Иск Назаровой Н.Н. к администрации поселка Лонгъюган, ООО «Газпром трансгаз Югорск» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворен; решение суда оставлено без изменения.



СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

          Касс. дело № 33-2813

          Судья Стрельцов Е.С.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 октября 2011 года         город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Кисилевской Т.В.

судей коллегии Оберниенко В.В., Мосиявич С.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ООО «Газпром трансгаз Югорск» на решение Надымского городского суда от 25 июля 2011 года, которым постановлено:

Признать право собственности Назаровой Н.Н. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кисилевской Т.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Адвокат Долгих Д.В. обратился в интересах Назаровой Н.Н. в суд с иском к администрации поселка Лонгъюган, ООО «Газпром трансгаз Югорск» о признании права собственности на квартиру <адрес> в порядке приватизации. В обоснование иска указал, что истица является нанимателем жилого помещения предоставленного ей на основании решения администрации, в связи с улучшением жилищных условий в порядке очередности, на право вселения выдан ордер от 16 октября 1995 года. Истица обращалась в администрацию пос. Лонгъюган с заявлением о приватизации занимаемой квартиры, но получила ответ, что данная квартира состоит на балансе и находится в ведении Лонгъюганского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск». На обращение с аналогичным заявлением в адрес ООО «Газпром трансгаз Югорск», истица письменного ответа не получила. Полагал отказ в приватизации жилого помещения неправомерным.

В судебное заседание Назарова Н.Н. и её представитель Долгих Д.В., действующий на основании доверенности, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивали в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Газпром трансгаз Югорск» Коровкин С.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, направил отзыв на иск, в котором заявленные требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика администрации муниципального образования пос. Лонгъюган в судебное заседание не явился, направил отзыв на иск, указав, что квартира <адрес> состоит на балансе и находится в ведении Лонгъюганского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск». Лонгьюганское ЛПУ самостоятельно распоряжается всеми квартирами, находящимися в доме . До марта 2005 года, независимо от права собственности, сельской администрацией выдавались ордера на все квартиры, находящиеся на территории пос. Лонгъюган. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше. В кассационной жалобе представитель ООО «Газпром трансгаз Югорск» просит об отмене решения суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, допущенными нарушениями норм материального и процессуального права. При этом приводит свой анализ действующего законодательства в отношении данных правоотношений.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая возникший спор, суд правильно исходил из положений статьи 35 Конституции Российской Федерации, в силу которой каждый вправе иметь имущество в собственности, и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предусматривающей, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если передача жилых помещений в муниципальную собственность не состоялась по каким-либо причинам и в настоящее время предприятием частной формы собственности в нарушение жилищных прав гражданина жилье удерживается в своей собственности, и граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность жилого помещения, предоставленного в порядке улучшения жилищных условий, это соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Судом установлено, что квартира <адрес> была предоставлена в порядке очередности в связи с улучшением жилищных условий Назаровой Н.Н. на состав семьи из четырех человек, куда семья вселилась на основании ордера от 16 октября 1995 года, выданного администрацией п. Лонгъюган (л.д. 6, 7).

Факт выдачи истице ордера на жилое помещение на основании ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, её бессрочного и безвозмездного проживания в спорной квартире, оплаты коммунальных услуг указывают на заключение договора социального найма жилого помещения: ранее участия в приватизации жилых помещений не принимала, жилья за пределами Крайнего Севера не бронировала, жилых помещений в собственности не имеет.

Дом поселка Лонгъюган начат строительством в августе 1992 года, то есть на момент акционирования РАО «Газпром» (февраль 1993 года), жилой дом являлся объектом незавершенного строительства. Окончен спорный дом строительством в декабре 1994 года, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта от 20 декабря 1994 года. На основании акта приемки-передачи в уставной капитал от 29 июня 1999 года дом передан в уставной капитал ООО «Тюментрансгаз».

В приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «Оразграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», в числе объектов, относящихся к муниципальной собственности, названы находящиеся в государственной собственности объекты жилищного и нежилого фонда, расположенные на соответствующей территории. Порядок передачи объектов жилищного фонда в муниципальную собственность регламентирован Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

Указом Президента РФ от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (действовавшим до 26 марта 2003 года) было запрещено включать в состав имущества приватизируемых предприятий объекты жилищного фонда.

То есть жилой дом , являясь объектом незавершенного строительства, не мог быть включен в уставной капитал Общества, а подлежал передаче в муниципальную собственность.

Разрешая спор, суд сделал правильный вывод, что факт строительства спорного жилого дома после учреждения РАО «Газпром» и создания ООО «Тюментрансгаз» не может повлиять на право истицы на приватизацию жилья, поскольку она получила спорное жилое помещение на основании норм ЖК РСФСР и в порядке улучшения жилищных условий, занимая его фактически по договору социального найма.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п.4 Постановления от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции постановления от 06 февраля 2007 года), решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона РФ от 23 декабря 1992 года) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество.

В силу ч. 1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Право собственности на квартиру <адрес>, занимаемую истицей, не зарегистрировано, что подтверждается сообщением ГУП «Окружной центр технической инвентаризации» и Управления федеральной регистрационной службы по Тюменской области, ЯНАО и ХМАО (л.д.14).

В соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Таким образом, судом достоверно установлено, что спорная квартира предоставлена истице до 01 марта 2005 года в порядке очередности в связи с улучшением жилищных условий, что в совокупности с изложенным выше позволяет признать за истицей право пользования ею на условиях социального найма, предполагающего возможность приватизации.

Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, предоставленные сторонами доказательства правильно оценены судом в порядке статьи 67 ГПК РФ.

Оснований для иных выводов не имеется.

Доводы кассационной жалобы сводятся к оспариванию выводов суда, основаны на неправильной оценке фактических обстоятельств дела и неправильном толковании норм материального права, поводом к отмене или изменению решения не являются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Надымского городского суда от 25 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи     

-32300: transport error - HTTP status code was not 200