Решение вступило в законную силу: 15.04.2011
Дело № 2-96/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата Облученский районный суд ЕАО в составе:
судьи Слободчиковой М.Е.
с участием истца помощника прокурора Облученского района Юрченко Н.Н.
ответчика Лисицкой О.В., ее представителя Шевченко О.А.; соответчика администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Папуловой А.О., представителя третьего лица администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Уба Н.А., представителя органа опеки и попечительства Федоровой И.Н.
при секретаре Вдовине А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Облучье дело по иску прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц-жителей муниципального образования «Облученский муниципальный район к Лисицкой Оксане Валерьевне, администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным и применении последствий недействительности сделки, -
У с т а н о в и л:
Прокурор Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц-жителей муниципального образования «Облученский муниципальный район обратился в суд с иском к Лисицкой Оксане Валерьевне, администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО, администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным и применении последствий недействительности сделки. Свои доводы мотивировал тем, что администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район» в нарушение принятого главой администрации постановления № 1049 заключила с Лисицкой О.В. договор найма служебного помещения, расположенного Адрес 1 от 12.12.2008 г, тогда как последняя не относится к категории лиц, которым может быть в соответствии с данным постановлением предоставлено служебное жилое помещение. В связи с чем, просил суд признать данный договор недействительным и применить последствия ничтожной сделки, обязав Лисицкую О.В. возвратить неосновательно приобретенное имущество.
В судебном заседании истец исковые требования уточнил, просил суд признать договор найма служебного помещения недействительным, применить последствия недействительной сделки, выселив Лисицкую О.В. с детьми из жилого помещения, расположенного Адрес 1, без предоставления другого жилого помещения, квартиру возвратить собственнику жилого помещения – муниципальному образованию «Кульдурское городское поселение». Требования, изложенные в исковом заявлении поддержал, дополнительно пояснив, что спорное жилое помещение не было надлежащим образом признано служебным, так как не включено в реестр служебных жилых помещений, который ведется комитетом по управлению муниципальным имуществом.
Ответчица Лисицкая О.В. с требованиями истца не согласилась, суду пояснила, что работает в Федеральном государственном учреждении «Кульдурский военный санаторий Дальневосточного военного округа» Министерства обороны в качестве гражданского персонала, жилищной комиссией по месту работы в 2008 г. ей было предоставлено жилое помещение Адрес 1 как необеспеченной жильем. После чего с ней был заключен договор найма служебного жилого помещения. В спорной квартире она проживает вместе с двумя несовершеннолетними детьми.
Представитель ответчика Лисицкой О.В. Шевченко О.А., действующая по ордеру, с требованиями истца не согласилась. Суду пояснила, что на момент распределения Лисицкой О.В. жилое помещение находилось в ведении Биробиджанской КЭЧ и принадлежала Федеральному государственному учреждению «Кульдурский военный санаторий Дальневосточного военного округа» Министерства обороны, где Лисицкая О.В. по настоящее время работает. Постановлением главы администрации района квартира была признана служебной для военнослужащих. Лисицкая на момент предоставления жилого помещения не была обеспечена другим жилым помещением, снимала квартиры для проживания.
Представитель соответчика муниципального образования «Облученский муниципальный район» Папулова А.О. с требованиями истца согласилась. Суду пояснила, что договор о повторном заселении администрацией муниципального образования «Облученский муниципальный район» с КЭЧ не заключался, каким нормативным актом предусмотрено ведение реестра служебных жилых помещений в Комитете по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Облученский муниципальный район» пояснить не может.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Уба Н.А. с требованиями истца согласилась, суду пояснила, что с 1.01.2009 г. спорное жилое помещение было передано муниципальным образованием «Облученский муниципальный район» в собственность муниципального образования «Кульдурское городское поселение». Лисицкая О.В. в настоящее время встала на учет как нуждающаяся в жилом помещении. После принятия жилого помещения в собственность городского поселения договор с Лисицкой не перезаключался, требований о выселении ей не предъявлялось и она продолжает проживать в квартире на основании договора найма служебного жилого помещения, заключенного муниципальным образованием «Облученский муниципальный район». Администрация городского поселения не принимала решений о признании спорного жилого помещения служебным.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора на стороне ответчика, ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района» Минобороны России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения которого уведомлен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, уведомленного о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав пояснения сторон, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение представителя органа опеки и попечительства, суд считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации). Учитывая, что Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 2, 3 ст. 104 ЖК РФ категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, устанавливаются органом местного самоуправления. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В судебном заседании из распоряжения № 348 от 28.01.2004 г. установлено, что жилое помещение, расположенное Адрес 1 находилось в федеральной собственности, принадлежало Министерству обороны РФ и было закреплено на праве оперативного управления за Биробиджанской КЭЧ.
На основании распоряжения Правительства РФ № 1314 от 12.10.2004 г., акта приема-передачи от 28.12.2004 г. жилой дом по ул. Раскопенского 10 в п. Кульдур передан в муниципальную собственность муниципального образования «Облученский район»
Постановлением и.о. главы муниципального образования «Облученский муниципальный район» № 1009 от 4.10.2007 г. квартира 14 в доме по ул. Раскопенского 10 в п. Кульдур признана служебной для военнослужащих и членов их семей.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии федерального государственного учреждения «Кульдурский военный санаторий Дальневосточного военного округа» Министерства обороны РФ от 3.09.2008 г. принято решение о предоставлении жилого помещения – Адрес 1 Лисицкой О.В., являющейся сотрудницей военного санатория.
Решение жилищной комиссии о предоставлении спорного жилого помещения Лисицкой О.В. истцом в судебном заседании не оспаривалось.
В соответствии с п. 20 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в вооруженных силах» № 80 от 15.02.2000 г. (с изменениями и дополнениями) допускалось обеспечение работников из числа гражданского персонала Вооруженных сил служебными жилыми помещениями.
На основании данного решения жилищной комиссии муниципальное образование «Облученский муниципальный район» 12.12.2008 г. заключило с Лисицкой О.В. в связи с ее работой в военном санатории договор найма служебного жилого помещения, срок действия которого по 12.12.2011 г.
Из чего следует, что собственник служебного жилого помещения – муниципальное образование «Облученский муниципальный район» согласилось с принятым решением жилищной комиссии о предоставлении Лисицкой вышеуказанного служебного жилого помещения.
Согласно п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» № 76 от 27.05.1998 г.(с изменениями и дополнениями) в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающих с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду.
В связи с чем, по мнению суда, постановлением и.о. главы муниципального образования «Облученский муниципальный район» квартира Адрес 1 и была признана служебной для военнослужащих и членов их семей.
Свидетель О., суду пояснила, что после выезда в 2007 г. военнослужащего, вновь прибывший военнослужащий капитан К. отказался от квартиры Адрес 1 издержки по ее содержанию несла КЭЧ Биробиджанского района, в связи с чем, для сохранения квартиры следующему военнослужащему, квартира была предоставлена работнику санатория Лисицкой О.В., поскольку в случае отсутствия нуждающихся в предоставлении жилого помещения военнослужащих жилое помещение может быть предоставлено работникам гражданского персонала. Лисицкая О.В. стояла на учете в военном санатории как лицо, нуждающееся в предоставлении жилого помещения.
Порядок отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, установленный Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.2006 г. не нарушен, так как решение о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением к определенному виду принято постановлением от 4.10.2007 г. № 1009, принято оно уполномоченным органом – и.о. главы муниципального образования «Облученский муниципальный район» на основании отношения начальника Биробиджанской КЭЧ. Все документы, необходимые для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, перечень предоставления которых указан в п. 13 вышеуказанных Правил, в органе управления муниципальным жилищным фондом имелись, так как муниципальное образование «Облученский муниципальный район» само являлось собственником спорного жилого помещения.
Не направление решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по мнению суда, не оспаривают отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду, так как согласно ст. 131 ГК РФ государственной регистрации подлежит право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение. В соответствии со ст. 216 ГК РФ вещными правами являются право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, сервитуты, право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом. Отнесение жилого помещения его собственником к специализированному жилищному фонду не является иным вещным правом, сервитутом, ограничением права. Собственником жилого помещения – администрацией муниципального района «Облученский муниципальный район» не было не только направлено решение об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилью, но и не зарегистрировано право собственности на данное жилое помещение.
Суд не может согласится с доводами истца о нарушении порядка отнесения жилого помещения к служебному, поскольку в реестре служебных жилых помещений муниципального образования «Облученский муниципальный район» данное жилое помещение не значится, так как Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» ведение такое реестра не предусмотрено.
Учитывая вышеизложенное, а также отнесение постановлением № 1009 от 4.10.2007 г. спорного жилого помещения к служебному, которым также была определена категория лиц, которым данное служебное жилое помещение предоставляется, а именно для категории военнослужащих и членов их семей, то есть лиц, относящихся к Министерству обороны, до принятия Постановления главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» № 1049 от 1.08.2008 г. «Об утверждении категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «Облученский муниципальный район», и действие постановления № 1009 до 1.01.2009 г. суд не находит оснований для признания договора найма служебного жилого помещения, заключенного между муниципальным образованием «Облученский муниципальный район» и Лисицкой О.В. заключенным с нарушением закона.
Из Закона ЕАО № 479 от 26.11.2008 г. «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием «Облученский муниципальный район» ЕАО и городскими, сельскими поселениями, входящими в его состав, акта о приеме-передаче от 1.01.2009 г. следует, что квартира Адрес 1 передана с 1.01.2009 г. в муниципальную собственность Кульдурского городского поселения.
В соответствии с ч.2 ст. 102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником – нанимателем такого жилого помещения.
Учитывая, что спорное жилое помещение передано с 1.01.2009 г. в муниципальную собственность Кульдурского городского поселения с которым ответчица Лисицкая О.В. не состоит в трудовых отношениях, то с 1.01.2009 г. договор найма служебного жилого помещения от 12.12.2008 г. прекратил свое действие.
Согласно ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированного жилого помещения граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 102 ЖК РФ.
Таким образом, требования прокурора о выселении Лисицкой О.В. без предоставления другого жилого помещения также не подлежат удовлетворению.
Суд не принимает признание иска представителя ответчика администрацией муниципального образования «Облученский муниципальный район» поскольку признание иска противоречит закону.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 92, 104 ЖК РФ, ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих», ст. 194-198 ГПК РФ, суд -
Р е ш и л:
Исковые требования прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц-жителей муниципального образования «Облученский муниципальный район к Лисицкой Оксане Валерьевне, администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным и применении последствий недействительности сделки оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в областной суд ЕАО в течение 10 дней через Облученский районный суд.
Судья М.Е. Слободчикова