Кас.дело № 33-2430 Судья ЧАЩИН В.Н. город Салехард 01 сентября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего МАРЧУК Е.Г. судей коллегии ВОЛКОВА А.Е., НАУМОВА И.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Ноябрьского городского Департамента по имуществу на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июля 2011 года, которым постановлено: Заявление Фидченко Татьяны Михайловны удовлетворить. Признать бездействие органа местного самоуправления Администрации муниципального образования город Ноябрьск в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ - незаконным. Обязать Администрацию муниципального образования города Ноябрьск устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина, возложить обязанность по принятию решения об изъятии земельного участка, на котором располагается многоквартирный жилой дом <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу, а также об изъятии жилого дома путем выкупа у собственников квартир, расположенных по адресу: <адрес>, зарегистрировать решение в Ноябрьском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО. Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа - МАРЧУК Е.Г., судебная коллегия, - УСТАНОВИЛА: Фидченко Т.М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления. В обоснование заявления указала, что ей на праве собственности принадлежит квартира <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от 30 июля 2010 года дом по вышеуказанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу. 13 августа 2010 года распоряжением Администрации г.Ноябрьск жилые помещения многоквартирного дома, в том числе принадлежащая ей квартира, включены в Перечень жилых помещений, непригодных для проживания; собственникам помещений предложено осуществить отселение из занимаемых жилых помещений и в срок до 29 июля 2013 года осуществить снос дома. В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. Заявительница уведомила органы местного самоуправления о том, что не намерена осуществлять снос и не будет претендовать на земельный участок, однако до настоящего времени Администрацией города не предпринимается никаких действий по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, предусмотренных вышеназванной нормой. Бездействие органа местного самоуправления создает препятствия к осуществлению жилищных прав и свобод заявительницы. В связи с чем просила признать незаконным бездействие Администрации г.Ноябрьск в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ; обязать Администрацию города устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина, возложив обязанность по принятию решения об изъятии земельного участка, на котором располагается многоквартирный жилой дом <адрес>, об изъятии жилого помещения путем выкупа у собственников расположенных в нем квартир, а также по регистрации настоящего решения в Ноябрьском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО. В судебное заседание Фидченко Т.М. не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. Представитель заявителя Царева Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования. Представитель Администрации г.Ноябрьск Иванов Д.О., действующий на основании доверенности, против удовлетворения требований возражал. Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласна Администрация города Ноябрьска. В кассационной жалобе представитель Администрации города просит обжалуемое решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя - Цареву Т.В., действующего на основании доверенности, судебная коллегия приходит к следующему. Из материалов дела следует, что заключением Межведомственной комиссии № 157 (901) от 30 июля 2010 года жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу; к собственникам жилых помещений в многоквартирном доме заявлено требование об осуществлении сноса дома в разумный срок за счет собственных средств (л.д. 14). Согласно пунктам 1, 2, 4 распоряжения Администрации г.Ноябрьск № 760-з от 13 августа 2010 года дом по вышеуказанному адресу включен в Перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда; собственникам жилых помещений в доме предложено осуществить немедленное отселение, после чего в срок до 29 июля 2013 года осуществить его снос (л.д. 15). В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в пункте 22 постановления от 02 июля 2009 года за № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (которые заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили в установленный срок требование о его сносе. В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49 Положения). В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. В судебном заседании 15 июля 2011 года представитель заявительницы Царева Т.В. подтвердила факт получения Фидченко Т.М. как заключения Межведомственной комиссии № 157 (901) от 30 июля 2010 года, так и распоряжения Администрации г.Ноябрьск № 760-з от 13 августа 2010 года, которым собственникам жилых помещений дома <адрес> установлен срок для его сноса до 29 июля 2013 года (л.д. 26-об). При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления Фидченко Т.М., поскольку из вышеприведенных норм жилищного законодательства следует об обязанности органа местного самоуправления по принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и об изъятии путем выкупа находящихся в нем жилых помещений, не ранее срока, установленного собственникам этих жилых помещений для самостоятельного сноса дома, то есть 29 июля 2013 года. Отказ Фидченко Т.М. от сноса дома за счет собственных средств, направленный ею в адрес Администрации г.Ноябрьск 19 октября 2010 года (л.д. 17), не меняет установленный законом порядок изъятия земельного участка и выкупа жилого помещения, то есть не отменяет до истечения установленного срока обязанности собственников жилых помещений в аварийном доме по принятию мер к самостоятельному его сносу. Из изложенного следует, что нарушения каких-либо прав заявительницы со стороны Администрации г.Ноябрьск, действующей в пределах своей компетенции, допущено не было, а требование Фидченко Т.М. о возложении на Администрацию города обязанности приступить к изъятию земельного участка и изъятию жилого помещения путем выкупа до окончания срока предшествующей этому процедуры необоснованно. При этом решение органа местного самоуправления № 760-з от 13 августа 2010 года в части срока, установленного собственникам жилых помещений в аварийном доме для его сноса, в суде не оспорено. Таким образом, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления Фидченко Т.М. На основании изложенного и руководствуясь ст. 361, ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июля 2011 года отменить и принять новое решение. Фидченко Татьяне Михайловне в удовлетворении заявления, отказать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СУДЬИ