образования «Хинганское городское поселение» обязана провести конкурс на право заключения договора аренды муниципального имущества необходимого для организации теплоснабжения, и в случае, если победителем будет признано ООО «Континент», а также если администрацией Хинганского городского поселения будет произведен капитальный ремонт принадлежащих ей тепловых сетей и иного оборудования, ООО «Континент» на отопительный период 2011-2012 г.г. своевременно оформит паспорт готовности.
В судебном заседании свидетель - начальник отдела Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору М. пояснил, что для получения паспорта готовности предприятия, который должен быть получен предприятием до 15 ноября текущего года, необходимы акты готовности на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Акты готовности подписывает комиссия, созданная на предприятии, в состав которой входит и руководитель Федеральной службы, все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября. Также пояснил, что наличие 7-ми суточного запаса топлива на теплоисточнике обязательно.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу и дополнительно представленные документы, суд считает заявление прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц о понуждении к исполнению обязательств подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор вправе, согласно положениям ст. 45 ГПК РФ, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, каковым является население муниципального образования «Хинганское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ввиду невозможности их персонифицировать в связи с постоянно изменяющейся численностью проживающих.
В отношении требований прокурора об обязании ООО «Континент» обеспечить на Центральной котельной пос. Хинганск ежедневное наличие до окончания отопительного периода 2010/2011 г.г. 7-суточного запаса топлива суд установил.
Пунктом 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, определено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
В соответствии с пп. 11 ст. 2 указанного закона теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В соответствии с договором аренды от 01.01.2011 года № 10-01-11Х, администрация Теплоозерского городского поселения передала, а ООО «Континент» приняло в аренду имущество, предназначенное для организации теплоснабжения, а именно – котельную с оборудованием, теплотрассу. Срок аренды составляет с 01.01.2011 по 31.12.2011 года.
Таким образом, поскольку ООО «Континент» арендует имущество, необходимое для генерации и передачи тепловой энергии, и является теплоснабжающей организацией, на нем лежит обязанность по созданию нормативного запаса топлива.
В соответствии с пунктом 4.5.3. постановления Правительства РФ от 28.05.2008 №400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» утверждение нормативов создания запасов и резервов топлива отнесено к полномочиям обозначенного министерства.
Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66 «Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных» утверждена Инструкция об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных.
Указанной Инструкцией определено следующее: Норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива.
Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество 45 суток по твердому топливу. Указанный норматив определяется по формуле с применением следующих расчетных показателей: среднее значение отпуска тепловой энергии в тепловую сеть в течение трех наиболее холодных месяцев, расчетный норматив средневзвешенного удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию по трем наиболее холодным месяцам.
Таким образом, законодателем установлен специальный механизм, а также субъект определения нормативов запасов топлива.
В судебное заседание материалы и сведения, свидетельствующие о наличии у ООО «Континент» расчетных нормативов запасов топлива, утвержденных Минэнерго РФ, не представлены.
Удовлетворение требований о создании запасов топлива не в количественных характеристиках (тоннах, литрах, кубометрах), по смыслу указанных правовых актов, невозможно.
Кроме того, суд отмечает, что указанная инструкция об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденная приказом Минэнерго от 04.09.2008 № 66, по своему правовому смыслу является документом, носящим организационный характер, и не накладывающим обязательств ни на кого, кроме самого указанного министерства.
Тем не менее, в судебном заседании установлено следующее.
Из исследованного в судебном заседании договора на поставку угля, заключенного между ООО «Континент» и ООО «Бигма», невозможно определить объемы, сроки поставки угля. Поставка угля осуществляется на основании заявок покупателя поставщику, твердый график поставки угля к договорам не прилагается, в этой связи невозможно установить какое количество угля будет в наличии на котельной на конкретную календарную дату.
Согласно имеющимся в материалах дела справкам о накоплении и расходовании твердого топлива на котельной Хинганского городского поселения, по состоянию на 29.11.2010 года запас топлива имеется до 01.12.2010 года, по состоянию на 11.03.2011 года запас топлива имеется до 12.03.2011 года, по состоянию на 22.03.2011 года запас топлива имеется до 23.03.2011 года, по состоянию на 01.04.2011 года запас топлива имеется до 01.04.2011 года.
Согласно коллективной жалобе жителей пос. Хинганск от 15.03.2011 года в адрес прокурора Облученского района (за 94 подписями), с февраля 2011 года и на момент подачи жалобы отопление в п. Хинганск осуществляется в ненадлежащем качестве, в благоустроенных квартирах, школе, детском саду температура не достигает нормативных показателей.
Таким образом, суд считает доказанным факт того, что во время отопительного периода 2010/2011 гг. ООО «Континент» было допущено нарушение прав граждан.
Установление причин ненадлежащего предоставления коммунальной услуги – отопления не относится к предмету судебного разбирательства по настоящему делу, вместе с тем, суд пришел к убеждению, что ненакопление своевременно запасов топлива на котельной пос. Хинганск могло повлечь за собой несоблюдение температурного режима в жилых и общественных помещениях пос. Хинганск.
В соответствии с инструкцией об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной приказом Минэнерго от 04.09.2008 № 66, общий нормативный запас топлива состоит из эксплуатационного и неснижаемого запасов.
Учитывая, что прокурор обратился в суд с иском о защите прав неопределенного круга лиц, удовлетворение заявленных требований может способствовать бесперебойному, плановому прохождению отопительного периода, суд считает возможным удовлетворить в этой части требования прокурора, обязав ООО «Континент» обеспечить на Центральной котельной пос. Хинганск ежедневное наличие до окончания отопительного периода 2010/2011 годов неснижаемый 7-ми суточный нормативный запас топлива, исходя из среднего количества потребляемого топлива.
В отношении требований прокурора об обязании ООО «Континент» получить паспорт готовности организации к работе в осенне-зимний период 2011/2012 г.г. суд установил.
Положением об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период № СО 153-34.08.105-2004, утвержденным Минпромэнерго РФ от 25.08.2004 (далее – Положение), определен порядок оценки готовности электро- и теплоснабжающих организаций (кроме атомных электростанций) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности к работе в осенне-зимний период и выдачи им паспортов готовности.
Пунктом 7 указанного Положения предусмотрено, что паспорт готовности к работе в осенне-зимний период выдается руководителем организации, назначившей комиссию, по форме, приведенной в приложении 2 указанного положения. Паспорта выдаются пообъектно: электростанции; предприятию электрических сетей; предприятию тепловых сетей; котельной; подразделению, осуществляющему оперативно-диспетчерское управление энергосистемой.
В соответствии с п.8 указанного Положения, сроки выдачи паспортов готовности к работе в осенне-зимний период определяются в зависимости от особенностей климатических условий и осуществляются:
для организаций ОАО РАО "ЕЭС России" и энергетических компаний, не входящих в ОАО РАО "ЕЭС России", - до 15 ноября;
для электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей других организаций и ведомств, участвующих в энергоснабжении социальной сферы и населения, - до 1 ноября.
В соответствии с договором аренды от 01.01.2011 года № 10-01-11Х, администрация Хинганского городского поселения передала, а ООО «Континент» приняло в аренду имущество, предназначенное для организации теплоснабжения, а именно – котельную с оборудованием, теплотрассу. Срок аренды составляет с 01.01.2011 по 31.12.2011 года.
Таким образом, поскольку действие указанного договора аренды распространяется на предлагаемый прокурором срок получения паспорта готовности, суд считает возможным обязать ООО «Континент» получить паспорт готовности организации к работе в осенне-зимний период 2011/2012 годов, с учетом требований п. 8 Положения, до 01.11.2011 года.
В отношении требований прокурора обязать администрацию Хинганского городского поселения, администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» проконтролировать ежедневное наличие топлива на Центральной котельной пос. Хинганск до окончания отопительного периода 2010/2011 г.г. 7-суточного запаса топлива, и получения ООО «Континент» паспорта готовности организации к работе в осенне-зимний период 2011/2012 г.г. суд установил.
В судебном заседании из пояснений сторон установлено, что администрациями муниципального района и городского поселения осуществляется контроль за количеством топлива на котельных путем ежедневного мониторинга запасов топлива путем визуального осмотра и запроса сведений о поступившем количестве топлива. Указанные сведения передаются специалистом администрации городского поселения в администрацию муниципального района, где информация систематизируется, анализируется, и при необходимости – передается в органы власти субъекта.
Статьями 130, 132 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления осуществляют решение вопросов местного значения самостоятельно.
В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения теплоснабжения, снабжения населения топливом.
Из пункта 3 ч. 1 ст. 27 Устава муниципального образования «Хинганское городское поселение» следует, что к полномочиям администрации городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо и водоснабжения, водоотведения, снабжение населения топливом.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:
1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
3) реализация предусмотренных законом полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
4) выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;
5) согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;
6) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации;
7) согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.6.3. постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
Решением Собрания депутатов Хинганского городского поселения от 25.11.2010 № 159, органам местного самоуправления Облученского муниципального района переданы полномочия по решению вопроса местного значения – организация в границах поселения теплоснабжения населения.
Соглашением № 55705/2010 от 30.12.2010, заключенным между администрацией муниципального образования «Хинганское городское поселение» и администрацией муниципального образования «Облученский муниципальный район» на последнюю возложены полномочия по организации в границах поселения электро, - тепло, - газо, - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в части осуществления контроля за деятельностью ресурсоснабжающих организаций коммунального комплекса в части предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению надлежащего качества, осуществления контроля по выполнению основных мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса поселения к работе в осеннее – зимний период 2011-2012 года.
Постановлением администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" от 01.06.2010 года № 824 утверждены основные мероприятия по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса муниципального образования "Облученский муниципальный район" к работе в осенне-зимний период 2010/2011 года.
Постановлением администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» от 15.02.2010 года № 7 утверждены основные мероприятия по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса муниципального образования "Хинганское городское поселение" к работе в осенне-зимний период 2010/2011 года.
Указанными постановлениями определены организационные мероприятия, в том числе и по контролю за прохождением отопительного периода.
Таким образом, законодателем для органов местного самоуправления, в рамках осуществления ими полномочий по решению вопроса местного значения – организации теплоснабжения, предусмотрена обязанность, в том числе, по контролю за готовностью к отопительному периоду.
В судебном заседании из пояснений сторон установлено, что администрациями муниципального района и городского поселения осуществляется контроль за количеством топлива на котельных путем ежедневного мониторинга запасов топлива путем визуального осмотра и запроса сведений о поступившем количестве топлива. Указанные сведения передаются специалистом администрации городского поселения в администрацию муниципального района, где информация систематизируется, анализируется, и при необходимости – передается в органы власти субъекта.
Прокурором в судебном заседании не конкретизировано, каким иным образом, помимо уже осуществляемого, органы местного самоуправления муниципального района и городского поселения должны контролировать ежедневное наличие 7-суточного запаса топлива, а также получение паспорта готовности предприятия к следующему отопительному периоду.
При этом суд учитывает, что у органов местного самоуправления, помимо гражданско-правовых, отсутствуют административные способы воздействия на коммерческую организацию в случае неисполнения ею обязательных требований законодательных актов в сфере организации теплоснабжения населения.
При таких условиях требования прокурора обязать администрацию Хинганского городского поселения, администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» контролировать ежедневное наличие 7-суточного запаса топлива на Центральной котельной пос. Хинганск до окончания отопительного периода 2010/2011 г.г., и получения до 15.09.2011 года ООО «Континент» паспорт готовности организации к работе в осенне-зимний период 2011/2012 г.г. удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке, в течение которого необходимо возложить обязанность устранить допущенное нарушение, суд считает, что решение суда в части обеспечения накопления нормативного 7-суточного неснижаемого запаса на Центральной котельной п. Хинганск подлежит исполнению по вступлению решения суда в законную силу.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 330.36 Налогового кодекса РФ (НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в связи, с чем с ООО "Континент" в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей, исходя из требований ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Хинганское городское поселение» к администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район», обществу с ограниченной ответственностью «Континент» о понуждении к исполнению обязательств удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Континент» по вступлению решения суда в законную силу обеспечить на Центральной котельной пос. Хинганск ежедневное наличие до окончания отопительного периода 2010/2011 годов 7-суточного запаса топлива.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Континент» получить паспорт готовности организации к работе в осенне-зимний период 2011/2012 годов в срок до 01 ноября 2011 года.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Континент» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья С.А. Папулова