Иск Поцепай П.Ф., Поцепай А.П., Поцепай Г.А., Поцепай Е.А., Поцепай Т.А. к ООО «Газпром добыча Уренгой» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворен; решение суда оставлено без изменения.



СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Касс. дело №33-2898

Судья Пронина Т. М.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 ноября 2011 года         город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Кисилевской Т.В.

судей коллегии Оберниенко В.В., Наумова И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя ООО «Газпром добыча Уренгой» Хайрутдиновой В.Н. на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 сентября 2011 года, которым постановлено:

Иск Поцепай П.Ф., Поцепай А.П., Поцепай Г.А., Поцепай Е.А., Поцепай Т.А. удовлетворить.

Признать право общей долевой собственности Поцепай П.Ф., Поцепай А.П., Поцепай Г.А., Поцепай Е.А., Поцепай Т.А. на квартиру <адрес> в порядке приватизации в равных долях - по 1/5 доли в праве собственности за каждым.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кисилевской Т.В., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Поцепай П. Ф., Поцепай А. П., Поцепай Г. А., Поцепай Е. А., Поцепай Т. А. обратились первоначально в суд с иском ООО «Газпром добыча Уренгой» требованием о признании недействительным права собственности и признании за ними права собственности в порядке приватизации на жилое помещение - <адрес>. В его обоснование указали, что в 1993 году согласно ордеру от 28 мая 1993 года, выданному на основании Постановления главы администрации города Новый Уренгой, им предоставлена квартира <адрес>. В 2004 году с целью улучшения жилищных условий, в связи с их переселением из ветхого и аварийного жилья, Поцепай П. Ф. по месту работы в УГПУ ООО «Газпром добыча Уренгой» было предоставлено спорное жилое помещение на основании договора длительного найма, который впоследствии перезаключался. В настоящее время не могут приватизировать спорную квартиру, так как вопреки требованиям закона в муниципальную собственность дом <адрес> не передан и является собственностью ООО "Газпром добыча Уренгой".

Определением судьи от 23 августа 2011 года Администрация города Новый Уренгой исключена из числа третьих лиц по делу и привлечена к участию в деле в качестве соответчика. Этим же определением Новоуренгойский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии исключён из числа лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании истцы Поцепай, представитель ответчика Администрации города Новый Уренгой участия не принимали, извещены, заявлениями просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Их представитель, действующий на основании доверенностей, уменьшил исковые требования в части признания недействительным права собственности, в остальной части иск поддержал.

Представитель ответчика ООО «Газпром добыча Уренгой» Хайрутдинова В.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала.

Представитель ответчика Администрации города Новый Уренгой Южанинова Т.А., действующая по доверенности, в отзыве просила в иске отказать.

Судом принято решение, резолютивная часть которого указана выше. В кассационной жалобе представитель ООО «Газпром добыча Уренгой» ставит вопрос об отмене судебного постановления, полагая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на свой анализ действующего законодательства.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

Согласно ст. 2 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

Судом установлено, что в 1993 году на основании постановления главы города Новый Уренгой № 715 от 28 мая 1993 года Поцепай П.Ф. был выдан ордер от 9 июня 1993 года на право вселения в квартиру <адрес>. Ордер выдан на состав семьи, состоящей из 3 человек, с учётом сына А.П., снохи Г.А., внучек Е.А. и Т.А..

Решением администрации и профсоюзного комитета УГПУ ООО "Уренгойгазпром" № 23 от 4 февраля 2004 года Поцепай П. Ф. как работнику УГПУ ООО «Уренгойгазпром» на состав семьи 5 человек по исполнению программы переселения работников ООО "Уренгойгазпром" и членов их семей, проживающих во временном и непригодном жилье в г.Новый Уренгой, в связи с проживанием семьи в непригодном жилье, предоставлена трёхкомнатная квартира <адрес> по договору длительного найма. 24 февраля 2004 года между ООО "Уренгойгазпром" и Поцепай П. Ф. в отношении квартиры <адрес> был заключён договора длительного найма жилого помещения сроком по 23 февраля 2009 года, который 12 февраля 2009 года перезаключён на срок с 22 февраля 2009 года по 21 февраля 2014 года.

При вселении в спорную квартиру семья Поцепай освободила ранее занимаемое ими на основании ордера жилое помещение по улице <адрес> Истец состоит в трудовых отношениях с ООО «Газпром добыча Уренгой» (л.д. 18-21), был признан нуждающимся в получении жилого помещения, состоял в списке граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения (л.д. 35). В квартире проживают и зарегистрированы по месту жительства те же лица, с учётом которых было предоставлена данная квартира. На имя Поцепай П. Ф. в отношении спорной квартиры открыт финансовый лицевой счёт, в связи с чем. он оплачивает за предоставляемые коммунальные услуги, задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги не имеет. Истцы являются гражданами Российской Федерации, ранее право на приватизацию они не использовали, поэтому суд считает установленным наличие у них субъективного права на приватизацию.

Статья 33 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления истцу жилого помещения, предусматривала, что жилые помещения предоставляются на условиях найма (социального найма), то есть в бессрочное пользование гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

В соответствии со статьей 43 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения в домах ведомственного жилищного фонда предоставлялись по совместному решению администрации и профсоюзного комитета организации, которое подлежало утверждению местной администрацией.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве (ч. 2 статьи 30 Жилищного Кодекса РСФСР).

Из содержания указанных норм материального права следует, что жилые помещения в ведомственном жилищном фонде предоставлялись работникам данных организаций, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, на условиях бессрочного (социального) найма.

Согласно ст.ст. 10, 28, п.3 статьи 29, 30, 43, 47, 51 Жилищного кодекса РСФСР гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с проживании в жилом помещении, не отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, предоставлялись другие жилые помещения на условиях договора бессрочного (социального) найма.

Поскольку квартира, в отношении которой возник спор, была построена за счет госсредств и предоставлена истцу в порядке очередности до 1 марта 2005 года, вывод суда о праве истца приобрести жилое помещение в порядке приватизации, правомерен.

Так, согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В соответствии с п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.

Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.).

Таким образом, гражданину может быть отказано в приватизации жилого помещения в доме предприятия, перешедшего из государственного в иную форму собственности только в том случае, если этот дом построен или приобретен на средства правопреемника, изменившего форму собственности государственного предприятия.

Разрешая дело и удовлетворяя иск, суд исходил из того, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. было учреждено Российское акционерное общество (РАО) "Газпром", в состав которого вошло, государственное предприятие "Уренгойгазпром".

ООО «Уренгойгазпром» было создано путем преобразования дочернего предприятия ОАО «Газпром» Ордена Трудового Красного Знамени Уренгойское производственное объединение имени С.А. Оруджева на основании решения учредителя - ОАО «Газпром» №1 от 29 июня 1999 года. С 2008 года ООО «Уренгойгазпром» переименовано в ООО «Газпром добыча Уренгой».

Из акта приемки законченного строительством объекта от 07 октября 2004 года следует, что строительно-монтажные работы по строительству дома <адрес> начались в июле 1991 года, то есть тогда, когда ПО "Уренгойгазпром" являлось государственным предприятием и закончено в сентябре 2004 года. Доказательств того, что данный дом построен только за счет средств ООО "Уренгойгазпром", которое было создано в 1999 году, ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, является правильным и вывод суда о том, что дом <адрес> построен, в том числе на государственные средства, следовательно, и по данному основанию не может быть отказано в приватизации этой квартиры.

Право собственности ООО «Уренгойгазпром» на квартиру, по поводу которой возник спор, зарегистрировано 5 мая 2004 года, то есть после распределения жилого помещения истцу (л.д. 75). Более того, государственная регистрация прав на дом (недвижимое имущество) согласно ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - это акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, а не подтверждение происхождения денежных средств, на которые построен дом.

Судом дана оценка законности включения дома в уставной капитал ООО «Уренгойгазпром», равно как и доводам представителя ответчика, которые отвергнуты по мотивам, указанным в судебном постановлении.

Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права применительно к конкретным обстоятельствам дела.

Поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения, возникшие между сторонами по делу, правильно применены нормы материального права, оснований для отмены судебного постановления не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новоуренгойского городского суда от 20 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО «Газпром добыча Уренгой» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Копия верна: заместитель председателя

Суда Ямало-Ненецкого автономного округа                                                     Т.В. Кисилевская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200