Решение вступило в законную силу: 29.08.2012 года. Дело № 2-379/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Облучье 23 июля 2012 года Облученский районный суд ЕАО в составе: председательствующего судьи Папуловой С.А., при секретаре судебного заседания Бочарниковой О.А., с участием помощника прокурора Облученского района ЕАО Афониной С.В., представителя ответчика – представителя администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Садретдиновой О.В., представителя третьего лица – представителя общества с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» Витенко Н.Ф., представителя третьего лица – представителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области по Смидовичскому и Облученскому районам Сыроватского Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» о понуждении к определенным действиям, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Облученского района ЕАО обратился в Облученский районный суд к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района с исковым заявлением о понуждении к определенным действиям. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Облученского района проведена проверка соблюдения и исполнения требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека в части обеспечения населения питьевой водой. Проведенной проверкой установлено, что на центральном водозаборе г. Облучье сложилась неблагоприятная ситуация с обеззараживанием воды, существующий процесс хлорирования воды жидким хлором не соответствует нормам промышленной безопасности и создает угрозу жизни людей. В настоящее время хлорирование воды осуществляется раствором гипохлорида кальция в водопровод, что по многим причинам не может обеспечить качественное обеззараживание питьевой воды. Эксплуатация установок с применением жидкого хлора небезопасна для окружающей среды. Как следует из сообщения территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области по Смидовичскому и Облученскому районам от 08.06.2012 года, производственный контроль и санитарно-гигиенический мониторинг за хозяйственно-питьевым водоснабжением города за последнее время выявляет санитарно-химические и микробиологические показатели, не соответствующие СанПиН 2.1.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», на водозаборных сооружениях: от 07.04.12 г., 28.04.12 г., 30.05.12 г., 31.05.12 г., а также на водопроводной сети: 19.04.12 г., 28.04.12 г., 29.05.12 г. В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01, питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Муниципальное унитарное предприятие «Водоснабжение и водоотведение по Облученскому району» муниципального образования «Облученский муниципальный район» создано на основании решения собрания депутатов от 18.09.2008 г. № 896. В соответствии с решением собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район» от 09.09.2009 года № 83 и решением Собрания депутатов муниципального образования «Облученское городское поселение» от 28.09.2009 года № 160 по акту приема-передачи имущества от 25.12.2009 года передано муниципальному образованию «Облученское городское поселение» и переименовано в муниципальное унитарное предприятие «Водоснабжение и водоотведение по городу Облучье» муниципального образования «Облученское городское поселение». Пунктом 3.2 Устава муниципального унитарного предприятия «Водоснабжение и водоотведение по Облученскому району» муниципального образования «Облученский муниципальный район», определены виды деятельности предприятия, в том числе обеспечение бесперебойной работы сооружений, устройств и оборудования систем водоснабжения и водоотведения; выполнение требований экологической безопасности и охраны здоровья населения, проведение мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов. В соответствии с п. 4.1 ч. 4 Устава муниципального унитарного предприятия «Водоснабжение и водоотведение по Облученскому району» муниципального образования «Облученский муниципальный район» учредителем и собственником имущества предприятия является администрация Облученского городского поселения. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 19.06.2012 года, здание хлораторной (год постройки 1975), хлоратор ЛОНИИ-100 (ввод в эксплуатацию 2006 г.), Бактерицидная установка (ввод в эксплуатацию 1995 г.) являются муниципальной собственностью муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО. Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО путем проведения комплекса мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению Облученского городского поселения, обеспечить соответствие питьевой воды нормативным требованиям в срок до 01.10.2012 года. В судебном заседании помощник прокурора Облученского района ЕАО Афонина С.В. исковые требования поддержала по доводам иска, просит суд обязать администрацию муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО путем проведения комплекса мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению Облученского городского поселения, обеспечить соответствие питьевой воды нормативным требованиям в срок до 01.10.2012 года. Представитель ответчика – представитель администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Садретдинова О.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Облученского района ЕАО признала в полном объеме, о чем представила суду заявление, просила суд установить срок для проведения комплекса мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению Облученского городского поселения и обеспечения соответствия питьевой воды нормативным требованиям до 31.12.2012 года. Представители третьих лиц - представитель общества с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» Витенко Н.Ф. и представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области по Смидовичскому и Облученскому районам Сыроватский Н.Н в судебном заседании не возражали против удовлетворения требований прокурора Облученского района об обязании администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО путем проведения комплекса мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению Облученского городского поселения, обеспечить соответствие питьевой воды нормативным требованиям в срок до 31.12.2012 года. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Облученского района ЕАО подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Федеральный закон), федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) согласно статье 1 указанного Федерального закона - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (согласно п. 1 ст. 2 указанного закона) обеспечивается посредством, в том числе государственного санитарно-эпидемиологического надзора, под которым, понимается деятельность по контролю за выполнением индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Согласно ст. 3 вышеназванного Федерального закона, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 1 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения прежде всего регулируются ст. 42 Конституции РФ, а также федеральными законами и постановлениями Правительства РФ, приказами отраслевых министерств Российской Федерации и другими, предусматривающими перечни различных факторов среды обитания, требующих проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и основные условия организации и проведения этих мероприятий. В соответствии со ст. 8 Федерального закона, граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 11 Федерального закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Статьей 19 Федерального закона регламентировано, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. В силу п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также с названными Правилами и договором. Из содержания пункта 2 раздела 1 приложения № 1 к указанным Правилам следует, что одним из требований к качеству такой коммунальной услуги, как холодное водоснабжение, является постоянное соответствие состава и свойств холодной воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств холодной воды от санитарных норм и правил не допускается. В соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые, в частности, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (СанПиН 2.1.4.1074-01) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. Данные правила обязательны для лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед её поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети, а благоприятные органолептические свойства воды определяться её соответствием приведенным в названном документе нормативам. В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01, питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Полномочия по признанию иска представителем ответчика – представителем администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области оговорены в доверенности от 20.06.2012 года. Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 173 и ч.2 ст. 209 ГПК РФ, представителю ответчика разъяснены, ему понятны. Признание ответчиком иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц. Суд считает возможным принять признание иска ответчиком. В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В соответствии с ч.4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. В связи с чем суд считает, исковые требования прокурора Облученского района ЕАО к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» об обязании администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО путем проведения комплекса мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению Облученского городского поселения, обеспечить соответствие питьевой воды нормативным требованиям в срок до 31.12.2012 года подлежат удовлетворению в полном объеме. Оснований, предусмотренных ст. 39 ГПК РФ, по которым суд вправе не принимать отказ истца от иска, поскольку это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц, судом при исследовании материалов данного дела, не установлено. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решая вопрос о сроке, в течение которого необходимо возложить обязанность устранить допущенное нарушение, суд считает возможным установить администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» срок для устранения допущенных нарушений до 31 декабря 2012 года. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 330.36 Налогового кодекса РФ (НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. На основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Руководствуясь ст.ст.173, 194-198, 199, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» о понуждении к определенным действиям - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Облученское городское поселение» в срок до 31 декабря 2012 года путем проведения комплекса мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению Облученского городского поселения, обеспечить соответствие питьевой воды нормативным требованиям. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья С.А. Папулова