Ниязгулов к ВК по г. Губкинский на действия органов государственной власти, органов местного самоупрвления



Суд Ямало-Ненецкого автономного округа

                                                                                                 Дело № 33 - 420/ 2011

                                                                                       Судья Лапицкая И.В.

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 февраля 2011 года                                                                           г. Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего              Кисилевской Т.В.

судей                                              Оберниенко В.В.     Наумова И.В.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Ниязгулова ФИО7

На решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа

От «17» декабря 2010 года, которым П О С Т А Н О В Л Е Н О:

Заявление Ниязгулова ФИО8 об оспаривании решения призывной комиссии г. Губкинский от 01 ноября 2010 года о призыве его на военную службу оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Оберниенко В.В., судебная коллегия, -

У С Т А Н О В И Л А:

Ниязгулов А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии от 01.11.2009 года о призыве на военную службу, возложении обязанности предоставления отсрочки от призыва на военную службу на основании подпункта «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на период службы в Государственной противопожарной службе.

В обоснование заявления указал, что 25 мая 2005 года заключил контракт с Государственной противопожарной службой, и был зачислен в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России», которое является специализированным учебным заведением, где обучался по очной форме обучения.

По окончании учебного заведении 21 июня 2008 года ему выдан диплом о среднем профессиональном образовании и присвоено воинское звание лейтенант внутренней службы.

С 23 июля 2008 года в соответствии с приказом № 166-к от 07 августа 2008 года ГУ МЧС по Ямало-Ненецкому автономному округу он назначен на должность инспектора инспекции госпожнадзора ПЧ-95 28 отряда ГПС Главного управления МЧ России по Ямало-Ненецкому автономному округу.

С 1 января 2009 года проходит службу в должности начальника караула ГУ «12 пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу».

В соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции на день поступления на учебу и прохождения службы в Государственной противопожарной службе по окончании учебного заведения он имел право предоставление отсрочки от призыва на военную службу, однако при прохождении призывных мероприятий, она ему не оформлялась.

Согласно решению призывной комиссии от 01 ноября 2010 года он призван на военную службу, отделом ВК Ямало-Ненецкого автономного округа по городу Губкинский, Пуровскому и Красноселькупскому районам ему вручена повестка о явке на призывной пункт 11 декабря 2010 года для отправки для службы в Вооруженные силы РФ.

Заявитель полагал, что изменения федерального законодательства в части предоставления отсрочки лицам, имеющим высшее профессиональное образование, внесенные ФЗ от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не являются основанием для призыва на военную службу, поскольку основания для предоставления отсрочки не отпали.

В судебном заседании Ниязгулов А.А. и его представитель адвокат Зиланова О.И. на удовлетворении заявления настаивали.

Представитель отдела военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа по г. Губкинский, Пуровскому и Красноселькупскому районам полагал заявление не подлежащими удовлетворению.

Пояснил, что решением призывной комиссии от 03.12.2010 года заявитель был признан временно не годным к военной службе, однако после переосвидетельствования окружной призывной комиссией в городе Ноябрьск, заявитель признан годным с незначительными ограничениями, в связи, с чем призван на военную службу.

Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен заявитель, в кассационной жалобе указывает, что судом не принято во внимание, что ВК Ямало-Ненецкого автономного округа по г. Губкинский, Пуровскому и Красноселькупскому районам принял решение о призыве его на военную службу, на сновании изменения категории годности к военной службе, вследствие переосвидетельствования.

Заявитель в кассационной жалобе также указывает, что военный комиссариат в течение с 2005 года не выполнял обязанности по обеспечению призывных мероприятий и предоставлении ему отсрочки в соответствии с законом, хотя его личное дело содержит все необходимые сведения об учебе и прохождении службы в Государственной противопожарной службе.

Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Из материалов дела следует, что Ниязгулов А.А. действительно проходил обучение в ГОУ ВПО «Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России» с 2005 года по 21 июня 2008 года, по специальности «пожарная безопасность», по окончании обучения ему присвоено звание лейтенант внутренней службы (л.д.7-8).

Обучение в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования обусловлено заключением Контракта (договора) о службе в подразделениях ГПС Главного управления МЧС России от 25 мая 2005 года не менее пяти лет (л.д. 9-10).

При этом из содержания пункта 3.2 Контракта следует, что заключенный контракт является основанием для прохождения курсантом службы, поскольку в случае невыполнения учебного плана заявитель подлежал отчислению из учебного заведения и увольнению из ГПС по статье 57 «д» Положения о службе в ОВД РФ.

Приказом ГУ МЧС РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу № 166-ок от 07.08.2008 года лейтенант внутренней службы Ниязгулов А.А. по окончанию Уральского института ГПС МЧС России назначен на должность инспектора госпожнадзора ПЧ-95 28 отряда ГПС Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, по контракту сроком на пять лет (л.д. 12-13).

Из служебной карточки старшего лейтенанта Ниязгулова А.А. следует, что с 1.01.2009 года он продолжает службу в должности начальника караула ГУ «12 пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» (л.д. 14).

В соответствии с п.п. «з» п.1 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ, в редакции, на день поступления Ниязгулова А.А. в Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась гражданам:

-окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях.

Статьей 2 п.5 Федерального закона от 6 июля 2006 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву" подпункт "з" пункта 1 статьи 24 изложен в редакции:

отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

- поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ № 104-ФЗ граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 1 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.

Статья 5 и пункт 5 статьи 2 ФЗ РФ №104-ФЗ вступили в силу с 01 января 2008 года.

Таким образом, Ниязгулов А.А. на день поступления на учебу и при продолжении службы в федеральной противопожарной службе после учебы имел право на предоставление отсрочки и призыву на военную службу не подлежал в силу закона.

Федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предоставление отсрочки в соответствии с подпунктом «з» п.1 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с 01.01.2010 года возможно только в отношении лиц, имеющих высшее профессиональное образование и специальные звания.

Статьей 2 Федерального закона № 312- ФЗ "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 1 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.

Из дела следует, что заявителю отсрочка предоставлялась только на период обучения в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России» (л.д. 11).

В судебном заседании представитель военного комиссариата настаивал на том, что поскольку заявителю отсрочка от призыва по окончании Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России» не предоставлялась, то право на отсрочку утратил, а потому подлежит призыву на военную службу (л.л. 94).

Суд, разрешая заявление, пришел к выводу о том, что решение призывной комиссией о призыве заявителя вообще не принималось, поскольку отсутствует документ призывной комиссией ЯНАО о принятии решения о призыве на военную службу заявителя (ст. 43-в), не определен вид и род войск где заявитель должен проходить службу.

Однако такой вывод суда противоречит материалам, имеющимся в деле и действиям военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа по г. Губкинский, Пуровскому и Красноселькупскому районам.

Как следует из выписки из протокола заседания призывной комиссии № 1 от 01.11.2009 года решение об освобождении от призыва на военную службу заявителя (Ст. 43-в Категория годности В), изменено на 43-г Б-3 (л.д. 30).

За подписью начальника отдела ВК ЯНАО по городу Губкинский, Пуровскому и Красноселькупскому районам М.Бойчук Ниязгулову А.А. вручена повестка о призыве на военную службу и явке на призывной пункт для отправки в вооруженные силы РФ (л.д. 15).

Согласно Положению о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, вручение повестки о явке в назначенный срок в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы может быть принято только в отношении призывника, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу (пункт 16).

Следовательно, вывод суда о том, что призывной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа по г. Губкинский, Пуровскому и Красноселькупскому районам не принималось решения о призыве на военную службу заявителя, не верен.

        В силу Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 гола № 719, ответственным за состояние воинского учета отвечают военные комиссары.

Лица, проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава состоят на специальном воинском учете.

Согласно Положению о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 контроль о наличии у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или отсрочки на военную службу возлагается на военный комиссариат.

Данная обязанность военных комиссариатов конкретизирована в Приказе Минобороны РФ от 02.10.2007 г. № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663», где указано, что не подлежат призыву лица поступившие на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии специальных званий (Приложение № 20).

При указанных выше обстоятельствах отсутствие у заявителя высшего профессионального образования, как это предусмотренного действующей редакцией подпункта «з» п.1 ст. 24 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», не может служить основанием для призыва его на военную службу, поскольку в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 312- ФЗ "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 17.12.2009 года сотрудники ГПС МЧС пользуются предоставлением отсрочки до истечения ее действия или до исчезновения ее основания.

Учитывая, что своевременное предоставление отсрочки возлагается на военные комиссариаты, военные комиссариаты, не должны рассматривать положения ныне действовавшей нормы закона в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений до января 2010 года, поскольку обратное ставит в различное положение лиц, проходящих службу в федеральной противопожарной службе до 01 января 2010 года, приводит к необоснованным различиям в объеме прав, предусмотренных федеральным законом РФ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе», что противоречит статье 19 Конституции РФ.

Поскольку судом первой инстанции заявление разрешено без учета имеющихся в деле материалов, а право заявителя на отсрочку вообще судом не рассмотрено, суд кассационной инстанции в соответствии с абзацем 4 статьи 361 ГПК РФ, полагает принять новое решение, не передавая дело на новое судебное рассмотрение.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия, -

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2010 года отменить и принять новое.

Признать за Ниязгуловым ФИО9 право отсрочку от прохождения военной службы на период службы в Федеральной противопожарной службе МЧС Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Копия верна: судья суда ЯНАО     В.В.Оберниенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200