О признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования



СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

дело № 33-1992

судья Першина М.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 июля 2010 года город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Кисилевской Т.В.,

судей коллегии Мосиявич С.И. и Наумова И.В.,

при секретаре Истоминой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Русмиленко И.К. на решение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2010 года, которым постановлено:

Русмиленко Ирине Кирилловне и Лонгортовой Людмиле Афанасьевне в удовлетворении иска к Администрации Муниципального образования Шурышкарский район о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования - отказать.

Заслушав доклад судьи ЯНАО Мосиявич С.И., представителя истцов Еремину Н.В., представителя администрации Шашкову О.В., третье лицо Чупрову Н.К. судебная коллегия

установила:

Русмиленко И.К. и Лонгортова Л.А. обратились в суд с иском к Администрации Муниципального образования Шурышкарский районо признании права собственности в ивде дома и земельного участка, расположенных в деревне Ильягорт Шурышкарсокого района. В обоснование требований указали, что их предки в нескольких поколениях проживали в деревне Ильягорт, вели традиционный для ханты образ жизни. По убеждению истцов дом и так называемые родовые угодья принадлежали на праве собственности семье Лонгортовых и после смерти дедушки, бабушки и соответственно их детей, названное имущество должно было войти в наследственную массу и быть унаследовано истцами по делу.

В судебном заседании Русмиленко И.К., действовавшая от своего имени и имени соистца исковые требования просила удовлетворить, приводила доводы содержащиеся в иске.

Представитель ответчика Канева Т.А. иск не признала, пояснила, что в деревне Ильягорт последние 15 лет никто не проживает, в этой связи она в 2006 году упразднена. Не оспаривая факта длительного проживания семьи Лонгортовых в деревне, представитель, между тем, поставила под сомнение наличие права собственности на участок и дом семьи, а потому, по мнению стороны ответчика, указанное имущество не может являться наследственно массой. Кроме того, имущество не идентифицировано. В ходе проверки в деревне обнаружено несколько полуразрушенных строений, не пригодных для проживания.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, с которым не согласны истцы. В кассационной жалобе и дополнениях к ней истцы просят решение отменить и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, полагают, что оно не отвечает требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

В возражениях на кассационную жалобу представитель администрации МО Шурышкарский район просит решение суда оставить без изменения жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не усматривает основания для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться.

Согласно ст. 1181 ГК РФ, принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

При наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.

Как следует из материалов дела, Лонгортов Н.Н. и Лонгортова М.А. - дедушка и бабушка истцов, скончались в 1972 и 1974 годах соответственно л.д.12,14,16,19,20). Родители истцов Лонгортов А.Н. и Лонгортова Э.Н. и дети названных лиц, также скончались на момент рассмотрения дела в суде.

Прародители и родители истцов проживали в деревне Ильягорт л.д.5-7).

Названные документы по сути своей являются констатацией факта проживания указанных лиц на территории населенного пункта, при этом смысловой нагрузки, как то сведений о праве на землю или строение, на ней возведенное, оснований предоставления участка, подтверждения самого факта предоставления земли, не несут.

Дав оценку названным обстоятельствам, суд первой инстанции верно не принял их в качестве надлежащих доказательств.

Принимая же во внимания пояснения истца Русмиленко И.К. о том, что земля для пастбищ и охотничьих угодий избиралась предками произвольно, по собственному усмотрению и никогда надлежаще не оформлялась, суд, со ссылкой на положения статей 218, 219 ГК РФ и ст. 104 ЗК РФ, суд обоснованно не установил оснований для удовлетворения исковых требований по доводам стороны истца о нахождении спорного имущества в составе наследственной массы.

Согласно ст. 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Истец указывала также на приобретение права собственности на спорные объекты в силу приобретательной давности. При этом представитель истца в обосновании требований о признании права собственности на землю, ссылалась на положения п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

В соответствии с указанной нормой права, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Следовательно, данное правило распространяется не на всех землепользователей, а лишь на лиц, пользующихся земельным участком для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства и т.д.

Как же установлено в судебном заседании истцы около 20 лет не проживают в деревне, не используют земельный участок и находящееся на нем строение по их назначению.

Таким образом, коллегия приходит к выводу, что решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, предоставленные сторонами доказательства правильно оценены в порядке ст. 67 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361, 364 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Русмиленко И.К. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: /подписи/

Копия верна: судья суда ЯНАО С.И.Мосиявич

-32300: transport error - HTTP status code was not 200