о понуждении к исполнению обязательств



Решение вступило в законную силу: 05.05.2011

Дело № 2-151/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА Облученский районный суд ЕАО в составе:

судьи Слободчиковой М.Е.

при секретаре Чупровой Д.В.

с участием:

помощника прокурора Облученского района ЕАО Будченко Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей Облученского городского поселения к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» о признании незаконным бездействия, -

у с т а н о в и л:

Прокурор Облученского района обратился в Облученский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц – жителей Облученского городского поселения к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» о признании незаконным бездействия и о понуждении к исполнению определенных обязательств.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Облученского района проведена проверка исполнения управляющей организацией обязанности по содержанию и благоустройству жилого фонда. В результате проверки установлено, что ООО «Управляющая компания города Облучье» в нарушение Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, п. 3.6.14 раздела 111 Постановления Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении норм и правил технической эксплуатации жилищного фонда» не производит своевременную очистку кровель многоквартирных домов от снега и льда по адресам: г. Облучье, ул. 60 лет СССР, 8, 10, ул. Денисова, 15 б, 17, 19, 23, 36, ул. Кузнечная, 13. В связи с чем, просит признать незаконным бездействие ООО «Управляющая компания города Облучье» в не обеспечении очистки кровель жилых домов от снега, наледей и сосулек, а также обязать ООО «Управляющая компания города Облучье» произвести уборку крыш вышеуказанных домов.

В судебном заседании помощник прокурора Будченко Т.В. заявленные исковые требования уточнила, указав, что просит признать незаконным бездействие ООО «Управляющая компания города Облучье» в не обеспечении очистки кровель жилых домов от снега, наледей и сосулек по адресам: г. Облучье, ул. 60 лет СССР, 8, 10, ул. Денисова, 15б, 17, 19, 23. От требований обязать ООО «Управляющая компания города Облучье» произвести уборку крыш вышеуказанных домов отказалась.

Представитель ООО «Управляющая компания города Облучье» в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Управляющая компания города Облучье».

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика указал, что с исковыми требованиями прокурора не согласен, так как ООО «Управляющая компания города Облучье» не могло осуществить работу по уборке крыш от снега, удалению сосулек и наледи с кровель так как 05.02.2011, 06.02.2001, 07.02.2011 года в г. Облучье наблюдались осадки в виде снега и работы по очистке крыш были травмоопасны. Кроме того, согласно Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 г. очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью, удаление наледей и сосулек – по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. По мнению представителя, прокуратурой не установлено и не доказано, каким непосредственно материалом покрыты кровли на домах, указанных в исковом заявлении, а Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда являются обязательными для управляющей или подрядной организации только в случае указания на них в договоре.

Заслушав мнение истца, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из выписки из реестра муниципальной собственности муниципального образования «Облученское городское поселение» дома, расположенные по ул. Денисова, 15б, 60 лет СССР, 8, 10 являются муниципальной собственностью «Облученского городского поселения».

Как следует из договора управления многоквартирными домами, расположенными в г. Облучье от 1.04.2010 г., заключенного между ООО «Управляющая компания г. Облучье» и муниципальным образованием «Облученское городское поселение» управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Представителями ответчика Витенко Н.Ф., Зубаревой Е.А, участвовавших в судебных заседаниях 29.03.2011 г. и 4.04.2011 г., ни в отзыве не оспаривался факт обслуживания ООО «Управляющая компания города Облучье» многоквартирных домов, расположенных в г. Облучье по адресам ул. 60 лет СССР, 8, 10, ул. Денисова, 15б, 17, 19, 23.. Обслуживание данного жилищного фонда «Управляющей компанией города Облучье» следует и из акта проверки № 63 от 1.02.2011 г., исходя из чего, суд считает установленным, что управление вышеперечисленными многоквартирными домами осуществляет ООО «Управляющая компания города Облучье».

Из акта проверки № 63 от 1.02.2011 г., проведенной представителем прокуратуры Облученского района совместно с представителем государственной жилищной инспекции ЕАО, а также с представителем управляющей компании ООО «Управляющая компания г. Облучье» Свертокой З.С. следует, что по адресам г. Облучье, ул. 60 лет СССР, 8, 10, ул. Денисова, 15б, 17, 19, 23 имеются нарушения п. 4.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, не организована работа по очистке кровель домов от снега и льда.

В соответствии с п. 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 очистка кровли от мусора и грязи производится 2 раза весной и осенью. Удаление наледей и сосулек по мере необходимости. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега, не допуская накопление снега слоем более 30 см., при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине.

Таким образом, учитывая, что в акте указана норма нормативного документа, описано в чем выразилось нарушение, а именно в не проведении работ по очистке кровли от снега и льда, учитывая, что акт подписан и не оспаривался ответчиком, в нем также отсутствуют и замечания со стороны ответчика, суд считает установленным факт накопления на кровле домов такого слоя снега, накопление которого не допускается, а также наличие на кровле домов льда (сосулек).

Доказательств того, что технические характеристики крыши исключают необходимость их очистки, а именно, что кровли вышеуказанных домом являются мягкими, в связи с чем, ответчик не обязан оказывать услугу по очистке ООО «Управляющая компания г. Облучье» не представлено.

Акт обследования кровли жилых домов в г. Облучье от 31.03.2011 г., которым установлено отсутствие снега и сосулек на краю крыш домов суд не может принять во внимание, так как он составлен спустя 2 месяца со времени обследования и выявления нарушения. Кроме того, суду также не представлено доказательств, подтверждающих, что после 1.02.2011 г. уборка кровли производилась. Совокупность данных доказательств свидетельствует лишь о том, что только в результате погодных условий (наступления оттепели и таяния снега) крыши стали чистыми от снега и льда, а ООО «Управляющая компания г. Облучье» очистку кровель не производило.

Суд также не может согласится с доводами ответчика о том, что выполнение требований Постановления Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 не являются обязательными для ООО «Управляющая компания города Облучье» и считает, что ответчиком неверно истолкован объем и условия выполнения управляющей компанией на основании договоров с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах функций по содержанию и ремонту общего имущества.

Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ крыши многоквартирного жилого дома как здания являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

Исходя из п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. При этом многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии с п. 3 ст. 162 Жилищного кодекса в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

В силу ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктами 16 и 17 Правил содержания определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса, пунктов 28 и 31 Правил содержания, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации), которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23.10.2003 N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Более того, ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний.

Кроме того, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в ст. 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Таким образом, судом установлено, что в силу договора управления многоквартирным домом, а также, учитывая положения вышеуказанных нормативных актов, ООО «Управляющая компания города Облучье» обязано оказывать услуги по надлежащему содержанию общего имущества, в том числе производить очистку кровли, не допуская накопление 30 см. слоя снега, а также удалять наледи, сосульки, однако данную обязанность не выполняла.

В части требований прокурора к ООО «Управляющая компания города Облучье» обязать последнее произвести очистку кровель жилых домов, расположенных в г. Облучье, ул. 60 лет СССР, 8, 10, ул. Денисова, 15б, 17, 19, 23, от которых согласно заявлению прокурор отказался, последствия отказа от части исковых требований прокурору понятны и разъяснены суд производство по делу прекращает.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу ст. 333.36 НК РФ прокурор Облученского района освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В порядке статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца необходимо взыскать его расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском. Указанные расходы составляют 200 рублей.

Руководствуясь ст. 39, 161, 162 ЖК РФ, ст. 36 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Облученское городское поселение» к ООО «Управляющая компания города Облучье» о признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье», выразившееся в не обеспечении очистки от снега, наледей и сосулек кровель жилых домов, расположенных в г. Облучье, ул. 60 лет СССР, 8, 10, ул. Денисова, 15б, 17, 19, 23 незаконным.

Взыскать с ООО «Управляющая компания города Облучье» в бюджет муниципального образования «Облученский муниципальный район» расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба, принесено кассационное представление в суд ЕАО в течение 10 дней через Облученский районный суд.

Судья М.Е. Слободчикова