СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Касс. дело № 33-2291 Судья Карасинская Н.А. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ город Салехард 12 августа 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: Председательствующего Агеева А.В. судей коллегии Фуминой О.П., Завадского Н.П. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации муниципального образования Ямальский район на решение Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июля 2010 года, которым постановлено: Иск прокурора Ямальского района, поданный в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Ямальский район и Муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Энергия»-удовлетворить. Признать бездействие Администрации Муниципального образования Ямальский район и Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Энергия» в виде непринятия мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан на территории муниципального образования Новый Порт Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, незаконным. Обязать Администрацию муниципального образования Ямальский район и Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Энергия»: провести процедуру выбора источника водоснабжения в соответствии с ГОСТ 1 7.1.3.03-77 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора» утвержденных Постановлением Госстата СССР от 27.11.1984 года № 4013; разработать проект ЗСО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения»; оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения»; оборудовать сооружения для очистки воды в соответствии с СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение Наружные сети и сооружения»; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности связанной с использованием водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Фуминой О.П., заключение прокурора Губайдуллиной Г.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Ямальского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО Ямальский район и Муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Энергия» о признании незаконным бездействия в виде непринятия мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан на территории муниципального образования Новый Порт Ямальского района и понуждении ответчиков произвести процедуру выбора источника водоснабжения в соответствии с ГОСТ 1 7.1.3.03-77 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора» утвержденных Постановлением Госстата СССР от 27.11.1984 года № 4013; разработать проект ЗСО в соответствии с требованиями Сан ПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения»; оформить СЭЗ на проект ЗСО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения»; оборудовать сооружения для очистки воды в соответствии с СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение Наружные сети и сооружения»; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности связанной с использованием водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В обоснование исковых требований указал, что по результатам проведенной проверки в деятельности МПЖКХ «Энергия» МО Ямальский район выявлены нарушения требований ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также требования СанПиН 2.1.4.1074-01, п.1.4, п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, п.5.83 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения Госстроя России, ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ. В судебном заседании прокурор Графеев И.В. требования искового заявления поддержал. Представитель ответчика МПЖКХ «Энергия», извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Представители ответчика Администрации МО Ямальский район Махмутов Р.Ф. и Беденко Н.К. исковые требования в части возложения обязанности признали, в части признания незаконным бездействия не признали. Пояснили, что работа в данном направлении ведется, но требует больших финансовых затрат. Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО в Ямальском районе Мухлынина С.В. требования искового заявления поддержала. Представитель третьего лица Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО» Ткачев Д.Г. требования искового заявления поддержал. Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен глава Администрации муниципального образования Ямальский район. В кассационной жалобе просит отменить решение суда и вынести новое об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора. На кассационную жалобу поступили возражения от прокурора Ямальского района. Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда. В соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы или представления. Санитарно-эпидемиологические требования к различным факторам среды обитания человека отражены в Федеральном законе от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения являются требованиями, имеющими непосредственное отношение к потребительской сфере. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Так, согласно п.4 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения. В свою очередь, вопросами местного значения является обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и законодательством осуществляется органами местного самоуправления. Их решение должно соответствовать управленческим и материально-финансовым возможностям муниципального образования. Таким образом, и вышеприведенных норм следует, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Из материалов дела усматривается, что Администрацией МО Ямальский район требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены. В судебном заседании установлено, что организация водоснабжения населения села Новый Порт относится к полномочиям Администрации муниципального образования Ямальский район. По результатам обследования водозабора в селе Новый Порт установлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01», «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», а так же Федерального закона от 30.03.1000г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данные обстоятельства сторонами не оспариваются. Доводы кассационной жалобы о том, что в связи с отсутствием в настоящее время денежных средств в бюджете, необходимых для реализации мероприятий по выбору источника водоснабжения, разработке проекта ЗСО, оформления санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО, оборудование сооружения для очистки воды, получении санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности, связанной с использованием водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отсутствует реальная возможность исполнить предусмотренные законом требования, не могут быть приняты во внимание. Как правильно отметил суд первой инстанции, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, положения действующего законодательства не связывают реализацию органами местного самоуправления своих полномочий с финансовыми возможностями, а, следовательно, вывод суда об удовлетворении требований прокурора является обоснованным. Требования прокурора в данной части не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: Копия верна: судья суда ЯНАО: Фумина О.П.
«Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.