Ямало-Ненецкий прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЯНАО к ФБУ ИК-18 УФСИН Росии по ЯНАО об обжаловании бездействий. Решение отменено в части с вынесением нового решения по делу.



                                                                                         Касс. дело № 33-2009

                                                                                     Судья Соломных Н.А.

Докладчик Агеев А.В.

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Салехард                                                                                    18 июля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Агеева А.В.,

судей коллегии Домрачева И.Г. и Фуминой О.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению Ямало-Ненецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ ЯНАО Снайдермана Г.В. на решение Приуральского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 мая 2011 года.           

Заслушав докладчика, объяснения прокурора Камалтыновой З.Х., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ямало-Ненецкий прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ ЯНАО обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, УФСИН России по ЯНАО о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности в зданиях, расположенных на территории исправительной колонии.

В обоснование иска указывал, что по результатам проверки исполнения требований закона в сфере пожарной безопасности в зданиях, расположенных на территории ФКУ ИК-18 выявлены многочисленные грубые нарушения требований пожарной безопасности (здания общежития колонии поселения, корпусов 1,2,3,4 ПЛС и другие помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации, здания этапного блока, бригадирной и другие помещения не оборудованы автоматической системой оповещения людей о пожаре 2-го типа и другие нарушения). До настоящего времени указанные нарушения не устранены, что создаёт угрозу для жизни и здоровья осуждённых и сотрудников исправительного учреждения.     

В последствие прокурором исковые требования были уточнены, в части устранения отдельных нарушений требований пожарной безопасности.

Определением судьи к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказания России по ЯНАО, представитель которого иск не признал, не оспаривая наличие нарушений, указывал на недостаточность финансирования.

Представители ФКУ ИК-18 иск не признали, также не оспаривая фактов нарушений требований пожарной безопасности, указывали на недостаточность финансирования и невозможность устранения нарушений, связанных с недостатками капитальных строений.

Решением Приуральского районного суда от 5 мая 2011 года исковые требования прокурора удовлетворены в части.

С решением суда не согласен Ямало-Ненецкий прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ ЯНАО Снайдерман Г.В., в кассационном представлении просит его отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности - смонтировать двери эвакуационных выходов из зданий: корпусов 1,2,3,4 ПЛС, медицинской части, штаба, столовой и общежития обычных условий содержания (отрядов №№ 9 и 11) шириной не менее 1,2 метра в свету. Полагает вывод суда о невозможности проведения указанных работ не доказанным в установленном порядке.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.

В силу статей 1,3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Система обеспечения пожарной безопасности это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Согласно статьям 37,38 того же Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Как видно из дела, в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности в ФБУ ИК -18 в 2009 году были выявлены многочисленные нарушения требования пожарной безопасности в зданиях, расположенных и принадлежащих, последнему, часть из которых до настоящего времени не устранены, что подтверждается актом осмотра органом государственного пожарного надзора зданий, помещений и территории юридического лица от 10 марта 2010 года, предписанием №113/1/1 от 22 сентября 2010 года, актом проверки от 22 сентября 2010 года, от 27 декабря 2010 года.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об удовлетворении основной части требований прокурора.

Однако, отказывая в удовлетворении требований прокурора в части монтажа дверей эвакуационных выходов из зданий корпусов 1,2,3,4 ПЛС, медицинской части, штаба, столовой и общежития обычных условий содержания (отрядов №№ 9 и 11) шириной не менее 1,2 метра в свету, суд первой инстанции исходил из предполагаемой технической невозможности устранения данных нарушений с учётом конструкции здания, возможной угрозы обрушения конструкции.

Между тем, обеспечение пожарной безопасности преследует своей целью защиту жизни и здоровья неопределённого круга лиц от непосредственной угрозы причинения вреда, и не может быть поставлено в зависимость от проведения строительных или ремонтных работ, а также от финансирования указанных мероприятий.

В указанных обстоятельствах решение суда в части отказа в иске подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска в этой части.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Приуральского районного суда от 5 мая 2011 года отменить в части и вынести в этой части новое решение.

Обязать Федеральное казённое учреждение исправительная колония № 18 УФСИН по ЯНАО и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по ЯНАО смонтировать двери эвакуационных выходов из зданий: корпусов 1,2,3,4 ПЛС, медицинской части, штаба, столовой и общежития обычных условий содержания (отрядов №№ 9 и 11), - расположенных на территории Исправительной колонии № 18, шириной не менее 1,2 метра в свету.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий     (подпись)        

Судьи                                   (подписи)

Копия верна:

Председательствующий судья                                            Агеев А.В.                                     

-32300: transport error - HTTP status code was not 200