Постановление вступило в законную силу: 15.02.2011 г. Дело № 5-1/2011 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении г. Облучье Дата Судья Облученского районного суда Папулова С.А., с участием: представителя муниципального учреждения здравоохранения «Бирская амбулатория» Крутинь Л.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ в отношении муниципального учреждения здравоохранения «Бирская амбулатория» муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области, У С Т А Н О В И Л: Первый заместитель начальника управления здравоохранения Правительства ЕАО обратился в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности муниципальное учреждение здравоохранения «Бирская амбулатория» муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области, указывая, что начальником отдела лицензирования, контроля и надзора Управления Росздравнадзора по Еврейской автономной области Гойко А.В. 27.12.2010 г. составлен протокол №05-05/10-326 в отношении юридического лица - муниципального учреждения здравоохранения «Бирская амбулатория» об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, в том, что на основании поступившей в прокуратуру ЕАО, в управление здравоохранения правительства области жалобы гр. А. проживающей по Адрес 1 зарегистрированной 02.12.2010 за №П-95/10 ЗДРАВ/ЗДРАВ на действия работника скорой медицинской помощи п. Бира Д. при оказании ее дяде Х, скорой медицинской помощи в муниципальном учреждении здравоохранения «Бирская амбулатория» муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО, управлением здравоохранения правительства ЕАО в период с 10.12.2010 по 27.12.2010 проведена внеплановая выездная проверка по случаю оказания скорой медицинской помощи пациенту Х. в МУЗ «Бирская амбулатория» муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО Адрес 2. В ходе данной проверки было установлено: 1. Нарушение принципов приема и передачи вызовов бригаде скорой медицинской помощи – нарушение п.9-12 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.11.2004 №179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи»: прием вызова к Х. был осуществлен санитаркой скорой медицинской помощи МУЗ «Бирская амбулатория» Ш. 2. Нарушение пункта 28 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.11.2004г. №179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» - фельдшером Д. нарушены функциональные обязанности: во время поступления вызова отсутствовала на рабочем месте. 3. Санитарный транспорт Бирской СМП используется не по назначению, о чем свидетельствует запись из журнала СМП экстренной и неотложной помощи Бирской СМП: из записи следует, что с 09 часов 30 минут до 17 часов 30 минут (запись №2632) машина скорой медицинской помощи находилась в распоряжении старшей медсестры М. что является нарушением пункта 7 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 011.11.2004 №179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи». 4. Фельдшером Д. не правильно расценено состояние пациента, что в свою очередь вызвало неправильную тактику оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе, повлекшую за собой ухудшение течения основного заболевания. Пациент должен был быть доставлен в МУЗ «Облученская центральная районная больница « п.Теплоозерск или в ОГУЗ «Областная больница» г.Биробиджана для оказания специализированной помощи и наблюдения. 5. Укладка выездной бригады скорой медицинской помощи МУЗ «Бирская амбулатория» не укомплектована следующими лекарственными средствами: декстран, гидроксиэтилкрахмал, окситоцин, растворы, влияющее на водно – электролитный баланс, салфетки (или губки) гемостатические и др.препараты, что является нарушением приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.07.2010 №445н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения укладки выездной бригады скорой медицинской помощи», а также приложения №13 «Примерный перечень оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи» к приказу Министерства здравоохранения РФ от 26.03.1999 №100 «О совершенствовании организаций скорой медицинской помощи населению Российской Федерации». 6. Нарушение ведения необходимой учетной медицинской документации в МУЗ « Бирская амбулатория»: - не ведение карты вызова скорой медицинской помощи ( учетная форма № 110/у), что является нарушением приказа Минздравсоцразвития РФ от 02.12.2009 № 942 « об утверждении статистического инструментария станции (отделения ) больницы скорой медицинской помощи»; - в отделении СМП МУЗ «Бирская амбулатория» журнал записи вызовов СПМ не соответствует нормативным требованиям, ведется в произвольной форме, что является нарушением приказа Минздравсоцразвития РФ от 02.12.2009 № 942 « об утверждении статистического инструментария станции (отделения) больницы скорой медицинской помощи»; - «Журнал регистрации больных по приемному отделению» не соответствует утвержденной учетной форме 074/у «Журнал регистрации амбулаторных больных». 7. В процедурном кабинете отсутствует набор лекарственных препаратов для оказания экстренной помощи при кровотечении, отсутствует необходимая инструкция по проведению мероприятий при кровотечении. 8. Должностная инструкция фельдшера скорой медицинской помощи не соответствует требованиям положения о фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 №100 « О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации (приложение №10 к приказу). МУЗ «Бирская амбулатория» не обеспечивает при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых работ и услуг установленным требованиям и стандартам, что является нарушением пп. «з» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении положения о медицинской деятельности». В результате проверки установлено: муниципальным учреждением здравоохранения «Бирская амбулатория» муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО, осуществляется деятельность, не связанная с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии). Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки Управления здравоохранения правительства области от 27.12.2010 № 05-05/10-326. Выявленные в ходе проверки нарушения лицензионных требований и условий являются нарушением ч.3 ст.19.20. КоАП РФ, подпункта «з» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении положения о медицинской деятельности». По результатам проверки начальником отдела по лицензированию медицинской деятельности, фармацевтической деятельности, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществления контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи в сфере здравоохранения управления здравоохранения правительства Еврейской Автономной области Г. составлен протокол об административном нарушении от 27.12. 2010 № 05-05/10-326. Просит признать виновным в совершении административного правонарушения муниципальное учреждение здравоохранения «Бирская амбулатория» муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО на основании ч.1 ст.2.1, ч.1 ст.3.5, ч.3 ст.19.20 КоАП РФ. В судебное заседание представитель Управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области не явился, согласно заявлению, просили о рассмотрении административного материала без их участия. В судебном заседании заведующая амбулаторией п.Бира К. с протоколом №05-05/10-326 от 27.12.2010 года и доводами, приведенными в заявлении согласилась, не отрицала фактов в них изложенных. Суд, выслушав пояснения К, рассмотрев представленные материалы, приходит к следующему. Согласно ч.3 ст. 19.20. КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). В судебном заседании установлено, что согласно приказу Управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области №05-05/10-326 от 03.12.2010 г. была проведена проверка в отношении муниципального учреждения здравоохранения «Бирская амбулатория» муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области. Расположенной по Адрес 2 с целью контроля качества оказанной скорой медицинской помощи пациенту Х. в связи с поступившим обращением гр. А. Как следует из акта проверки государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №05-05/10-326 от 27.12.2010г. на основании жалобы гр. А. в прокуратуру ЕАО, в управление здравоохранения правительства области, зарегистрированной управлением здравоохранения правительства области 02.12.2010г. за №П-95/10 ЗДДРАВ/ЗДРАВ; приказа первого заместителя начальника управления здравоохранения правительства области А.Э. Винарской от 03.12.2010г. №05-05/10-326 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении муниципального учреждения здравоохранения «Бирская амбулатория» муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области. В ходе данной проверки были выявлены нарушения: не обеспечение лицензиатом – МУЗ «Бирская амбулатория» при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности от 16.06.2008г. №79-01-000012. При анализе представленной медицинской документации (справка вызова СМП, журнал регистрации больных по приемному отделению, журнал СМП экстренной неотложной помощи, должностная инструкция фельдшера СМП) установлено следующее: 1. В жалобе А. и пояснительной записке фельдшера Д. имеются существенные расхождения по времени вызова: по жалобе вызов поступил в 17 часов 30 минут, а по «Журналу СМП экстренной и неотложной помощи» 26.11.2010 в18 часов 05 минут. 2. Из пояснительной записки фельдшера Д. вызов поступил на ее личный сотовый телефон от санитарки скорой медицинской помощи МУЗ «Бирская амбулатория» Ш. из чего можно сделать вывод, что фельдшер Д. отсутствовала на рабочем месте; Из «Журнала СМП экстренной и неотложной помощи МУЗ «Бирская амбулатория» следует, что с 09 часов 30 минут до 17 часов 30 минут 26.11.2010 (запись за №2632) машина скорой медицинской помощи находилась в распоряжении старшей медсестры М. 4. Из пояснительной записки фельдшера Д. пациент доставлено МУЗ «Бирская амбулатория», но в «Журнале регистрации больных по приемному покою МУЗ «Бирская амбулатория» такой пациент не зарегистрирован и какие лечебные мероприятия проводились в амбулатории подтвердить невозможно; На экспертизу не предоставлена карта вызова скорой медицинской помощи в виду ее отсутствия, следовательно не представляется возможным объективно оценить степень тяжести пациента на момент осмотра, степень кровопотери, гемодинамические показатели в динамике, а также объем оказанной помощи временной показатель (время поступления вызова, время доезда, время затраченное на обслуживание вызова); 5. Из справки вызова СМП, жалобы А. и пояснительной записки фельдшера Д. следует, что у пациента Х. имеется тяжелое хронической заболевание крови: Миелодиспластический синдром, анемия, гепатит «ТТ» Постэкстаркицонное кровотечение возникло в результате хронического заболевания крови. Данное состояние должно быть расценено фельдшером Д. как острое, внезапно развившееся состояние, несмотря на тяжесть основного заболевания, которое требовало специализированной медицинской помощи. Следовательно, пациент Х. должен быть доставлен в МУЗ «Облученская центральная районная больница» либо в ОГУЗ «Областная больница» с диагнозом: Постэкстрационное кровотечение. Геморрагический шок, компенсированный. Миелодиспластический синдром. Анемия. Хронический гепатит «ТТ» для дальнейшего наблюдения, лабораторного исследования крови и коррекции возникших нарушений в условиях стационара и контроля лабораторных показателей крови. Несвоевременная госпитализация пациента Х. для оказания специализированной медицинской помощи привела к значительному ухудшению состояния пациента: в ОГУЗ «Областная больница» пациент Х. был госпитализирован только 30.11.2010 в связи с глубокой анемией (в анализе крови от 30.11.2010г. гемоглобин 49 г/л; эритроциты -1,64млн.) 7. Из пояснительной Д. а также пояснений главного врача МУЗ «Бирская амбулатория К. следует, что пациенту Х. доставленному в МУЗ «Бирская амбулатория» фельдшером скорой медицинской помощи, медицинская помощь оказывалась в процедурном кабинете, однако в ходе внеплановой выездной проверки установлено: в к указанном кабинете отсутствует набор лекарственных препаратов для оказания экстренной помощи при кровотечении, отсутствует необходимая инструкция по проведению мероприятий при кровотечении. 8. В представленной должностной инструкции фельдшера СМП, утвержденной главным врачом МУЗ «Бирская амбулатория» К. нет даты ознакомления фельдшеров с данной инструкцией. В приказе о приеме на работу фельдшера Д. отсутствует подпись работника об ознакомлении с данным приказом. 9. Не предоставлено материалов по разбору данного случая на уровне учреждения, не предоставлена карта экспертной оценки качества оказания скорой медицинской помощи пациенту Х. не представлен «Журнал учета клинико – экспертной работы учреждения» (учетная форма 035/у-02). В ходе проведения внеплановой выездной проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами: 1. Нарушение принципов приема и передачи вызовов бригаде скорой медицинской помощи – нарушение п.9-12 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.11.2004г. №179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи»: прием вызова к Х. был осуществлен санитаркой скорой медицинской помощи МУЗ «Бирская амбулатория» Ш. 2. нарушение пункта 28 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.11.2004г. № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» - фельдшером Д. нарушены функциональные обязанности: во время поступления вызова отсутствовала на рабочем месте. 3. Санитарный транспорт Бирской СМП используется не по назначению, о чем свидетельствует запись из журнала СМП экстренной и неотложной помощи Бирской СМП: из записи следует, что с 09 часов 30 минут до 17 часов 30 минут (запись №2632) машина скорой медицинской помощи находилась в распоряжении старшей медицинской сестры М, что является нарушением пункта 7 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.11.2004г. №179 «об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи». 4. Фельдшером Д. не правильно расценено состояние пациента на догоспитальном этапе, повлекшее за собой ухудшение течения основанного заболевания. Пациент должен был быть доставлен в МУЗ «Облученская центральная районная больница» п.Теплоозерск или в ОГУЗ «Областная больница» г.Биробиджана для оказания специализированной помощи наблюдения. Укладка выездной бригады скорой медицинской помощи МУЗ «Бирская амбулатория» не укомплектована следующими лекарственными средствами: декстран, гидроксиэтилкрахмал, окситоцин, растворы, влияющие на водно – электролитный баланс, салфетки (или губки) гемостатические и др. препараты, что является нарушением приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.07.2010 №445н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, укладки выездной бригады скорой медицинской помощи», а также приложения №13 «Примерный перечень оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи» приказу Министерства здравоохранения РФ от 26.03.1999 №100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации». 5. Нарушения ведения необходимой учетной медицинской документации в МУЗ «Бирская амбулатория»: не ведение карты вызова скорой медицинской помощи (учетная форма №110/у), что является нарушением приказа Минздравсоцразвития РФ от 02.12.2009г. №942 «Об утверждении статистического инструментария станции (отделения) больницы скорой медицинской помощи»; в отделении СМП МУЗ «Бирская амбулатория журнал записи вызовов СМП не соответствует нормативным требованиям, ведется в произвольной форме, что является нарушением приказа Мнинздравсоцразвития РФ от 02.12.2009г. №942 «Об утверждении статистического инструментария станции (отделения) больницы скорой медицинской помощи»; «Журнал регистрации больных по приемному отделению» не соответствует утвержденной учетной форме 074/у «Журнал регистрации амбулаторных больных». 6. В процедурном кабинете отсутствует набор лекарственных препаратов для оказания экстренной помощи при кровотечении, отсутствует необходимая инструкция по проведению мероприятий при кровотечении. 7. Должностная инструкция фельдшера скорой медицинской помощи не соответствует требованиям положения о фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 №100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации» (приложение №10 к приказу). 8. В МУЗ «Бирская амбулатория» не обеспечен контроль за качеством оказания скорой медицинской помощи, что является нарушением п.п. «з» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. №30 «Об утверждении Положения о медицинской деятельности», нарушением п.п. 8 п. 12 части 2 приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.09.2008г. №2008 №513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации». Данные факты подтверждаются представленными исследованными материалами дела: Справкой вызова СМП от 26.112010, выпиской из Журнала СМП экстренной и неотложной помощи, выпиской из Журнала регистрации больных по приемному отделению, Дневника работы станции скорой медицинской помощи за 26.11.2010г., Дневника работы станции скорой медицинской помощи за 25.10.2010-25.11.2010г.г., Пояснительной запиской Д, Должностной инструкцией фельдшера СМП, Приказа о приеме работника на работу №24 от 10.05.2010г., Экспертной оценкой заслуженного врача РФ. Члена профильной комиссии экспертного совета в сфере здравоохранения минздравсоцразвития РФ по специальности «скорая медицинская помощь», главного внештатного специалиста по скорой медицинской помощи управления здравоохранения Правительства ЕАО Л.П. Гуленка, которые аналогичны акту №05-05/10-326 от 27.12.2010г., жалобой от 30.11.2010 А. Юридическое лицо - муниципальное учреждение здравоохранения «Бирская амбулатория» муниципального образования «Облученский муниципальный район» имеет лицензию на осуществлении медицинской деятельности №79-01-000012 от 16.06.2008г. Согласно приложению №1 к лицензии осуществляет следующие работы и услуги: 1. доврачебная медицинская помощь по: акушерскому делу, лабораторной диагностике, медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинской статистике, сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии, скорой медицинской помощи. 2. Амбулаторно – поликлиническая медицинская помощь, в том числе: при осуществлении первично медико – санитарной помощи по: педиатрии, стоматологии, терапии, функциональной диагностике, экспертизе временной нетрудоспособности. Согласно п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. №30, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктом "з" пункта 5, а именно обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам). В соответствии со ст.2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или субъектами российской федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов российской федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Представитель муниципального учреждения здравоохранения «Бирская амбулатория» муниципального образования «Облученский муниципальный район» - главный врач по лечебной работе К. при ознакомлении с протоколом от 27.12.2010г. №05-05/10-326 согласилась с ним. Суд пришел к выводу, что муниципальное учреждение здравоохранения «Бирская амбулатория» муниципального образования «Облученский муниципальный район» осуществляла деятельность не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). А именно, МУЗ «Бирская амбулатория» муниципального образования «Облученский муниципальный район», имея лицензию на осуществление медицинской деятельности, не обеспечило контроль за качеством оказания скорой медицинской помощи, что является нарушением пп. «з» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением правительства РФ от 22.01.2007г. №30 «Об утверждении Положения о медицинской деятельности». Анализируя доказательства собранные по делу, суд считает, что поскольку вина муниципального учреждения здравоохранения «Бирская амбулатория» муниципального образования «Облученский муниципальный район» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ установлена, следовательно, указанное юридическое лицо подлежит административной ответственности по данной статье. Срок давности привлечения юридического лица - муниципального учреждения здравоохранения «Бирская амбулатория» муниципального образования «Облученский муниципальный район» к административной ответственности согласно ст. 4.5 ч. 1 КоАП РФ не истек. При определении административного наказания муниципальному учреждению здравоохранения «Бирская амбулатория» муниципального образования «Облученский муниципальный район», обстоятельств отягчающих и смягчающих ответственность, судом не установлено. На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9 ч. 1 п. 1 и ст. 29.10 КоАП РФ, П О С Т А Н О В И Л: Привлечь муниципальное учреждение здравоохранения «Бирская амбулатория» муниципального образования «Облученский муниципальный район» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Штраф подлежит перечислению на р/счет 40101810700000011023 ГРКЦ ГУ Банка России по ЕАО, г.Биробиджан, ИНН 7900001070, КПП 790101001, БИК 049923001, КБК 00211690040040000140, ОКАТО 99401000000, управление Федерального казначейства по ЕАО (Управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области л/с 04781000040). Постановление может быть обжаловано в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, и вступает в законную силу по истечении указанного срока. Судья: С.А. Папулова