Нарушение правил лицензирования



Решение вступило в законную силу: 10.03.2011 года.

Дело № 5-3\2011 г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Облучье Дата

Судья Облученского районного суда ЕАО Суржикова А.В.,

С участием представителей Управления Росздравпотребнадзора по ЕАО- Алексеенко Н.Ю., Климина С.А., Малинской И.В., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ в отношении юридического лица - Федерального бюджетного учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области»

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное бюджетное учреждение «Лечебно-исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по ЕАО» осуществляло деятельность, подлежащую обязательному лицензированию, не связанную с извлечением прибыли, на основании лицензии, с грубым нарушением требований и условий последней, не обеспечивая при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества предоставляемой медицинской помощи больному Ш. находившемуся на стационарном лечении с в период времени в нарушение установленных стандартов оказания медицинских услуг, выразившихся:

1. В отсутствии выполненных результатов обследования необходимых пациенту.

Так в ходе проверки выявлено, что Ш. проведен неполный комплекс обследования в период наблюдения в стационаре: отсутствуют показатели ретикулоцитов, гематокрита в общем анализе крови от Дата 1 и 2, в биохимии крови Дата 1 отсутствуют показатели белковых фракций, щелочной фосфатазы, сахар крови, результат обследования железа в сыворотке крови, результат анализа крови на группу и резус-фактор, результат определения антигена гепатита С при наличии в анамнезе хронического гепатита,

- нарушении кратности обследования: отсутствует один результат общего анализа крови в период получения лечения, отсутствуют результаты ультразвукового исследования внутренних органов, щитовидной железы, малого таза, фиброгастродуоденоскопии. Указанные недостатки являются нарушением приказа Минздавмедпрома РФ от 08.04.1996 года № 134 «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи» (раздел «железодефицитная анемия), региональных стандартов медицинской помощи больным ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, утвержденных и.о. начальника ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО В.П. Фомченко «Стандарт медицинской помощи больным с железодефицитной анемией».

2. В необеспечении надлежащего контроля за соответствием качества оказанной медицинской помощи при наличии возможности у лицензиата соблюдения действующего законодательства – наличия лицензии по контролю качества, наличие у специалистов образования по контролю качества, приказов об организации деятельности в учреждении по контролю качества.

2.1 Так проверкой установлено, что госпитализация соматического больного Ш. в ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО и оказание ему медицинской помощи в данном учреждении неправомерны, поскольку из истории болезни Ш. не следует, что он страдает заболеванием – туберкулез, в тот время как в соответствии с «Положением о федеральном государственном учреждении «лечебно-исправительное учреждение № 2 УФСИН России по ЕАО», утвержденном приказом ФСИН от 28.03.2005 года № 191 указано, «ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО является лечебным исправительным учреждением для содержания осужденных мужского пола, больных туберкулезом…». В приказе МЮ РФ от 16.08.2006 года № 263 «Об утверждении перечней лечебно-профилактических и лечебно-исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы для оказания медицинской помощи осужденным» в приложении № 1 определен перечень лечебно-исправительных учреждений, в которые направляются на стационарное лечение осужденные мужчины, больные соматическими заболеваниями», в котором ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО отсутствует, а указано в приложениях № 6 и № 8, где перечислен перечень ЛИУ, в которые направляются на стационарное и амбулаторное лечение осужденные мужчины, больные туберкулезом. В приказе Минюста от 25.08.2008 года № 178 «о передислокации и лимитах наполнения ИУ, ЛИУ» указано, что «ЛИУ № 2 для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза (п. Бира) УФСИН России по ЕАО».

- Проведение в стационарных условиях обследования и лечения амбулаторного уровня, с учетом легкой степени течения у больного Ш. железодефицитной анемии, является нарушением приказа Минздавмедпрома РФ от 08.04.1996 года № 134 «о временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи» (раздел железодефицитная анемия»). Также в истории болезни отсутствует информация о необходимости госпитализации больного с обоснованием причины.

2.2. Клинический диагноз при поступлении установлен при отсутствии необходимых результатов обследований – на момент обоснования диагноза от 06.08.2010 года (на 3 день поступления) в истории болезни отсутствуют результаты полноценного клинического осмотра пациента, назначенного УЗИ органов брюшной полости и почек, консультации хирургов, в анализах крови при поступлении: отсутствуют результаты ретикулоцитов, гемокрита в общем анализе крови; в биохимии крови от Дата 1 показатели белковых фракций, щелочной фосфатазы, отсуствует результат обследования железа в сыворотке крови, что является нарушением п. 148, п. 185 приказа Минздравсоцразвития РФ Минюста РФ от 17.10.2005 года, где указано, что «лечащим врачом проводится тщательное и последовательное обследование больного, организует выполнение необходимых исследований»

2.3. В течение всего периода наблюдения лечащим врачом не установлена причина анемии, диагноз «железодефицитная анемия» не подтвержден данными обследования в динамике – больному не проведены обследования для исключения причины анемии, отсутствуют результаты в общем анализе крови как от Дата 1, так и от Дата 2 ретикулоцитов, гематокрита; отсутствует результат обледования железа в сыворотке крови; ультразвукового исследования внутренних органов, щитовидной железы, малого таза, фиброгастродуоденоскопии, консультации хирурга), при наличии возможности проведения полноценного обследования в учреждении, согласно представленной лицензии на медицинскую деятельность. При жалобах «на кровянистые выделения при акте дефекации» лечащим врачом не проведена дифференциация диагноза в плане исключения «геморроя», как одной из причин анемии. В истории болезни отсутствует направление лечащего врача на консультацию к хирургу, записи хирурга по данному поводу отсутствуют.

2.4. В необоснованном превышении сроков стационарного наблюдения – по региональному стандарту средний койко-день железодефицитной анемии легкое течение составляет 7 дней, а фактически больной Ш. находился 24 дня, обоснования для увеличения срока лечения в истории болезни нет.

2.5. В нарушении назначения лекарственных средств в процессе стационарного обследования и лечения – необоснованное назначение лекарственного препарата длительным непрерывным курсом при отсутствии обоснования врачом в истории болезни необходимости такого приема.

2.6 В отсутствии осмотра в истории болезни заведующим терапевтическим отделением в течение всего периода стационарного наблюдения (24 дня) больного, что является нарушением п. 189 приказа Минздравсоцразвития Минюста РФ от 17.10.2005 года № 640\190 где указано, что в процессе лечения больные осматриваются начальником отделения не реже одного раза в неделю.

3. В выполнении функций врачебной комиссии по контролю качества в ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО не в полном объеме:

3.1. Проведенной проверкой установлено, что не представлена оценка качества медицинской помощи больному Ш. на уровне начальника отделения, что является нарушением п. 2 приложения № 5 приказа ФБУ ЛИУ-2 № 92 от 10.02.1010 года «Об организации клинико-экспертной работы, экспертизе качества и безопасности медицинской помощи спецконтингенту»

3.2. При оценке качества медицинской помощи заместителем начальника больницы по клинико-экспертной работе А. частично оценено качество в основном в виде отсутствия результатов обследования, однако не учтены иные показатели оценки качества: данные неправомерной госпитализации и оказания медицинской помощи соматическому больному, не состоящему на диспансерном учете по туберкулезу, а также не оценена эффективность лечебно-диагностических мероприятий, проведенных больному Ш. что является нарушением п. 12, п.п. 6,8 главы II приказа Минздавсоцразвития РФ от 24.09.2008 № 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации», п. 2.1. приказа ФБУ ЛИУ-2 № 92 от 10.02.2010 года «Об организации клинико-экспертной работы, экспертизе качества и безопасности медицинской помощи спецконтингенту».

В судебном заседании представитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по ЕАО – начальник отдела лицензирования, контроля и надзора Алексеенко Н.Ю. суду пояснила, что на основании жалобы осужденного Ш. перенаправленной в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по ЕАО прокурором ЕАО Чурилиной А.А., руководителем Управления Росздравнадзора по ЕАО Тугариновым В.А. был издан приказ о проведении внеплановой проверки с 24.12.2010 года по 20.01.2011 года о соблюдении стандартов оказания медицинской помощи больному Ш., отбывающему наказание в ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО. В ходе проверки были выявлены нарушение лицензиатом стандартов (в том числе и региональных) медицинской помощи, указанных в протоколе об административном правонарушении, выразившихся в неправомерном этапировании Ш. в данное лечебное учреждение, учитывая отсутствия у него заболевания – туберкулез, необоснованное и с превышением сроков содержание осужденного в стационаре, проведении неполного обследования, нарушении кратности обследования, не установлении причины имеющегося у него заболевания, выполнении не в полном объеме функций врачебной комиссии по контролю качества оказываемых медицинских услуг. У лицензиата имелись все необходимые условия для соблюдения медицинских стандартов при лечении осужденного Ш. – лицензия, наличие обученных специалистов в соответствии со штатным расписанием, оборудования, необходимого для проведения медицинских обследований.

Представители Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития ЕАО – главный специалист-эксперт Малинская И.В., Климин С.А. дали суду пояснения, аналогичные пояснениям Алексеенко Н.Ю.

Представитель Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без их участия. В отзыве начальник ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО Фомченко В.П. указал, что с заявлением о привлечении к административной ответственности не согласен, поскольку Облученским районным судом ЕАО учреждение уже привлекалось к административной ответственности по факту ненадлежащего контроля за соответствием качества оказанной медицинской помощи установленным стандартам осужденному П. который находится на лечении, так как лечение осужденного Ш. проводилось в один и тот же период времени. Юридическое лицо не может быть подвергнуто дважды за один и тот же период времени к административному наказанию, так как это противоречит п. 7 ст. 24.5 КоАП РФ. Также указал, что при проведении проверок работники Управления Росздравнадзора по ЕАО пользовались не зарегистрированными в Минюсте нормативными актами - приказом Минсоцразвития РФ от 31.12.2006 года № 905 «Об утверждении административного регламента федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи» который носит рекомендательный, а не обязательный характер, и не может служить основанием для привлечения ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО к административной ответственности. Осужденный Ш. прибыв в их учреждение был помещен в терапевтическое отделение и получил соответствующую медицинскую помощь, что соответствует ст. 41 Конституции РФ. На основании изложенного, просил заявление о привлечении к административной ответственности оставить без удовлетворения.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные материалы, приходит к выводу, что в судебном заседании вина юридического лица Федерального бюджетного учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 коАП РФ установлена и подтверждается следующими доказательствами.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена юридическая ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Часть 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определеется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с п. 96 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность относится к лицензируемым видам.

Согласно п.п. 5 и 6 Постановления правительства РФ № 30 от 22.01.2007 года ( в редакции от 21.04.2010 года № 268) «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» осуществление такой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. При этом, под грубым нарушением понимается выполнение лицензиатом требований и условий, в том числе предусмотренных подпунктом «з» пункта 5 данного постановления, а именно, не обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).

Согласно Положения, утвержденного приказом ФСИН № 191 от 28.03.2005 года юридическое лицо – ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО является некоммерческой организацией, поскольку не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и создано для исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных мужского пола, больных туберкулезом, на период их лечения.

В судебном заседании установлено, что ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 27.02.2009 года № 79-01-000092, согласно которой вправе оказывать стационарную помощь, том числе и терапевтическую.

Проверка, по результатам которой составлен протокол об административном правонарушении проведена в ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО на основании приказа руководителя Управления Росздравнадзора по ЕАО № П79-222-10 от 21.12.2010 года с целью контроля качества оказания медицинской помощи осужденному Ш. на основании обращения прокуратуры ЕАО от 16.12.2010 года.

По итогам вышеуказанной проверки Управлением Росздравнадзора по ЕАО был составлен акт проверки оказания медицинской помощи осужденному Ш. в котором отражены нарушения, аналогичные указанным в протоколе об административном правонарушении, а также вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок Дата 3.

В соответствии с приказом № 2220-Пр\05 от 10.10.2005 года Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития «Об утверждении перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», протокол об административном правонарушении по настоящему делу составлен уполномоченным лицом.

В судебном заседании установлено, что перечисленные в протоколе об административном правонарушении нарушения законодательства при оказании медицинской помощи осужденному Ш. являются нарушениями требований : Приказа Минздавмедпрома РФ от 08.04.1996 года № 134 «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи» (раздел «железодефицитная анемия»), приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.09.2008 № 513 н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (зарегистрирован в Минюсте 25.12.2008 года № 12993), приказа № 640/190 Минздавсоцразвития РФ Минюста РФ от 17.10.2005 года «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», приказа МЮ РФ от 16.08.2006 года № 263 «Об утверждении перечней лечебно-профилактических и лечебно-исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы для оказания медицинской помощи осужденным» (приложение № 1, приложения № 6 и № 8), приказа Минюста от 25.08.2008 года № 178 «о передислокации и лимитах наполнения ИУ, ЛИУ», региональных стандартов медицинской помощи больным ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, утвержденных и.о. начальника ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО В.П. Фомченко («Стандарт медицинской помощи больным с железодефицитной анемией»), приказа ФБУ ЛИУ-2 № 92 от 10.02.2010 года «Об организации клинико-экспертной работы, экспертизе качества и безопасности медицинской помощи спецконтингенту», Положения о федеральном государственном учреждении «Лечебно-исправительное учреждение № 2 УФСИН России по ЕАО», утвержденном приказом ФСИН от 28.03.2005 года № 191, в связи с чем суд не соглашается с доводами отзыва начальника ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО об использовании работниками Управления Росздравнадзора по ЕАО при проведении проверки нормативных актов, не зарегистрированных в Минюсте.

Суд считает необоснованными доводы отзыва начальника ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО о невозможности привлечь данное юридическое лицо к административной ответственности, поскольку ранее оно уже привлекалось за аналогичное правонарушение Так, в судебном заседании исследовались материалы по факту ранее проведенных проверок соблюдения стандартов при оказании медицинской помощи осужденному П. осужденному Ш. По итогам проведенных проверок были выявлены нарушения стандартов качества медицинской помощи, оказываемой осужденным, часть из которых аналогична нарушениям, выявленным при проверке по заявлению осужденного Ш. - нарушение объема и кратности обследования, невыполнение необходимых диагностических мероприятий, не обоснованное превышение сроков стационарного наблюдения, а также вынесены предписания об устранении нарушений требований и условий при осуществление медицинской деятельности, кроме того по факту проверки заявления осужденного П. ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей. Однако при проведении очередной проверки медицинских документов по заявлению Ш. период лечения, которого отличен от периодов лечения на момент проверок осужденных П. и Ш. несмотря на ранее вынесенные предписания, Управлением Росздравнадзора по ЕАО вновь были выявлены нарушения стандартов оказания медицинских услуг, как установленных приказами Минздравмедпрома РФ и Минздравсоциразвития РФ, так и региональных стандартов, утвержденных и.о. начальника ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, а также не обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества предоставляемых медицинских услуг установленным стандартам, что не может быть расценено судом как совершение юридическим лицом противоправных действий по одному и тому же факту, влекущих прекращение производства по делу.

С учетом положений ст. 4.5 КоАП РФ ( и редакции Федерального закона от 27.07.2010 года № 224-ФЗ) срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек.

Таким образом, суд считает установленной вину ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий лицензии, если такая лицензия обязательна.

В соответствии с положениями правила назначения административного наказания" target="blank" data-id="18240">ст. 4.1 ч. 3 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу – ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Согласно исследованного в судебном заседании постановления судьи Облученского районного суда ЕАО Дата ФБУ ЛИУ-2 УФСИН Росии по ЕАО привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. Совершение повторного однородного правонарушения в течение года суд признает как отягчающее административную ответственность обстоятельство в соответствии со ст.ст. 4.3, 4.6 КоАП РФ.

В соответствии с положениями ст. 1.7 КоАП РФ, устанавливающей, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, суд считает, что наказание юридическому лицу – ФБУ ЛИУ УФСИН России по ЕАО должно быть назначено в виде штрафа в пределах, установленных ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ в редакции Федерального закона № 116-ФЗ от 22.06.2007 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9 ч. 1 п. 1, ст. 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Привлечь юридическое лицо – Федеральное бюджетное учреждение «Лечебно-исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 11000 рублей.

Штраф подлежит перечислению на расчетный счет: 40101810700000011023 ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по ЕАО г. Биробиджан ИИН 7901528046 КПП 790101001 БИК 049923001 ОКАТО 99220000000 (ОКАТО в зависимости от района). КОД 06011690050050000140 УФК по ЕАО (Управление Росздравпотребнадзора по Еврейской автономной области л\с 04781825160).

Постановление может быть обжаловано в суд ЕАо в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, и вступает в законную силу по истечение указанного срока.

Судья А.В. Суржикова