По иску Федеоровой С.Н. к Алдминистрации города Ноябрьск о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Решение суда оставлено без изменений.



Касс. дело № 33-2931

                                                                                                                                             Судья Габова Т.Н.

                                                                          

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

        07 ноября 2011 года                                                                           г. Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Кисилевской Т.В.

судей коллегии Волкова А.Е. и Акбашевой Л.Ю.

при секретаре Калабаевой Д.Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации города Ноябрьск на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 сентября 2011 года, которым постановлено:

Обязать Администрацию муниципального образования город Ноябрьск предоставить Федоровой Светлане Николаевне на состав семьи два человека: сын ФИО1 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Ноябрьск, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 32 квадратных метров.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Волкова А.Е., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Федорова С.Н., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации города Ноябрьск о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма в черте города Ноябрьск, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 32 квадратных метров.

В обоснование иска указывала, что проживает в доме <адрес> на условиях договора социального найма. В 2009 году указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Семья истицы в составе двух человек признана малоимущей и включена в список очерёдности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Однако ответчик никаких мер по предоставлению иного жилья не предпринимает.

Истица Федорова С.Н. и её представитель Васильев А.В. в судебном заседании иск поддержали, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель Администрации города Ноябрьск в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, предоставил суду письменные возражения на иск, в которых указал, что в занимаемом истицей жилом помещении зарегистрированы и проживают четыре человека, включая сына и бывших членов семьи, а ЖК РФ не предусматривает обязанности предоставления разным семьям, которые проживают в одном жилом помещении, подлежащим сносу, отдельных квартир. Просил в иске отказать.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С решением суда не согласен представитель Администрации города Ноябрьск - Серебренников А.С.

В кассационной жалобе просит решение суда отменить принять новое, которым в удовлетворении исковых требований истцу отказать. Указывает на неправильное применение судом норм материального права, полагает удовлетворение иска необоснованным, приводя доводы, изложенные в возражениях на иск. Считает, что жилое помещение истице должно быть предоставлено в порядке очередности, предусмотренной Перечнем домов, непригодных для проживания, аварийных и подлежащих сносу на текущий год, утвержденном главой города, поскольку ответчик не имеет возможности предоставить жилое помещение взамен аварийного без соблюдения указанной очерёдности, а также при отсутствии необходимых денежных средств на эти цели.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, возражений на неё.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции полно и достоверно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно истолковал и применил нормы материального права.

Как следует из материалов дела, истица Федорова С.Н. и её сын ФИО1 и проживают в доме <адрес> на условиях договора социального найма.

Указанный дом заключением межведомственной комиссии от 30 января 2009 года № 23 признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 8-9).

Постановлением администрации города Ноябрьска от 06 февраля 2009 года № П-144 дом <адрес> включен в перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда (л.д.10).

По сведениям администрации г. Ноябрьск Федорова С.Н. составом семьи два человека включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д.14).

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 8 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилого фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилого фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, установлены основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания.

Тем самым, федеральным законодательством на органы местного самоуправления, возложена обязанность по контролю за сохранностью муниципального жилого фонда и соответствием жилых помещений, расположенных в нём, установленным требованиям, в том числе путём признания ветхих или аварийных домов непригодными для проживания.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

При принятии решения, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений статьи 57 ЖК РФ и пришел к правильному выводу о том, что истица имеет право на получение жилого помещения вне очереди, поскольку занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания, проживание в указанной квартире создает реальную угрозу для жизни и здоровья.

Из материалов дела следует, что в <адрес> кроме семьи истицы проживают также её бывший муж ФИО2 и свекровь ФИО3, которые в составе семьи из двух человек включены в списки очерёдности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д. 7, 19).

Как правильно указано в кассационной жалобе, действующее жилищное законодательство прямо не предусматривает обязанности органа местного самоуправления по предоставлению разным семьям, которые проживают в одном жилом помещении, подлежащим сносу, отдельных квартир.

Между тем согласно ч. 1 ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости (ч. 2 ст. 7 ЖК РФ).

В силу ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения относятся проживающий совместно с ним супруг, а также дети и родители нанимателя.

Вселение в качестве членов семьи нанимателя других граждан, в жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, согласно ч. 1 ст. 70 ЖК РФ является правом нанимателя и производится с согласия членов его семьи.

С учетом указанных норм права правильность выводов суда о необходимости предоставления истице отдельного благоустроенного жилого помещения на состав семьи из двух человек сомнений не вызывает.

Невозможность исполнения обжалуемого судебного решения по причине отсутствия в муниципальном жилищном фонде города Ноябрьск свободных от прав третьих лиц жилых помещений, а также недостаточного финансирования, не является основанием для отмены решения суда.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частей 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, ответчик не лишён права обратиться в суд в порядке статьи 203 ГПК РФ для предоставления отсрочки исполнения решения суда или изменения порядка и способа его исполнения.

Выводы решения суда подтверждены материалами дела, которым суд дал надлежащую оценку. Обстоятельства, имеющие значение для дела судом определены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было.

Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, поводом к отмене или изменению решения служить не могут.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ноябрьского городского суда от 20 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий                   (подпись)

Судьи                                                  (подписи)

Копия верна:

Судья суда ЯНАО                                                          А.Е. Волков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200