Гнездилов М. Н., ч. 4 ст. 111 УК РФ, приговор изменён со смягчением наказания



С

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Салехард                                                                                                       20 октября 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Белоуса К.В.,

судей Евсевьева С.А. и Калинина В.М.,

при секретаре Лысовой О.Г.,

с участием сурдопереводчика Жукова В.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационным жалобам адвоката Мухамметбердыева О. и осужденного Гнездилова М.Н. и кассационному представлению государственного обвинителя Уткина И.Н. на приговор Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 октября 2008 года, по которому

Гнездилов М. Н., ДД.ММ.ГГГГ, судимый Салехардским городским судом ЯНАО:

1) 11 апреля 2001 года по ч. 1 ст. 112, ч. 1 ст. 111 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года;

2) 13 мая 2003 года по ст. 70 УК РФ к 4 годам 9 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима, освобожден 8 июня 2007 года условно-досрочно на неотбытый срок 8 месяцев 14 дней,

осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 10 годам 9 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Приговором разрешен вопрос о мере пресечения и вещественных доказательствах.

В срок отбывания наказания зачтено время содержания под стражей в период с 30 июля по 30 октября 2008 года.

Заслушав доклад судьи Евсевьева С.А., мнение прокурора Субботина А.П., поддержавшего доводы кассационного представления, выступление осужденного Гнездилова М.Н. и адвоката Волкова Н.Д., полагавших необходимым удовлетворить кассационные жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

по приговору суда Гнездилов признан виновным в умышленном причинении ФИО10 тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности его смерть.

Преступление совершено 20 июля 2008 года в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа, при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В судебном заседании Гнездилов вину в предъявленном обвинении признал.

В кассационных жалобах:

- адвокат Мухамметбердыев О. в интересах осужденного Гнездилова просит приговор изменить, так как считает его несправедливым. В обоснование доводов жалобы указывает, что при определении вида и размера наказания судом учтены явка с повинной, раскаяние в содеянном и способствование раскрытию преступления, но смягчающие наказание обстоятельства не учтены в достаточной мере. По мнению защитника, у суда имелись основания для применения в отношении осужденного положений ст. 64 УК РФ.

- осужденный Гнездилов, не оспаривая фактические обстоятельства дела, выражает несогласие с приговором суда, так как считает его несправедливым ввиду назначения чрезмерно сурового наказания. В обоснование доводов указывает, что является инвалидом с детства, по месту проживания характеризуется положительно, а зачинщиком преступления, по его мнению, являлся потерпевший.

В кассационном представлении государственный обвинитель Уткин И.А. считает, что приговор подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам уголовного дела и неправильного применения уголовного закона. По мнению автора представления, вывод суда об аморальности поведения потерпевшего не основан на материалах дела, а тот факт, что потерпевший обмочился во сне, нельзя признать аморальным поведением. Ссылаясь на заключение судебно-психиатрической экспертизы, полагает, что наличие психического расстройства у осужденного должно быть учтено при назначении наказания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод о доказанной виновности Гнездилова в инкриминируемом ему преступлении, на основе объективной оценки исследованных в судебном разбирательстве дела убедительных и достаточных доказательств, содержание и анализ которых приведены в приговоре.

В обоснование виновности Гнездилова в инкриминируемом ему преступлении суд первой инстанции обоснованно признал достоверными, и положил в основу приговора признательные показания осужденного, изложенные в явке с повинной (л.д. 15), протоколах допроса подозреваемого (л.д. 124-125), обвиняемого (л.д. 145-146) и проверки показания на месте (л.д. 127- 134), из которых следует, что в ходе ссоры с ФИО10, он нанес последнему множественные удары в область головы и груди.

Кроме признательных показаний осужденного, выводы суда о виновности Гнездилова в совершенном преступлении, также подтверждаются показаниями потерпевшей ФИО8 (л.д. 105-106), свидетелей ФИО9, ФИО10 (л.д. 98-100), ФИО11 (л.д. 101-102), протоколом осмотра места происшествия (л.д. 8-12), заключениями эксперта № 273 от 12 сентября 2008 года (л.д. 77-81), № 165 от 25 сентября 2008 года (л.д. 47-51), № 175 от 25 сентября 2008 года и № 199 от 12 сентября 2008 года (л.д. 65-71).

Выводы суда основаны на объективной оценке исследованных в судебном разбирательстве дела убедительных и достаточных доказательств, содержание и анализ которых подробно приведены в приговоре и сторонами не обжалуются.

Вопреки доводам стороны защиты, судебная коллегия находит, что наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности виновного и состояния его здоровья, смягчающих наказание обстоятельств, к которым суд обоснованно отнес явку с повинной и активное способствование раскрытию преступления, состояние здоровья (инвалидность) осужденного.

Учитывая правила назначения наказания при рецидиве преступлений, суд как того требуют положения ч. 2 ст. 43 УК РФ, достигнуты быть не могут.

Таким образом, при назначении вида и размера наказания, в полной мере учтены положения уголовного закона о его индивидуализации и справедливости.

Тот факт, что суд в приговоре не указал точных норм уголовного закона, которыми предусмотрена возможность признания этих обстоятельств в качестве смягчающих наказание (п. «и» ч. 1 ст. 61 и ч. 2 ст. 61 УК РФ) не может являться основанием для снижения назначенного Гнездилову наказания, поскольку указанные обстоятельства, фактически были учтены судом при назначении ему наказания.

Вместе с тем, судебная коллегия находит необходимым признать в качестве обстоятельств, смягчающих наказание осужденному Гнездилову явку с повинной и активное способствование раскрытию преступления (ч. 2 ст. 61 УК РФ).

Кроме этого суд первой инстанции признал в качестве обстоятельства, смягчающего наказание Гнездилова, аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления.

Вместе с тем, по смыслу п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ, противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, характеризуется противоправным поведением потерпевшего, а также его провоцирующим влиянием на преступное поведение самого виновного.

Как следует из материалов дела, осужденный причинил телесные повреждения потерпевшему не в связи с его противоправным, либо аморальным поведением, а из личной неприязни, за то, что потерпевший «обмочился» во время сна.

При таких данных, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции необоснованно признал в качестве смягчающего наказание обстоятельства - аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, в связи с чем, данное обстоятельство подлежит исключению из приговора.

Кассационным определением от 08 декабря 2008 года, которое в последующем было отменено постановлением Президиума суда Ямало-Ненецкого автономного округа, было учтено наличие у осужденного Гнездилова психического расстройства в виде признаков врожденного умственного недоразвития в форме умственной отсталости легкой степени (легкой дебильности) со значительными нарушениями поведения, обусловленной не уточненными причинами, что по мнению судебной коллегии улучшает положение осужденного.

В силу ограничительных положений ч.2 ст.360 УПК РФ не допускающих ухудшение положения осужденного, судебная коллегия учитывает имеющееся у Гнездилова указанное психическое расстройство.

В соответствии с положением ч. 1 ст. 10 УК РФ, уголовный закон, смягчающий наказание, или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу.

Федеральным законом № 26 от 07 марта 2011 года в ч.4 ст.111 УК РФ внесены изменения, которыми исключен минимальный размер наказания в виде лишения свободы, за данное преступление.

При таких обстоятельствах, действия Гнездилова подлежат квалификации в редакции вышеуказанного Федерального закона, как улучшающего его положение, а назначенное наказание, снижению.

Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих в соответствии со ст. 379 УПК РФ отмену, либо изменение приговора, по данному делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Приговор Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 октября 2008 года в отношении Гнездилова М. Н. изменить:

- признать обстоятельствами, смягчающими Гнездилову наказание - явку с повинной и активное способствование раскрытию и расследованию преступления (п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ);

- учесть наличие у Гнездилова психического расстройства;

- исключить указание суда на аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, как на смягчающее наказание обстоятельство;

- переквалифицировать действия Гнездилова М.Н. с ч. 4 ст. 111 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ), по которой назначить ему 10 лет 7 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

В остальной части приговор оставить без изменения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи