Вывод суда об отсутствии у истца права на предостав. ж/п, по основанию, что истец до 23 лет не встал на учет нуж-ся в ж/п не нельзя признать привильным,поскольку соц.поддержка в виде внеочеред. обесп.ж/п будет реализовано только после предоставления ж/п.



                                                                                                      Касс. дело №33-3242

                                                                                                      Судья Долматов В.Ю.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 ноября 2010 года                                                                           город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего: Кисилевской Т.В.

судей коллегии:                   Наумова И.В., Домрачева И.Г.

при секретаре:                     Бакиевой Г.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Петровской Ирины Викторовны на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 августа 2010 года.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Наумова И.В., объяснения истицы Петровской И.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Истица Петровская Ирина Викторовна обратилась в суд с иском к администрации города Новый Уренгой о признании за ней права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных законом норм.

В обоснование иска указала, что воспитывалась в детском доме <данные изъяты>, относилась к категории детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, и имела право на получение жилого помещения во внеочередном порядке на условиях договора социального найма. Администрация города Новый Уренгой отказала в постановке на учет нуждающихся в получении жилья, ссылаясь на неполный пакет предоставленных документов.

Полномочия по обеспечению жильем детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, в связи с чем просит признать за ней право на внеочередное получение жилья.

В судебном заседании истица на иске настаивала, пояснив, что воспитывалась без отца, а после смерти матери в 1975 году её направила в детский дом, по окончанию которого в 1983 году она поступила в медицинский институт в городе Тюмени. В 2000 году приехала с двумя несовершеннолетними детьми в город Новый Уренгой, где была обеспечена жильем на условиях длительного найма. С 2004 года состоит на учете нуждающихся в жилье в администрации города Новый Уренгой. На её обращение в администрацию города в 2006 году о предоставлении жилья как ребенку-сироте ей было отказано.

Представитель истицы - Манохин И.Н. иск поддержал.

Представитель ответчика - администрации города Новый Уренгой Жирнов Д.Г. с иском не согласился по тем основаниям, что возраст истицы превышает установленный законом, соответственно, на неё не распространяются льготы, предусмотренные для детей-сирот; на учете нуждающихся как лицо из числа детей-сирот истица не состоит.

Судом постановлено решение об отказе в иске. В кассационной жалобе и в дополнениях к ней истица просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований, полагая, что судом неправильно применены и истолкованы нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. В частности, считает, что обязательство по обеспечению её жилым помещением сохранено несмотря на возраст, поскольку ранее она не была обеспечена жильем.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением и толкованием норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что жилое помещение могло быть предоставлено истице при наличии условия о её постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье до достижения 23 летнего возраста, а поскольку Петровская О.В. на такой учет до 23 лет не встала, то, по мнению суда, она утратила право на получение жилого помещения как лицо из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, статья 37 действовавшего Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется во внеочередном порядке по окончании их пребывания в учреждениях, осуществляющих полномочия органов опеки и попечительства.

Аналогичное положение содержится и в п.2 ч.2 статьи 57 действующего Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (с последующими изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.

Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 декабря 2007 года №115-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению жильем детей-сирот, в том числе лиц, старше 23 лет, а именно: предоставление жилых помещений по договору социального найма или предоставление жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья переданы органам местного самоуправления с 01 января 2009 года с передачей соответствующих финансовых средств по реализации данных полномочий.

Из указанных норм материального права следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют законодательно закрепленное право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, реализация данного права на территории автономного округа осуществляется органами местного самоуправления.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что истица относится к лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку в несовершеннолетнем возрасте у неё умерла мать, которая воспитывала ребенка одна.

Органы опеки и попечительства, обязанные в силу закона защищать права детей-сирот, свои обязанности по постановке истицы на учет нуждающихся после окончания пребывания в детском доме не исполнили. Вместе с тем, неблагоприятные последствия неисполнения уполномоченными органами своих обязанностей не могут быть возложены на истицу.

Выводы суда об отсутствии у истицы права на предоставление жилого помещения по тому основанию, что истица до 23 лет не встала на учет нуждающихся в жилье нельзя признать правильными, поскольку гарантируемая лицам из числа детей-сирот социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижении лицами из числа детей-сирот 23 летнего возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-х летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Жилищный кодекс РФ связывает право на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот с моментом окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Истица не обеспечивалась жильем по окончании её пребывания в детском доме <данные изъяты>.

То обстоятельство, что истица не включена в соответствующий Список детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, также не лишает истицу права на получение жилого помещения, поскольку в соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Отказ органа местного самоуправления в реализации права истицы на обеспечение жилым помещением по тому мотиву, что в силу возраста на неё не могут распространяться закрепленные законом права для детей-сирот и что она не включена в соответствующий Список не означает, что такое право не может быть восстановлено в судебном порядке.

Более того, из материалов дела следует, что истица состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в администрации города Новый Уренгой с 31 марта 2004 года.

С учетом изложенных обстоятельств и норм материального права, решение суда подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении заявленного иска.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новоуренгойского городского суда от 17 августа 2010 года отменить и принять новое решение.

Признать за Петровской Ириной Викторовной право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных законом норм на территории муниципального образования город Новый Уренгой.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200