Касс. дело №33-2199 Судья Алексеева Л.И. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 15 августа 2011 года город Салехард Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего: Марчук Е.Г. судей коллегии: Наумова И.В., Оберниенко В.В. при секретаре: Пустовом А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению заместителя Ямало-Ненецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЯНАО Юшкова С.Ф. и кассационной жалобе и.о. начальника ФКУ исправительной колонии №8 УФСИН России по ЯНАО Скачева С.В. на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июня 2011 года, которым постановлено: Обязать ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО в срок до 01.10.2011г. устранить следующие нарушения пожарной безопасности: Обеспечить наружное противопожарное водоснабжение зданий, расположенных на территории исправительной колонии из пожарных резервуаров объемом не меньше нормативного в соответствии с требованиями п.2.11, 8.3. СНиП 2.04.02-84*. Оборудовать здания стояночного бокса (гаража), складов и производственных зданий объемом более 500 м (куб) внутренним противопожарным водопроводом с числом струй 2 и расходом не менее 2,5 л/с каждая. Оборудовать здания: комнаты свиданий №5, отряда №6, отрядов №7,8, отрядов №9,10, отрядов №13,14, отряда №1, общежития колонии поселения караульного помещения, дежурной части, часовни, швейного цеха, цеха малозаметных препятствий, автосервиса, пекарни, склада (балок рядом с общежитием колонии поселения), холодного склада, холодильника, овощного склада, свинарника, пожарного депо, административного здания, санитарно-пропускного пункта, столовой промышленной зоны, столовой в жилой зоне, столовой колонии поселения, КПП дежурной смены (рядом с общежитием колонии поселения), котельной (кроме котельного зала), питомника, спортивного зала, штаба, столовой с магазином, КПП с комнатой приема передач автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС). Оборудовать здания: швейного цеха, столовой промышленной зоны, деревообрабатывающего цеха, цеха малозаметных препятствий, столовой в жилой зоне, школы, автосервиса, пилорамы, столовой колонии поселения, склада (балок рядом с общежитием колонии поселения), котельной, пекарни, склада (9), гаражного бокса, дизельной, холодного склада, холодильника, овощного склада, столовой с магазином, свинарника автоматической системой оповещения людей о пожаре 1-го типа. Оборудовать здания: караульного помещения, дежурной части, комнаты свиданий, пожарного депо жилой зоны, административного здания, санитарно-пропускного пункта, КПП дежурной смены (рядом с общежитием колонии поселения), пожарного депо административной зоны, питомника, спортивного зала, штаба, КПП с комнатой приема передач автоматической системой оповещения людей о пожаре 2-го типа. Разместить в зданиях: отрядов №№9,10, 13,14, медицинской части, отряда №2 имеющиеся радиаторы системы отопления в лестничных клетках на высоте более чем на 2,2 метра от поверхности проступей и площадок лестниц. Смонтировать в местах перепадов высот в зданиях отрядов на путях эвакуации в коридорах пандусы с уклоном не более 1:6. Переоборудовать двери пожароопасных помещений, а именно: архива в штабе, подсобных помещений в столовой с магазином и каптерок в отрядах с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа. Аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, расположенные в складских помещениях, вынести за пределы складских помещений. В складах установить систему дымоудаления. Отделить автосервис от зданий столовой и школы ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Оборудовать здание склада автоматической установкой пожаротушения (АУПТ). Оборудовать здание гаражного бокса автоматической установкой пожарной сигнализации. Оборудовать здание дизельной автоматической установкой пожаротушения (АУПТ). Демонтировать винтовую лестницу на путях эвакуации. В удовлетворении остальных требований Ямало-Ненецкому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЯНАО отказать. Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Наумова И.В., объяснения помощника прокурора ЯНАО Камалтыновой З.Х., поддержавшей доводы кассационного представления, объяснения представителя ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО Давлетбаева И.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа УСТАНОВИЛА: Ямало-Ненецкий прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ФКУ ИК-8), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по ЯНАО (далее - УФСИН) о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности в зданиях, расположенных на территории исправительной колонии в срок до 01 октября 2011 года. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по исполнению законодательства в области пожарной безопасности в ФБУ ИК-8 были выявлены многочисленные грубейшие нарушения требований пожарной безопасности, которые не устраняются на протяжении длительного времени. В судебном заседании заместитель прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Юшков С.В. иск поддержал. Представители ФКУ ИК-8, УФСИН России по ЯНАО против иска возражали. Судом постановлено решение, резолютивная части которого указана выше. В кассационном представлении заместитель прокурора просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора, полагая, что у суда не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении требований об устранении нарушений пожарной безопасности, связанные с проведением капитального ремонта и реконструкции. Представитель ФКУ ИК-8 в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене судебного постановления, ссылаясь на отсутствие денежных средств и недостаточность времени для устранения нарушений пожарной безопасности. Отмечает, что судом не принято во внимание частичное устранение нарушений требований пожарной безопасности. В возражениях относительно кассационной жалобы заместитель прокурора указывает об отсутствии оснований для её удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных представления и жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему. Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Правовое регулирование в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяется Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон). В силу статей 34 и 37 указанного Закона граждане и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно пунктам 1 и 3 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностные лица обязаны соблюдать требования, установленные настоящими Правилами, а также иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что выявленные в зданиях, расположенных на территории учреждения, нарушения пожарной безопасности, создают угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц в случае возникновения пожара. Из материалов дела следует, что в марте 2009 года при проведении мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности на объектах ФКУ ИК-8 были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами. В соответствии с предписанием № 77/65/68 заместителя главного государственного инспектора г. Лабытнанги по пожарному надзору от 17 марта 2009 года, ФКУ ИК-8 необходимо было устранить 68 нарушений требований пожарной безоасности в зданиях и помещениях, находящихся в оперативном управлении учреждения в срок до 10 января 2010 года. Из предписания ОГПН по МО г. Лабытнанги №110/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в ФКУ ИК-8 от 20 сентября 2010 года установлены 52 пункта нарушений, которые необходимо устранить в срок до 01 октября 2011 года. Согласно п. 3.25 Положения о ФКУ ИК-8 в число основных функций учреждения входит осуществление противопожарных мероприятий, предусмотренных государственными стандартами, нормами и правилами (т.1, л.д. 168). Таким образом, нарушения Правил пожарной безопасности в ФКУ ИК-8, имевшие место на момент рассмотрения дела, ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан, работающих и отбывающих наказание в колонии, а также лиц, прибывающих на свидания с осужденными. Доводы кассационной жалобы об отсутствии денежных средств для полного устранения выявленных нарушений и недостаточности времени не могут служить основанием для отмены судебного постановления, поскольку указанное не освобождает учреждение от обязанности исполнять требования Закона и Правила пожарной безопасности, а по сути сводятся к разрешению вопроса об отсрочке исполнения судебного постановления. Ссылки об устранении учреждением ряда нарушений требований пожарной безопасности, которые содержатся в резолютивной части судебного постановления, не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами. Более того, устранение указанных нарушений в добровольном порядке не потребует их принудительного исполнения в ходе исполнительного производства. Отказывая в удовлетворении иска прокурора об устранении нарушений противопожарной безопасности, для которых требуется проведение капитального ремонта и реконструкции части зданий, суд исходил из того, что к 01 октября 2011 года учреждение не успеет провести такие работы. Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом, поскольку указанное не является основанием для отказа в удовлетворении иска, при этом установление сроков, которые были бы достаточны для устранения требований пожарной безопасности, относится к полномочиям суда, при этом суд не связан со сроками, указанными в иске прокурора. Решение в указанной части подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение. На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Лабытнангского городского суда от 23 июня 2011 года в части отказа в удовлетворении требований Ямало-Ненецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЯНАО отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу и.о. начальника ФКУ исправительной колонии №8 УФСИН России по ЯНАО Скачева С.В. - без удовлетворения. Председательствующий Судьи