Иск Департамента недвижимости г.Новый Уренгой о признании Дзюбан В.Д.,Дзюбан Л.И. и их несовершеннолетней дочери прекратившими право пользования квартирой,выселении и снятии с рег.учета по месту жительства; решение суда отменено с вынесением нового.



                                                                                                 Касс. дело №33-3043

                                                                                                 Судья Свивальнева Н.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 ноября 2011 года                                                                         город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего: Кисилевской Т.В.

судей коллегии:                   Наумова И.В., Оберниенко В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Дзюбан В.Д. - Алыповой В.П. и Дзюбан Л.И. на решение Новоуренгойского городского суда от 1 августа 2011 года, которым постановлено:

Сохранить за Дзюбан В.Д., Дзюбан Л.И. и ФИО право пользования квартирой <адрес> до 1 февраля 2012 года.

По истечении срока пользования жилым помещением выселить Дзюбан В.Д., Дзюбан Л.И. и Дзюбан ФИО из квартиры <адрес> без предоставления другого жилого помещения и снять их с регистрационного учета по указанному адресу.

Взыскать с Дзюбан В.Д., Дзюбан Л.И. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> рублей с каждого.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Наумова И.В., заключение прокурора ЯНАО Губайдулиной Г.А., полагавшей решение суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Департамент недвижимости г.Новый Уренгой обратился в суд с иском о признании Дзюбан В.Д., Дзюбан Л.И. их несовершеннолетней дочери ФИО, 1996 года рождения, прекратившими право пользования квартирой <адрес>, выселении из жилого помещения без предоставления другого и снятии с регистрационного учета по месту жительства.

В обоснование иска представитель указал, что названная в иске квартира является муниципальной собственностью, включена в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению и распределена УВД по г.Новый Уренгой для обеспечения участковых уполномоченных милиции. В июне 2008 года Дзюбан В.Д. включен в список граждан на получение служебного жилого помещения и в июле 2008 года с ним заключен договор найма служебного жилого помещения на период прохождения службы в УВД по г.Новый Уренгой. С ДД.ММ.ГГГГ Дзюбан В.Д. уволен со службы из органов внутренних дел. В связи с прекращением службы в УВД договор найма прекращен по основаниям ч.3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ и ответчики подлежат выселению на основании ч.1 ст.103 ЖК РФ.

В судебном заседании представитель департамента недвижимости администрации г.Новый Уренгой и представитель третьего лица - УВД по г.Новый Уренгой Шемякова Т.С. на удовлетворении иска настаивала.

Ответчики Дзюбан В.Д., Дзюбан Л.И., представитель Алыпова В.П. против иска возражали, пояснив, что Дзюбан В.Д. с 2004 года состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения в администрации города Новый Уренгой и ему в соответствии со статьей 30 Закона «О милиции» как <данные изъяты> милиции жилое помещение должно быть предоставлено на условиях договора социального найма. В этой связи он не может быть выселен из жилого помещения без предоставления другого.

Принимавший участие в деле помощник прокурора Вареников О.Н. в заключении полагал иск подлежащим удовлетворению.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше. В кассационной жалобе представитель Дзюбан В.Д. - Алыпова В.П. и Дзюбан Л.И. просят решение суда отменить и принять по делу новое решение, полагая, что суд не применил закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, а именно статью 30 Закона «О милиции» и статью 49 ЖК РФ, в соответствии с которыми участковые уполномоченные милиции, состоящие на учете нуждающихся в предоставлении жилья, отнесены к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется во внеочередном порядке на условиях договора социального найма.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения администрации города Новый Уренгой от 22 ноября 2007 года №2228-р квартира <адрес> принята в собственность муниципального образования город Новый Уренгой, включена в муниципальный специализированный жилищный фонд, отнесена к служебным жилым помещениям и распределена УВД для обеспечения участковых уполномоченных милиции.

Распоряжением Главы города Новый Уренгой от 24 июня 2008 года №914-р Дзюбан В.Д. включен в список граждан на получение служебного жилого помещения в составе семьи из 3 человек, включая жену и дочь.

21 июля 2008 года между уполномоченной собственником организацией - МУ «Управление муниципального хозяйства» и Дзюбан В.Д. заключен договор найма служебного жилого помещения, по условиям которого квартира предоставлена ему на состав семьи из 3 человек на время прохождения службы в УВД г.Новый Уренгой с установлением в п.18 договора условия о его прекращении в связи с окончанием срока службы и в п.19 обязательства нанимателя освободить жилое помещение в случае прекращения договора.

Из материалов дела видно, что на основании приказа Управления внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу №111 л/с от 15 марта 2011 года майор милиции Дзюбан В.Д., <данные изъяты> МОБ УВД по г.Новый Уренгой уволен из органов внутренних дел по п. «Б» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел по достижении предельного возраста с ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет для назначения пенсии на день увольнения в календарном исчислении составляет 15 лет 3 месяца 20 дней, в льготном исчислении - 21 год, 8 месяцев 7 дней.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд, исходя из положений статей 103 и 104 Жилищного кодекса РФ, пришел к выводу о том, что право пользования жилым помещением ответчиком прекращено с момента увольнения со службы в органах внутренних дел, Дзюбан не отнесен к числу лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого, в связи с чем он с членами семьи подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения. По мнению суда очередь ответчика на получение жилого помещения не наступила, решение о предоставлении жилого помещения органом местного самоуправления не принималось, поэтому отсутствовали основания для предоставления квартиры на условиях договора социального найма.

Вместе с тем, при принятии решения судом не учтено, что в соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Приведенные конституционные положения не определяют конкретные формы, условия и порядок предоставления гражданам жилья, а также основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, - решение этих вопросов отнесено к компетенции федерального законодателя, который в рамках своей дискреции вправе устанавливать специальные правила обеспечения жильем отдельных категорий граждан.

Служба в органах внутренних дел, по смыслу статей 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е" части 1) Конституции Российской Федерации, относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, специального правового статуса, обусловленного выполнением ими конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.

Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.

Часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений по предоставлению ответчику служебного жилого помещения, предусматривала, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Пунктом 10 части 1 статьи 14, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Кодекса, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из смысла указанных норм в их взаимосвязи, следует, что нуждающимся в предоставлении жилых помещений участковым уполномоченным милиции могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения органа местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение жильем указанной категории граждан.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации обязанность органов местного самоуправления предоставлять участковым уполномоченным милиции жилую площадь не позднее 6-ти месяцев с момента вступления в должность не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления.

Положения статьи 30 Закона "О милиции" в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.

При этом возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации) (Определение от 15 февраля 2005 г. N 58-О).

Следовательно, вопросы обеспечения жильем участковых уполномоченных милиции, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют и общегосударственное, и местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которым фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма участковым уполномоченным милиции.

Из материалов дела следует, что Дзюбан В.Д. проходил службу в УВД по г.Новый Уренгой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по 10 ДД.ММ.ГГГГ, из них с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.

С 01 апреля 2004 года Дзюбан В.Д. состоит в администрации города Новый Уренгой в списке №1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в составе семьи из 3 человек, включая жену и дочь.

В этой связи, с учетом статьи 30 Закона «О милиции», Дзюбан В.Д. имел право на получение отдельной квартиры на условиях договора социального найма, а администрация города Новый Уренгой обязана была обеспечить его жилым помещением на таких условиях с последующей компенсацией понесенных расходов.

В нарушение указанных положений жилое помещение было предоставлено Дзюбан В.Д. в специализированном фонде, что является недопустимым, нарушающим его право на предоставление жилого помещения на условиях социального найма.

Таким образом, у суда отсутствовали правовые основания для принятия решения о выселении ответчиков из жилого помещения без предоставления другого и снятии с регистрационного учета.

Допущенное судом первой инстанции нарушение норм материального права является существенным, поэтому решение подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении заявленного иска.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новоуренгойского городского суда от 1 августа 2011 года отменить и принять новое решение.

В удовлетворения иска департамента недвижимости администрации г.Новый Уренгой о признании Дзюбан В.Д., Дзюбан Л.И., ФИО прекратившими право пользования квартирой <адрес>, выселении из жилого помещения без предоставления другого и снятии с регистрационного учета по месту жительства - отказать.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200