по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора к МП `Салехардэнерго` МО г. Салехард о возложении обязанности осуществлять сброс загрязняющих веществ в соответствии снормативами



СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

               

                     Касс. дело № 33-1681

                                                                                                                Судья Гниденко С.П.

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    г. Салехард                                                                    27 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего Наумова И.В.

судей коллегии Зотиной Е.Г. и Домрачева И.Г.

с участием прокурора Губайдулиной Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 мая 2011 года, которым отказано в удовлетворении иска Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к муниципальному предприятию «Салехардэнерго» муниципального образования г. Салехард о признании действий (бездействия) незаконным и возложении обязанности обеспечить сброс сточных вод с содержанием загрязняющих веществ, установленных действующим решением о предоставлении водного объекта в пользование.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., объяснения прокурора Губайдулиной Г.А. по доводам кассационного представления, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному предприятию «Салехардэнерго» муниципального образования г. Салехард (далее по тексту МП «Салехардэнерго») о признании действий (бездействия) незаконным и возложении обязанности обеспечить сброс сточных вод с содержанием загрязняющих веществ, установленных действующим решением о предоставлении водного объекта в пользование.     

Требования мотивировал тем, что решением о предоставлении водного объекта в пользования от 23 июля 2008 года ответчику предоставлен в водный объект - <адрес> для сброса сточных вод. В ходе проверки выявлено превышение указанного в решении уровня сброса загрязняющих веществ в 1, 2, 3 кварталах 2010 года. В связи с этим, просил признать незаконным действия МП «Салехардэнерго» по сбросу сточных вод в водный объект - <адрес> с превышением уровня загрязняющих веществ, допускаемого решением о предоставлении водного объекта в пользование от 23.07.2008 года, обязать ответчика осуществлять сброс сточных вод с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значений, установленных в решении о предоставлении водного объекта в пользование.

В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард Кугаевский А.А. на заявленных требованиях настаивал по изложенным в иске доводам.

Представители ответчика Дубровских А.В. и Макаров Д.А. иск не признали, указав, что срок действия решения о предоставлении водного объекта истёк 27 декабря 2010 года, новое решение о предоставлении объекта в пользования в настоящее время не принято, кроме того, ответчиком вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Представитель третьего лица - администрации муниципального образования г. Салехард Шишкин В.Н. возражал против иска, указав, что очистные сооружения являются муниципальной собственностью и закреплены за ответчиком на праве хозяйственного ведения. Департаментом строительства, архитектуры и земельных отношений заключены муниципальные контракты на реконструкцию канализационных очистных сооружений, утверждён график производства работ со сроком их окончания к 2013 году.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С решением суда не согласен Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор.

В кассационном представлении просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд. Указывает, что основанием обращения с иском явилось нарушение ответчиком нормативов сброса загрязняющих веществ в 2010 году, факт нарушений подтверждён в полном объёме. Полагает, что суд, признав факт нарушений установленным, не дал оценки действиям ответчика. Поскольку ответчик пользуется водным объектом в настоящее время без разрешения, необходимо возложить обязанность по осуществлению сброса сточных вод с уровнем выбросов, установленных ранее девствовавшим решением.

В возражениях на кассационное представление представитель ответчика просит обжалуемое решение оставить без изменения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, возражений на неё.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 23 июля 2008 года № 173 ответчику предоставлен в пользование водный объект - <адрес> в целях сброса сточных вод.

В соответствии с решением о предоставлении водного объекта, сброс сточных вод осуществляется после очистки на <адрес> 8,42 км. от устья. Место сброса находится в 350 м. от береговой линии <адрес>, уровень места сброса поверхности воды в меженный период составляет около 8 м.

Согласно условий данного решения, содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать следующих показателей: аммоний ион 0,66 мг/л, взвешенные вещества - 9,25 мг/л, АПАВ - 05 мг/л, нефтепродукты - 0,05 мг/л, БПКп - 3,0 мг/л.

Судом установлено и не оспаривалось представителями МП «Салехардэнерго», что указанные предельно допустимые значения ответчиком не соблюдались в заявленный период.

Согласно ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Согласно ст. 22 названного Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

На основании ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

По делу с достоверностью установлено, что в деятельности ответчика усматривается превышение предельно допустимых сбросов сточных вод в водный объект в 2010 году.

Так, согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

учёт природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.

В соответствии с приведённой нормой запрещается хозяйственная и иная деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Также из материалов дела следует, что сроки водопользования у ответчика по приведенному решению истекли 27 декабря 2010 года и в настоящее время МП «Салехардэнего» не получено разрешения на сброс сточных вод. Между тем, указанный водный объект используется ответчиком в заявленных целях. При этом, установить степень воздействия на окружающую среду при сбросе загрязненных сточных вод невозможно.

В соответствии со статьей 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. При этом нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Нормативы допустимых сбросов в водные объекты регламентируются Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 года N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" и Приказом МПР РФ от 17.12.2007 года N 333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей".

Так, Методикой определено, что нормативы допустимых сбросов веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. Указанное положение воспроизводит статью 1 ФЗ "Об охране окружающей среды".

Пунктом 12 данной Методики величины нормативов допустимых сбросов разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.

Согласно пункту 22 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 года N 333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" в случае отсутствия утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты величины нормативов допустимых сбросов веществ рассчитываются для отдельных водопользователей.

В соответствии с письмом Федерального агентства водных ресурсов от 05.02.2009 года N ВК-02-25/325 "О предоставлении водных объектов в пользование" в случае отсутствия у водопользователя разработанных и утвержденных в установленном порядке НДС установление нормативов качества сброса сточных вод в водный объект возможно на уровне предельно допустимых концентраций (ПДК), что не противоречит условию непревышения максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах показателей, определяемых исходя из нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Из указанного следует, что до момента получения решения на новый срок ответчик должен осуществлять сброс в соответствии с установленными нормативами.

На основании изложенного судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для принятия к ответчику мер гражданско-правовой ответственности по причине истечения срока действия названного решения о предоставлении водного объекта в пользование, ввиду их не соответствия фактическим обстоятельствам дела, а также исследованным доказательствам.

Учитывая изложенные обстоятельства, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

В силу п.1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Исходя из содержания данной нормы и положений статьи 60 Водного кодекса РФ в случае сброса загрязняющих веществ в водный объект, превышающих установленные значения, на ответчика должен быть наложен запрет по осуществлению подобных действий.

Поскольку обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия полагает возможным, отменив решение, постановить по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Салехардского городского суда от 4 мая 2011 года отменить и постановить по делу новое решение.

Признать незаконными действия МП «Салехардэнерго» по сбросу сточных вод в водный объект - <адрес> с превышением уровня загрязняющих веществ, допускаемого решением о предоставлении водного объекта в пользование от 27 июля 2008 года № 173.

Запретить МП «Салехардэнерго» осуществлять сброс сточных вод в водный объект - <адрес> с содержанием загрязняющих веществ, превышающим значения, установленные действующим решением о предоставлении водного объекта в пользование.

Председательствующий                                  

             

Судьи                                                           

Копия верна: судья суда

Ямало-Ненецкого автономного округа                           Е.Г. Зотина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200