Касс. дело № 33-72 Судья Долматов М.В. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Салехард 24 января 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: Председательствующего Агеева А.В. судей коллегии Зотиной Е.Г. и Завадского Н.П. с участием прокурора Губайдулиной Г.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе директора Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Теряева Ю.А. и кассационному представлению заместителя прокурора г. Салехарда Хасановой Г.Ф. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 декабря 2010 года, которым постановлено: Исковые требования прокурора г. Салехарда в интересах истицы Абдрасаковой Асии Ахметсафаровны к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности выдать жилищную субсидию на приобретение жилого помещения, - удовлетворить. Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа выдать Абдрасаковой Асие Ахметсафаровне, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищную субсидию на приобретение жилого помещения на территории города Салехард, на состав семьи из двух человек. В удовлетворении требования прокурора г. Салехард в интересах истицы Абдрасаковой Асии Ахметсафаровны к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, - отказать. Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., заключение прокурора Губайдуллиной Г.А. по доводам кассационного представления, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор г. Салехарда, действующий в интересах Абдрасаковой А.А., обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности включить истицу в список № 3 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений на 2010 год. Исковые требования мотивированы тем, что Абдрасакова А.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на получение жилого помещения возникло у неё после окончания образовательного учреждения в 2009 году, однако, включение истицы в список № 3 на получение жилого помещения планируется лишь 2012 году, тогда как истица должна быть включена в указанный список в 2009 году, что нарушает права сироты. Определением судьи к участию в деле в качестве соответчика привлечён Департамент по строительству и жилищной политики ЯНАО. В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора г. Салехард Мосиявич О.В. на доводах иска настаивала, при этом уточнила исковые требования, просила возложить обязанность на Правительство ЯНАО предоставить жилищную субсидию Абдрасаковой А.А. на состав семьи из двух человек, включая её несовершеннолетнего ребёнка. Истица Абдрасакова А.А. иск поддержала, указав, что органом опеки не было разъяснено о том, как и какие документы необходимо представить на получение субсидии. Представитель соответчиков Зотова Е.А., действующая на основании доверенностей, иск не признала, указав, что реализация заявленного права возможна при соблюдении установленного порядка предоставления субсидии. Представитель третьего лица администрации МО г. Салехард участия в судебном заседании не принимал, настоящее дело рассмотрено в отсутствие представителей указанного третьего лица на основании ст.167 ГПК РФ. Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше. С решением суда не согласен представитель соответчика - Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО. В кассационной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что к моменту предъявления иска, список № 3 на 2010 и 2011 годы был уже сформирован, денежные средства на обеспечение истицы жильём в 2010 году не предусмотрены, при этом, социальная выплата может быть предоставлена только сироте. С названным решением не согласна заместитель прокурора г. Салехарда. В кассационном представлении просит решение отменить и принять новое решение о возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии на Правительство ЯНАО, ссылаясь на то, что Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО не наделён полномочиями по распоряжению финансовыми средствами сверх выделенных лимитов. До рассмотрения названного гражданского дела по существу судом кассационной инстанции настоящее кассационная жалоба отозвана представителем Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО. При наличии таких обстоятельств, в соответствии с требованиями п.2 ст.345 ГПК РФ судебная коллегия полагает кассационное производство по делу в указанной части следует прекратить. В тоже время, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции полно и достоверно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно истолковал материальный закон, подлежащий применению. Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Абдрасакова А.А. является лицом из числа детей-сирот, не обеспечена жилым помещением, после окончания общеобразовательной школы в 2009 году приобрела право на обеспечение жилым помещением в установленном законом порядке. Данный статус Абдрасаковой А.А. и наличие у неё права на жилищную субсидию как одной из форм обеспечения жильём, не оспаривались. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 16 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» № 36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа. В силу ст. 17 указанного Закона округа улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путём предоставления за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья. Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий. То обстоятельство, что истица не включена на 2010 год в соответствующий список детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, также не лишает её права на получение жилого помещения, поскольку в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Включение истицы в список на получение жилищной субсидии в 2012 году будет нарушать её жилищные права как лица, относящегося к льготной категории граждан, подлежащих обеспечением жильём во внеочередном порядке. В указанных обстоятельствах суд первой инстанции в данной части пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении иска, поскольку Абдрасаковой А.А. гарантировано право на внеочередное обеспечение жильём по установленным формам, в том числе, - посредствам предоставления жилищной субсидии на приобретение жилого помещения. Вопросы о своевременности предоставления необходимых сведений органами местного самоуправления и о достаточности бюджетного финансирования в области обеспечения жильём детей-сирот или предоставления жилищных субсидий не являются обстоятельствами, имеющими значение для разрешения настоящего спора, поскольку такие вопросы касаются межбюджетных отношений, и взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, и не отменяет действие приведённых выше норм федерального и регионального законодательства. Кроме того, право истицы не должно ставиться в зависимость от времени принятия на соответствующий учёт и включения в список. Вместе с тем, возложив обязанность по предоставлению жилищной субсидии на Департамент строительства и жилищной политики автономного округа, суд первой инстанции не учёл, что Департамент реализует переданные ему финансовые полномочия только в пределах лимитов денежных средств, предусмотренных в соответствии с бюджетным законодательством, самостоятельных полномочий по составлению бюджета и выделению денежных средств не имеет. Напротив, действующим бюджетным законодательством автономного округа и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа «О Правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа» именно Правительство автономного округа наделено полномочиями по составлению проекта окружного бюджета и обеспечению исполнения бюджета. В указанных обстоятельствах доводы кассационного представления заслуживают внимания, решение суда первой инстанции должно быть изменено, а обязанность по исполнению решения суда должна быть возложена на Правительство автономного округа. На основании изложенного, руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 декабря 2010 года изменить. Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Абдрасаковой Асие Ахметсафаровне, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищную субсидию на приобретение жилого помещения на территории города Салехард, на состав семьи два человека. Председательствующий Судьи Копия верна: судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Е.Г. Зотина