СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Кас.дело № 33-2562 Судья МИЗИНОВА Л.Ю. город Салехард 22 сентября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего КИСИЛЕВСКОЙ Т.В. судей коллегии МАРЧУК Е.Г., ВОЛКОВА А.Е. с участием прокурора КАМАЛТЫНОВОЙ З.Х. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации город Ноябрьск на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июля 2011 года, которым постановлено: Признать решение Окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа, оформленного протоколом № 5 от 06 июня 2011 года в части отказа в предоставлении социальной выплаты Плечищеву Владимиру Алексеевичу - незаконным. Признать за Плечищевым Владимиром Алексеевичем право на получение жилищной субсидии (жилищного сертификата) в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в составе целевой программы «Жилище» на состав семьи 1 человек, без передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления. Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа - МАРЧУК Е.Г., судебная коллегия, - УСТАНОВИЛА: Прокурор города Ноябрьска, действуя в интересах Плечищева В.А., обратился в суд с иском к Администрации город Ноябрьск, Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о признании решения об отказе Плечищеву В.А. в предоставлении социальной выплаты незаконным и признании за ним права на получение государственного жилищного сертификата без передачи жилого помещения органу местного самоуправления. В обоснование требований иска указал, что Плечищев В.А. является инвалидом 1 группы, проживает в условиях Крайнего Севера более 15 лет, имеет право на получение жилищного сертификата для переселения за пределы ЯНАО. Плечищев В.А. выразил свое волеизъявление на единоличное участие в подпрограмме и получение сертификата, указав, что вместе с ним в квартире по адресу: <адрес>, проживают бывшая супруга ФИО4, бывшая теща ФИО5, сын ФИО6 и дочь ФИО7, которые не являются членами семьи истца, желающими участвовать в переселении за пределы районов Крайнего Севера. Решением окружной комиссии от 06 июня 2011 года по вопросам предоставления социальных выплат гражданам (инвалидам 1 и 2 группы), состоящим в списке граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2011 году в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», Плечищеву В.А. в предоставлении социальной выплаты было отказано в связи с неисполнением условий по передаче органу местного самоуправления занимаемого жилого помещения. Однако, квартира по вышеуказанному адресу, в которой проживает истец, находится в общей долевой собственности ФИО4, ФИО6 и ФИО7, по 1/3 доли за каждым. С учетом того, что указанные лица не выражали свое согласие на участие в программе переселения и отчуждение своих долей в праве собственности на квартиру, требования ответчиков в части необходимости передачи жилого помещения являются незаконными, поскольку реализации права истца на жилье за пределами районов Крайнего Севера не должна нарушать права третьих лиц, являющихся собственниками квартиры. Кроме того, в настоящее время квартира находится в собственности его бывшей супруги и Плечищев В.А. не может распоряжаться имуществом, находящимся не в его собственности. При этом, Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов предусматривает предоставление социальной выплаты и без сдачи жилого помещения, в случае, если такового у гражданина не имеется. Просил признать решение Окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплата гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа, от 06 июня 2011 года об отказе Плечищеву В.А. в предоставлении социальной выплаты незаконным; признать за ним право на получение жилищной субсидии (государственного жилищного сертификата) на состав семьи 1 человек без передачи жилого помещения органу местного самоуправления. Истец Плечищев В.А. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддержал. Помощник прокурора г.Ноябрьск Столбов В.А. на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске. Представитель Администрации муниципального образования г.Ноябрьск Лосева Е.Е., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении требований иска отказать. Представитель Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО заявил о рассмотрении дела без участия их представителя, в возражениях на исковое заявление просил в удовлетворении требований Плечищева В.А. отказать. Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик. В кассационной жалобе Администрация МО город Ноябрьск просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального закона; вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что истец и его дочь продали принадлежащие им доли в квартире уже после подачи Плечищевым В.А. заявления об участии в подпрограмме и взятия на себя обязательства о передаче принадлежащей ему доли жилого помещения органу местного самоуправления. Приводит свой анализ обстоятельств дела и положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения сторон, применительно к ним. Считает, что суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку в своем решении дает оценку решению окружной комиссии № 14 от 27 декабря 2010 года, которое не являлось предметом обжалования истца. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав мнение прокурора Камалтыновой З.Х., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему. Как следует из материалов дела и установлено судом, Плечищев В.А. прибыл в районы Крайнего Севера в 1985 году; постоянно проживает в районе Крайнего Севера более 15 лет; является инвалидом 1 группы по общему заболеванию; проживает и зарегистрирован в квартире <адрес> (л.д. 12, 34). Статьей 1 Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено право на предоставление жилищных субсидий гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. В соответствии с частью 4 настоящего Федерального закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, а также установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Из выписки протокола № 6 заседания общественной жилищной комиссии при Администрации г.Ноябрьск от 11 февраля 2010 года следует, что Плечищев В.А. был включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год составом семьи один человек (л.д. 33). В соответствии с протоколом заседания окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа, № 5 от 06 июня 2011 года в предоставлении социальной выплаты Плечищеву В.А. было отказано в связи с нарушением им ст. 6 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и условий подпрограммы в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его собственности или в общей собственности членов его семьи, в государственную или муниципальную собственность (л.д. 23-26). При принятии решения по делу, на основании анализа положений вышеназванных подпрограммы, Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что получение жилищной субсидии не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия у лица, претендующего на её получение, жилого помещения в районах Крайнего Севера, которое подлежит передаче органу местного самоуправления, поскольку иное будет являться нарушением принципа равенства граждан перед законом. Оспаривая постановленное судом решение, в кассационной жалобе представитель Администрации г.Ноябрьск ссылался на намеренное ухудшение истцом своих жилищных условий и невыполнение требований подпрограммы, предусматривающей предоставление жилищной субсидии без сдачи жилья только в случае, если у гражданина не имеется такового на момент подачи соответствующего заявления. Действительно, материалами дела подтверждается, что Плечищев В.А. и его дочь ФИО10 02 марта 2011 года, то есть в период участия истца в подпрограмме, продали свои доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, в котором проживает истец, по договору купли-продажи бывшей супруге истца ФИО4 (л.д. 31, 32). Вместе с тем, вышеуказанные доводы ответчика были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, и правомерно им отклонены по основаниям, подробно изложенным в решении. Вывод суда о том, что в силу статьи 6 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», статьи 15 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, факт продажи истцом своей доли в праве собственности на жилое помещение может повлечь лишь уменьшении размера жилищной субсидии на сумму, полученную им по договору купли-продажи, судебная коллегия находит правильным, оснований для иных выводов по доводам кассационной жалобы не усматривает. При этом не могут повлечь отмену обжалуемого судебного решения и иные изложенные в кассационной жалобе доводы, поскольку при разрешении спорных правоотношений сторон судом первой инстанции были верно определены обстоятельства дела, имеющие значение для его разрешения, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, сделаны соответствующие им выводы и каких-либо нарушений норм материального и процессуального права не допущено. На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия, - ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СУДЬИ