Суд Ямало-Ненецкого автономного округа Дело № 33 - 60/ 2011 Судья Кочнева М.Б. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 20 января 2011 года г. Салехард Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего Кисилевской Т.В. судей Оберниенко В.В. Марчук Е.Г. Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе и.о. начальника отдела ВК по Ямало-Ненецкому автономному округу по городу Муравленко военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа Головача Л.И. На решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа От «12» ноября 2010 года, которым П О С Т А Н О В Л Е Н О: Заявление Виниченко Антона Сергеевича о признании решения призывной комиссии г. Муравленко от 01 ноября 2010 года о призыве на военную службу незаконным удовлетворить. Решение призывной комиссии города Муравленко от 01 ноября 2010 года о призыве на военную службу Виниченко Антона Сергеевича признать незаконным и отменить. Признать за Виниченко Антоном Сергеевичем право на отсрочку от прохождения военной службы на период службы по контракту в Государственной противопожарной службе МЧС РФ на основании п.п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального Закона Российской Федерации от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ. Обязать призывную комиссию города Муравленко устранить допущенное нарушение и предоставить Виниченко Антону Сергеевичу отсрочку от призыва на военную службу на основании подпункта «з» пункта 1 статьи 24 Федерального Закона Российской Федерации от 28.03.1998 «О военной обязанности и военной службе» № 53-ФЗ. Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Оберниенко В.В., судебная коллегия, - У С Т А Н О В И Л А: Виниченко А.С. обратился в суд с заявлением о признании решения призывной комиссии города Муравленко от 01 ноября 2010 года о призыве на военную службу незаконным, мотивируя свои требования тем, что он призван на военную службу при наличии права на предоставление отсрочки от призыва. Виниченко А.С. указал, что 16 августа 2005 года поступил в Государственное учреждение высшего профессионального образования «Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России», где ему было присвоено звание «рядовой внутренней службы, а по окончании учебного заведения 20 июля 2008 года ему было присвоено звание лейтенант внутренней службы, после чего он сразу поступил на службу в УГПН Главного Управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, где проходит службу до настоящего времени. Однако в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О воинской обязанности и воинской службы», ФЗ № 104 от 07.07.2006 года, которые вступили в законную силу с 01.01.2008 года, военным комиссариатом было принято решение о призыве его на военную службу. Виниченко А.С. полагал, что решение о призыве его на военную службу принято с нарушением ФЗ «О воинской обязанности и воинской службы», поскольку действие отсрочки, которая ему была предоставлена до 2010 года, не прекратилось, и он имеет право на отсрочку на период службы в Государственной противопожарной службе. Просил признать право на отсрочку от прохождения военной службы на период службы в Государственной противопожарной службе МЧС РФ, и обязать призывную комиссию предоставить отсрочку. В судебном заседании заявитель и его представители адвокаты Однороженко Н.И. и Сулейменов С.А. на удовлетворении заявления настаивали. Представитель призывной комиссии Реймер И.Г. полагал заявление не подлежащим удовлетворению, заместитель председателя призывной комиссии г. Муравленко Головач Л.И. и секретарь призывной комиссии Зубанова Е.И. позицию председателя призывной комиссии поддержали. Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен начальника отдела ВК по Ямало-Ненецкому автономному округу по городу Муравленко военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа, заместитель начальника призывной комиссии Головач Л.И. В кассационной жалобе он просит об отмене решения суда, излагая те же доводы, что и в судебном заседании. Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Разрешая спор, суд правильно исходил из того обстоятельства, что положения ныне действовавшей нормы закона не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений в предыдущие годы. Согласно ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Судом уставлено, что Виниченко А.С. с 2005 года по 20 июня 2008 года обучался в Уральском институте Государственной противопожарной службы МЧС России (очная форма) по специальности пожарная безопасность, по окончании обучения ему присвоено звание лейтенант внутренней службы (л.д. 6-11, 43). Обучение в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования обусловлено заключением Контракта (договора) о службе в ГПС МЧС России от 14.08.2005 года, и обязательством о службе по контракту в подразделениях ГПС Главного управления МСЧ России по Ямало-Ненецкому автономному округу по окончании учебы (л.д. 09-10). С 28 июля 2008 года Виниченко А.С. проходит службу в Главном управлении МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, с 06 февраля 2009 года в должности дознавателя группы дознания отдела государственного пожарного надзора по муниципальному образованию город Муравленко Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, имеет звание старший лейтенант внутренней службы (л.д.11-12,13). В соответствии с п.п. «з» п.1 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ, в редакции, на день поступления Виниченко А.С. в Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась гражданам: -окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях. Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется также гражданам, не указанным в абзаце первом настоящего подпункта, назначенным на должности рядового или начальствующего состава Государственной противопожарной службы до 01.01 2005 года - на время службы в этих органах. Статьей 2 п.5 Федерального закона от 6 июля 2006 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву" подпункт "з" пункта 1 статьи 24 изложен в редакции: отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: - поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях. В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ №104-ФЗ граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 1 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований. Статья 5 и пункт 5 статьи 2 ФЗ РФ №104-ФЗ вступили в силу с 01 января 2008 года. Таким образом, Виниченко А.С. на день поступления на учебу и продолжения службы в Государственной противопожарной службе города Муравленко, имел право на предоставление отсрочки - на период службы в федеральной противопожарной службе и призыву на военную службу не подлежал в силу закона (ст. 22 закона). Федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предоставление отсрочки в соответствии с подпунктом «з» п.1 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции ФЗ №312-ФЗ от 17.12.2009года) с 01.01.2010 г. возможно только в отношении лиц, имеющих высшее профессиональное образование и специальные звания. Статьей 2 данного закона установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 01 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения оснований ее предоставления. Вместе с тем, в судом установлено, что Виниченко А.С. решением призывной комиссии отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена 22 ноября 2005 году, только на период учебы в Уральском институте Государственной противопожарной службы МЧС России, в последующем вопрос о предоставлении отсрочки военным комиссариатом в отношении заявителя, вопрос не разрешался (л.д. 64). При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, отсрочка, предоставленная заявителю на период обучения в Уральском институте ГПС МЧС России, при продолжении работы после окончания учебы в органах Государственной противопожарной службы, необоснованно ограничен сроком его обучения в Уральском институте ГП МЧС России. Доводы кассационной жалобы не могут быть удовлетворены, поскольку согласно Положению о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 гола № 719, ответственным за состояние воинского учета отвечают военные комиссары. Лица, проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава состоят на специальном воинском учете. Следовательно, по прибытию на службу в федеральную противопожарную службу по окончании Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России», заявитель должен был поставлен на специальный воинский учет (л.д. 55). Согласно Положению о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 контроль о наличии у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или отсрочки на военную службу возлагается на военный комиссариат. Однако, при прохождении призывных мероприятий в 2008 году военным комиссариатом вопрос о наличии у призывника права на отсрочку разрешен не был (л.д. 37). Следовательно, вывод суда о том, что отсутствие принятия решения призывной комиссией решения о предоставлении отсрочки, не влечет ее утрату, является правильным. В настоящее время отсутствие у заявителя высшего профессионального образования, как основание для предоставления отсрочки, предусмотренного действующей редакцией ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», не может служить причиной отказа в удовлетворении заявления, поскольку ненадлежащий воинский учет и несвоевременное оформление предоставления отсрочки, не должны быть поставлены в вину заявителю. Решение суда законно и обоснованно, постановлено на основании полного и всестороннего исследовании представленных доказательств, которым судом дана правильная оценка. Выводы суда по делу подробно мотивированы в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, оснований для признания их ошибочными не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия, - О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. Председательствующий Судьи Копия верна: судья суда ЯНАО В.В.Оберниенко