Корнилов С.Е. ч.4 ст.111 УК РФ; приговор суда изменен.



Судьи: Краснов А.А.,

Давыдов В.М., Словакевич Л.В.                                                                  Дело № 22-1577/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Салехард                                                   22 октября 2012 года

Судебная коллегия по уголовным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Евсевьева С.А.,

судей: Михайлова А.В., Скрипова С.А.,

при секретаре Истоминой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Корнилова С.Е. на приговор Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 марта 2009 года, которым

КОРНИЛОВ С.Е., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, судимый:

- 27 сентября 2005 года Приуральским районным судом ЯНАО по п. «в» ч.2 ст.158 УКРФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы. Освобожден 25 декабря 2007 года по отбытию срока наказания.

осуждён:

- по ч.4 ст.111 УК РФ к 11 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания постановлено исчислять с 05 октября 2008 года.

Судом разрешён вопрос о мере пресечения и вещественных доказательствах.

Заслушав доклад судьи Михайлова А.В., выступление осужденного Корнилова С.Е., защитника Зайдуллина Д.В., поддержавших доводы жалобы, мнение прокурора Васильева М.А., полагавшего приговор изменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:

Приговором суда Корнилов признан виновным и осужден:

- за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью С., опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей.

Преступление совершено ДД.ММ.ГГГГ в с<адрес> при обстоятельствах подробно изложенных в приговоре.

В судебном заседании Корнилов виновным себя не признал, показал, что телесных повреждений Стариковой не причинял.

В кассационной жалобе и дополнениях к нейосужденный Корнилов просит приговор отменить, поскольку изложенные в нем выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, по мнению осужденного, суд не дал оценки показаниям свидетелей ФИО5 и ФИО6 которые подтвердили, что не говорили ФИО3 и ФИО8 о том, что он-Корнилов избивал С. и не видели этого. Противоречия в показаниях указанных лиц судом не устранены. Приговор не содержит подписей всего состава суда и гербовой печати. Неправильно указана дата его освобождения по приговору от ДД.ММ.ГГГГ и семейное положение. Доказательства его виновности в совершении преступления в приговоре не приведены. Выводы суда об обстоятельствах дела ни чем не подтверждены. Считает не соответствующими действительности показания ФИО2 о причинении ей, ФИО4 и ФИО7 телесных повреждений. Суд исказил в приговоре показания свидетеля ФИО7 о возможности избиения С. Корниловым, а также исказил показания свидетеля ФИО26 об источнике его осведомленности о взаимоотношениях погибшей и осужденного. Указанные показания необоснованно приведены в приговоре и положены в основу обвинения. Суд подогнал результаты судебно-медицинской экспертизы по времени образования телесных повреждений у С. по обстоятельства дела, необоснованно отказал в заявленных ходатайствах, ограничивал в возможности задавать вопросы участникам процесса, нарушил принцип состязательности сторон, занял позицию обвинения.

Проверив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:

Суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод о доказанной виновности Корнилова в причинении тяжкого вреда здоровью повлекшего по неосторожности смерть С. на основе объективной и надлежащей оценке совокупности исследованных в судебном заседании достаточных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.

Версия Корнилова о том, что С. он не избивал и обнаружил ее избитой около балка, а также о том, что С. могла получить телесные повреждения от падения с подмостков с высоты около 1 метра, проверялась судом первой инстанции и обоснованно отвергнута.

Так, из получивших объективную оценку суда показаний потерпевшей С., свидетелей ФИО5, ФИО3, ФИО8 и других, данных протоколов осмотра места происшествия и трупа, выводов судебно-медицинских экспертиз о наличии повреждений кистей рук Корнилова, обнаружении в его подногтевом содержимом клеток кожи, образование которых не исключено от С., обнаружении на трупе С. множественных телесных повреждений образовавшихся за 4-8 часов до наступления смерти от закрытой тупой травмы живота с множественными разрывами брыжейки тонкого кишечника, осложнившейся массивным внутрибрюшным кровотечением, достоверно установлено, что именно осужденный подверг потерпевшую избиению, причинив телесные повреждения повлекшие смерть С.. При этом возможность получения С. повреждений не в результате избиения, в том числе при падении с подмостков балка, была исключена.

В частности, свидетель Вылко показал, что вечером 01 октября 2008 года после совместного распития у него в жилом балке спиртных напитков вместе с Корниловым и С. лег спать. Телесных повреждений у С. не было. Ночью проснулся от ссоры между С. и Корниловым, в ходе которой последний замахивался на С. рукой. Утром ФИО9 разбудил его и он увидел С. лежащей около балка на земле, помог осужденному занести Старикову в балок.

При этом, свидетель ФИО3 сообщил, что видел как утром 02 октября 2008 года ФИО5 и Корнилов затащили в балок лежавшую рядом женщину. Через некоторое время пришел ФИО5 и попросил вызвать скорую помощь, пояснив, что скончавшуюся женщину побил муж.

Свидетель ФИО8 видела как С. и Корнилов ночью сидели на подмостках балка ФИО5 и спорили на повышенных тонах. Утром пришел ФИО5 и попросил вызвать «скорую». Со слов ФИО6 ей известно, что Вылко рассказывал как Корнилов всю ночь избивал свою жену.

Факты избиений С. и иных лиц Корниловым, предшествующие преступлению, подтверждены получившими оценку показаниями ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО7, ФИО10, ФИО26, С.

Не доверять взаимосвязанным и не противоречащим друг другу показаниям участников процесса, указавшим на источники своей осведомленности об обстоятельствах дела, не вызывающим сомнения с точки зрения достоверности, оснований не имеется. Доводы Корнилова о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, постановлении приговора на предположениях, сводятся к переоценке исследованных доказательств. Судебное разбирательство проведено исключительно по предъявленному обвинению, действиям Корнилова дана соответствующая правильная квалификация.

Заключения судебно-медицинских экспертиз отвечают требованиям ст.204 УПК РФ. Выводы экспертов ясны, полны, сомнений в их обоснованности при отсутствии противоречий не возникает. Установленное судом время образования телесных повреждений у пострадавшей, с учетом возможности совершения ею самостоятельных активных действий в течении нескольких часов, не противоречит предъявленному обвинению, а также совокупности данных полученных в ходе допроса свидетелей по делу и выводов судебно-медицинской экспертизы трупа С.. Кроме того, выводы суда о возможном происхождении биологических объектов в подногтевом содержимом Корнилова от С. не противоречат заключению судебно-биологической экспертизы о групповой принадлежности обнаруженных клеток эпидермиса.

Указание суда в приговоре на срок образования повреждений у Корнилова в срок до 24 суток является очевидной технической ошибкой и не влияет на выводы суда о виновности осужденного.

Таким образом, все обстоятельства происшедшего, характер и локализация повреждений обнаруженных у потерпевшей, данные о их причинении, свидетельствуют о наличии у Корнилова умысла на избиение Стариковой и причинение ей телесных повреждений, относящихся к повреждениям причинившим тяжкий вреда здоровью потерпевшей, от которых по неосторожности наступила смерть.

Правовая оценка действиям Корнилова по ч.4 ст.111 УК РФ в части причинения повреждений С., повлекших ее смерть, дана правильно и сомнений не вызывает.

Судебное разбирательство проведено с учетом принципа состязательности сторон, в необходимых условиях для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных законом прав. Ходатайства осужденного рассмотрены судом в установленном законом порядке.

Замечания на протокол судебного заседания, содержащиеся в кассационной жалобе осужденного, в том числе о содержании показаний участников процесса, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и отклонены в порядке ст.260 УПК РФ. Оснований не доверять содержанию протокола не имеется.

Допущенные по мнению осужденного судом ошибки при отражении в приговоре его семейного положения и даты освобождения по предыдущему приговору не могут повлиять на законность принятого решения.

Вопреки доводам жалобы, приговор суда подписан тремя судьями и отвечает требованиям гл.39 УПК РФ.

При назначении наказания суд в полной мере учел требования ст.ст.6, 43, 60 УК РФ, все обстоятельства, характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности, характеристики, влияние назначенного наказания на исправление Корнилова и на условия жизни его семьи, отсутствие смягчающих наказание обстоятельств, отягчающее наказание обстоятельство - рецидив преступлений.

Назначенное наказание в виде реального лишения свободы в пределах санкции ч.4 ст.111 УК РФ, без применения положений ст.ст.64, 73 УК РФ, по своему виду и размеру полностью отвечает требованиям индивидуализации и справедливости.

Вместе с тем, принимая во внимания исключение нижнего предела наказания в виде лишения свободы в санкции ч.4 ст.111 УК РФ Федеральным законом от 07 марта 2011 года № 26-Ф и положения ст.10 УК РФ об обратной силе уголовного закона, судебная коллегия находит необходимым квалифицировать действия Корнилова по ч.4 ст.111 УК РФ в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ и смягчить назначенное наказание.

Наряду с этим, учитывая изменения, внесенные в ст.15 УК РФ Федеральным законом от 07 декабря 2012 года № 420-ФЗ, судебная коллегия не находит оснований для изменения категории совершенного Корнилова преступления на менее тяжкую.

Иные изменения, улучшающие положение осужденного, в уголовный закон не вносились и применению к Корнилову не подлежат.

Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, по данному делу не допущено.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 марта 2009 года в отношении КОРНИЛОВА С.Е. изменить:

Квалифицировать действия Корнилова С.Е. по ч.4 ст.111 УК РФ в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ, по которой назначить наказание 10 лет 11 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

В остальном приговор оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного Корнилова С.Е. - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись      

      Судьи: подписи

Копия верна: Судья Суда ЯНАО                                                      А.В. МИХАЙЛОВ

Подлинник кассационного определения хранится в деле в Лабытнансгком горсуде.