о понуждении к исполнению обязательств



Решение вступило в законную силу: 05.05.2011

Дело № 2-152/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА Облученский районный суд ЕАО в составе:

судьи Слободчиковой М.Е.

при секретаре Чупровой Д.В.

с участием:

помощника прокурора Облученского района ЕАО Будченко Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Теплоозерское и Лондоковское городских поселений» к ООО «Дальсантехмонтаж» о признании незаконным бездействия, -

у с т а н о в и л:

Прокурор Облученского района обратился в Облученский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Теплоозерское и Лондоковское городских поселений» к ООО «Дальсантехмонтаж» о признании незаконным бездействия и о понуждении к исполнению определенных обязательств.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Облученского района проведена проверка исполнения управляющей организацией обязанности по содержанию и благоустройству жилого фонда. В результате проверки установлено, что ООО «Дальсантехмонтаж» в нарушение Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, п. 3.6.14 раздела 111 Постановления Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении норм и правил технической эксплуатации жилищного фонда» не производит своевременную очистку кровель многоквартирных домов от снега и льда по адресам: п. Лондоко-завод ул. Комсомольская 4,6,7,8а,9,12а; п. Теплоозерск по ул. Бонивура 3,12; по ул. Лазо 1,2,3,4,20,29; по ул. Калинина 23, 29. В связи с чем просят признать незаконным бездействие ООО «Дальсантехмонтаж» в не обеспечении очистки кровель жилых домов от снега, наледей и сосулек, а также обязать ООО «Дальсантехмонтаж» произвести уборку крыш вышеуказанных домов.

В судебном заседании помощник прокурора Будченко Т.В. заявленные исковые требования уточнила, указав, что просит признать незаконным бездействие ООО «Дальсантехмонтаж» в не обеспечении очистки кровель жилых домов от снега, наледей и сосулек по адресам: п. Лондоко-завод ул. Комсомольская 4,6,7,8а,9,12а; п. Теплоозерск по ул. Бонивура 3,12; по ул. Лазо 1,2,3,4,20; по ул. Калинина 23, 29. От требований обязать ООО «Дальсантехмонтаж» произвести уборку крыш вышеуказанных домов отказалась. Кроме того, пояснила, что поскольку дом по ул. Лазо 29 в п. Теплоозерск не находится в муниципальной собственности, то действие договора управления многоквартирным домом, заключенного между муниципальным образованием «Теплоозерское городское поселение» и ООО «Дальсантехмонтаж» на него не распространяется, поэтому в части признания незаконным бездействия ООО «Дальсантехмонтаж» в не обеспечении очистки кровли данного дома также отказалась. В остальной части исковые требования поддержала.

Представитель ООО «Дальсантехмонтаж» в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Дальсантехмонтаж»

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика указал, что с исковыми требованиями прокурора не согласен, так как Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 г. обязательны для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, а для коммерческих организаций носят рекомендательный характер. Кроме того, по мнению представителя, в акте проверки № 63 от 1.02.2011 г., которым установлено нарушение, не указано в чем выразилось нарушение, а именно какой слой снега лежал на кровле, имелись ли сосульки, доказательств, подтверждающих факты, изложенные в актах, не представлено.

Заслушав мнение истца, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из выписки из реестра муниципальной собственности муниципального образования «Теплоозерское городское поселение дома, расположенные по ул. Бонивура 3,12; ул. Лазо 1,2,3,4,20; ул. Калинина 23,29 являются муниципальной собственностью «Теплоозерского городского поселения».

Из ответа главы администрации муниципального образования Лондоковское городское поселение № 38 от 7.02.1011 г. следует, что дома по ул. Комсомольская 4,6,7,8а,9,12а в п. Лондоко-завод состоят в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Лондоковское городское поселение».

Ответчиком по требованию суда представить на подготовку и при дальнейшем разбирательстве дела договор управления многоквартирным домом с перечнем обслуживаемых домов, либо договоры управления, заключенные с собственниками каждого из вышеперечисленных домов данные документы не представлены.

Представителем ответчика ни на подготовке, ни в отзыве не оспаривался факт обслуживания ООО «Дальсантехмонтаж» вышеуказанных многоквартирных домов, Обслуживание данного жилищного фонда ООО «Дальсантехмонтаж» следует и из акта проверки № 63 от 1.02.2011 г., исходя из чего суд считает установленным, что управление вышеперечисленными многоквартирными домами осуществляет ООО «Дальсантехмонтаж».

Из акта проверки № 63 от 1.02.2011 г., проведенной представителем прокуратуры Облученского района совместно с представителем государственной жилищной инспекции ЕАО, с участием представителя ответчика Пака Е.Е., следует, что адресам п. Теплоозерск ул. Бонивура 3, 12; по ул. Лазо 1,2,3,4,20; ул. Калинина 23, 29; а также в п. Лондоко-завод по ул. Комсомольская 4, 6,7,8а,9,12а имеются нарушения п. 4.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, не организована работа по очистке кровель домов от снега и льда.

В соответствии с п. 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 очистка кровли от мусора и грязи производится 2 раза весной и осенью. Удаление наледей и сосулек по мере необходимости. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега, не допуская накопление снега слоем более 30 см., при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине.

Таким образом, учитывая, что в акте указана норма нормативного документа, описано в чем выразилось нарушение, а именно в отсутствии работы по очистке кровли от снега и льда, учитывая, что акт подписан в том числе и представителем ответчика, согласившегося с данным нарушением, не внесшего никаких замечаний в акт, суд считает установленным факт накопления на кровле домов такого слоя снега, накопление которого не допускается, а также наличие на кровле домов льда (сосулек).

По вышеуказанным основаниям суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что прокуратурой не установлено событие нарушения и не указано в чем нарушение выразилось.

Доказательств отсутствия нарушения ответчиком не представлено. Акт обследования кровли жилых домов в п. Лондоко-завод от 31.03.2011 г., которым установлено отсутствие снега и сосулек на краю крыш домов суд не может принять во внимание, так как составлен он спустя 2 месяца со времени обследования и выявления нарушения. Кроме того, суду также не представлено доказательств, подтверждающих, что после 1.02.2011 г. уборка кровли производилась. Совокупность данных доказательств свидетельствует лишь о том, что только в результате погодных условий (наступления оттепели и таяния снега) крыши стали чистыми от снега и льда.

Суд также не может согласится с доводами ответчика о том, что выполнение требований Постановления Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 не являются обязательными для ООО «Дальсантехмонтаж» и считает, что ответчиком неверно истолкован объем и условия выполнения управляющей компанией на основании договоров с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах функций по содержанию и ремонту общего имущества.

Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ крыши многоквартирного жилого дома как здания являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

Исходя из п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. При этом многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии с п. 3 ст. 162 Жилищного кодекса в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

В силу ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктами 16 и 17 Правил содержания определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации), которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23.10.2003 N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Более того, ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний.

Кроме того, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в ст. 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Таким образом, судом установлено, что в силу договора управления многоквартирным домом, а также, учитывая положения вышеуказанных нормативных актов, ООО «Дальсантехмонтаж» обязано оказывать услуги по надлежащему содержанию общего имущества, в том числе производить очистку кровли, не допуская накопление 30 см. слоя снега, а также удалять наледи, однако данную обязанность не выполняла.

В части требований прокурора к ООО «Дальсантехмонтаж» обязать последнее произвести очистку кровель жилых домов, расположенных в п. Лондоко-завод по ул. Комсомольская 4.6,7,8а,9,12а; в п. Теплоозерск по ул. Бонивура 3, 12; по ул. Лазо 1,2,3,4,20, от которых согласно заявлению прокурор отказался, последствия отказа от части исковых требований прокурору понятны и разъяснены суд производство по делу прекращает.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу ст. 333.36 НК РФ прокурор Облученского района освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В порядке статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца необходимо взыскать его расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском. Указанные расходы составляют 200 рублей.

Руководствуясь ст. 39, 161, 162 ЖК РФ, ст. 36 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципальных образований «Теплоозерское и Лондоковское городских поселений» к ООО «Дальсантехмонтаж» о признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж», выразившееся в не обеспечении очистки от снега, наледей и сосулек кровель жилых домов, расположенных в п. Лондоко-завод по ул. Комсомольская 4.6,7,8а,9,12а; в п. Теплоозерск по ул. Бонивура 3, 12; по ул. Лазо 1,2,3,4,20 незаконным.

Взыскать с ООО «Дальсантехмонтаж» в бюджет муниципального образования «Облученский муниципальный район» расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба, принесено кассационное представление в суд ЕАО в течение 10 дней через Облученский районный суд.

Судья М.Е. Слободчикова