Взимание банком платы за открытие и ведение ссудного счета при заключении кредитного договора противоречит закону



СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Касс. дело №33-3164

          Судья Гниденко С.П.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2010 года          город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Кисилевской Т.В.

судей коллегии Наумова И.В., Домрачева И.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) на решение Салехардского городского суда от 28 сентября 2010 года, которым постановлено:

Исковое заявление Рахимова Равиля Миначетдиновича к Сберегательному банку Российской Федерации (открытому акционерному обществу), удовлетворить в полном объеме.

Признать недействительными условия пункта 3.1 кредитного договора от 12 августа 2009 года заключенного между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытым акционерным обществом) с Рахимовым Равилем Миначетдиновичем в части взимания денежных средств, в виде тарифа за обслуживание ссудного счета.

Взыскать с Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытого акционерного общества) в пользу Рахимова Равиля Миначетдиновича денежные средства, уплаченные за обслуживание ссудного счета в сумме 99 400 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 7 703 рубля 49 копеек.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытого акционерного общества) в бюджет государственную пошлину в сумме 3 342 рубля 06 копеек.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кисилевской Т.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Рахимов Р.М. обратился в суд с иском к Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (открытому акционерному обществу) (далее по тексту - Банк) о признании недействительным пункта кредитного договора, взыскании денежных средств, уплаченных за обслуживание ссудного счета в размере 99 400 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 14 412 рублей. В обоснование иска указал, что 12 августа 2009 года между сторонами был заключен кредитный договор на сумму <данные изъяты> рублей. Пунктом 3.1 кредитного договора предусмотрена оплата истцом как заемщиком единовременного платежа (тарифа) за обслуживание Банком ссудного счета. Истец полагал, что включение в кредитный договор данного условия нарушает его права как потребителя, поскольку выдача кредита не может быть поставлена в зависимость от исполнения заемщиком обязанности по внесению платежа за обслуживание ссудного счета.

В судебном заседании истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Недорода С.В., действующий на основании доверенности, с требованиями иска не согласился.

Судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше.

В кассационной жалобе ответчик просит, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п.1 ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, возражений на нее.

Из материалов дела следует, что 12 августа 2009 года между Банком и Рахимовым Р.М.был заключен кредитный договор , по условиям которого кредитор принял на себя обязательство предоставить заемщику ипотечный кредит в сумме <данные изъяты> рублей на приобретение квартиры. Пунктом 3.1 кредитного договора установлено, что кредитор открывает заемщику ссудный счет, за обслуживание которого, заемщик уплачивает кредитору единовременный платеж (тариф) в размере 99 400 рублей не позднее даты выдачи кредита, указанная сумма была выплачена ответчику (л.д. 6-8).

Удовлетворяя требования иска, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что данное условие договора является недействительным, поскольку ухудшает положение истца по сравнению с положениями, установленными действующим законодательством.

Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 года №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», п.1 ст.1 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Пунктом 1 статьи 819 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик - возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее.

По смыслу Положения «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», утвержденного Банком России 26 марта 2007 года № 302-П, следует, что условием предоставления и погашения кредита (кредиторская обязанность банка) является открытие и ведение банком ссудного счета.

Ссудные счета не являются банковскими счетами и используются для отражения в балансе банка образования и погашения ссудной задолженности, то есть операций по предоставлению заемщикам и возврату ими денежных средств (кредитов) в соответствии с заключенными кредитными договорами.

Таким образом, действия Банка по открытию и ведению ссудного счета нельзя квалифицировать как самостоятельную банковскую услугу. Взимание ответчиком с истца платы за открытие и ведение ссудного счёта является компенсацией расходов по хозяйственной деятельности кредитной организации, то есть оплатой дополнительной услуги, обуславливающей приобретение основной услуги (суммы кредита), что противоречит закону.

В соответствии со статьёй 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона, является недействительной с момента её совершения и без признания её таковой судом (ничтожной сделкой).

В указанных обстоятельствах решение суда о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата ответчиком истцу полученных по сделке 99 400 рублей в соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса РФ является законным и обоснованным.

К требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки в силу пункта 1 статьи 181 Гражданского кодекса РФ применяется трёхлетний, а не годичный срок исковой давности. Спорные условия договора обоснованно были признаны судом первой инстанции ничтожной недействительной сделкой, поскольку не соответствовали требованиям закона.

Таким образом, доводы кассационной жалобы представителя ответчика основаны на неправильном толковании норм материального права, поводом к отмене или изменению решения суда не являются.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Салехардского городского суда от 28 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Копия верна: заместитель председателя     Т.В.Кисилевская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200