По иску Блинова Ф.В. к УСЗ г. Мураввленко, Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО, МЧС РФ о признании права на получение мер социальной поддержки. Решение суда отменено и принято новое об удовлетворении иска.



СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

                                           Кас. дело № 33-2976                         Судья Ракутина Ж.К.

КАССАЦИОННОЕ     ОПРЕДЕЛЕНИЕ

         17 ноября 2011 года                                                         г. Салехард

                              

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Марчук Е.Г.

судей коллегии                 Оберниенко В.В. Акбашевой Л.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Блинова Федора Васильевича

на решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа

от 23 сентября 2011 года, которым          П О С Т А Н О В Л Е Н О:      

В удовлетворении исковых требований Блинову Федору Васильевичу отказать.

      Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Оберниенко В.В., представителя Департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа Филиппова О.Л., судебная коллегия, -

УСТАНОВИЛА:

Блинов Ф.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения муниципального образования город Муравленко, Департаменту по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Просил обязать Управление социальной защиты населения муниципального образования г. Муравленко и Департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа внести соответствующие сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать истцу удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки предусмотренных федеральным законодательством.

В обоснование требований указал, что в период с 24.02.1958 по 03.05.1976 года, с 02.05.1978 года по 22.11.1982 год и 17.08.1987 года по 31.12.1990 года проживал в городе Усть-Каменогорске Восточно- Казахстанской области, расположенном в зоне повышенного радиационного риска.

Согласно документу, выданному ГУ отдела занятости и социальных программ города Усть-Каменогорск от 19.04.2011 года № 221609, указанный город относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7.00 до 35.00 сЗв (бэр).

Согласно справке Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии от 21.04.2011 года № 506 с учетом радиологического маршрута проживания в зоне повышенного радиационного риска, суммарная эквивалентная зона составляет у истца 0,15 Зв (15.4 сЗв).

Однако проживание в указанном населенном пункте не явилось основанием для оказания ему мер социальной поддержки согласно Федеральному закону от 10.01.2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".

Департамент по труду и социальной защите населения, куда истец представил документы отказали ему в выдаче удостоверения единого образца как пострадавшему в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, указав, что меры социальной поддержки, в получении которых он нуждается, могут быть предоставлены только тем гражданам, которые проживали в населенных пунктах, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень.

Истец полагал, что проживание в населенных пунктах, не включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень после распада СССР, не может лишать его права, как гражданина РФ, на возмещение вреда.

В судебном заседании истец на удовлетворении требований настаивал.

УСЗН города Муравленко представителя в судебное заседание не направило.

Департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа, в судебное заседание представителя не направил, в письменных возражениях просил рассмотреть спор в отсутствие представителя, полагал иск не подлежащим удовлетворению.

МЧС РФ в судебное заседание представителя не направил, отношения к иску не выразил.

Суд в иске отказал.

В кассационной жалобе истец просит об отмене решения суда и принятии нового решения по существу спора, указывая, что решение суда противоречит Конституции Российской Федерации, позиции Конституционного суда, выраженной в Определениях от 4 декабря 2007 г. N 960-О-П, от 11.07.2006 года № 404-О, от 25.12.2008 года № 1084-О-О.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ согласно которой суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая Блинову Ф.В. в удовлетворении требований, суд исходил из того, что город Усть-Каменогорск не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с чем, на него не распространяются социальные льготы и гарантии предусмотренные Федеральным законом от 10.01.2002 №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

При этом, суд указал, что истцом не доказан факт причинения вреда здоровью вследствие радиационного воздействия, поскольку представленная истцом справка о наличии суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки определена в соответствии с законом Республики Казахстан от 18 декабря 10092 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

С данными выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

Признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, как вытекает из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой.

Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, влечет особый характер отношений между гражданином и государством, когда государство принимает на себя обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 № 634, установлено, что отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.

Из дела следует, что истец 24. 02.1958 года родился в городе Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области, где проживали его родители, там же обучался в средней школе, техникуме, после окончания школы до призыва армию 03.05.1976 году осуществлял трудовую деятельность в Усть-Каменогорском заводе приборов (л.д. 12-14).

После окончания службы с 25.07.1978 года по 31.12.1990 года истец проживал и работал в Усть-Каменогорске за исключением периода работы в тресте «Тындатрансстрой» (л.д. 17).

В целом истец проживал на территории в зоне повышенного риска более 25 лет, с 1993 года истец является гражданином Российской Федерации и проживает в городе Муравленко.

Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 № 350-р утвержден перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, согласно которому город Усть-Каменогорск не включен.

Однако в определении Конституционного Суда РФ 04.12.2007 № 960-О-П «По жалобе гражданина Ермакова Сергея Лукича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» сформулирована правовая позиция, согласно которой, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом Положений Конституции РФ объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенно, объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний, поэтому само по себе не включение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации Перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.09.1994 года «О подписании конвенции о ядерной безопасности» Российская Федерация официально приняла на себя обязанность и выразила приверженность следовать общепризнанным принципам ядерной безопасности и фундаментальным нормам международного права в этой сфере.

В статье 15 данной Конвенции содержится прямой запрет на получение человеком доз излучения, превышающих установленные национальным законодательством дозовых пределов.

Согласно Федеральному закону от 9.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки, в т.ч., возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью.

Таким образом, из анализа приведенных положений следует, что суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными.

При этом, кроме факта проживания в указанное в законе время в перечисленных населенных пунктах, подлежит установлению факт получения определенной дозы облучения.

В качестве доказательства получения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗВ (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период проживания истца в городе Усть-Каменогорске с момента рождения и до 1990 года представлена справка НИИ радиационной медицины и экологии министерства здравоохранения республики Казахстан от 21.04.2011 года № 506, согласно которой суммарная эффективная эквивалентная зона Блинова Ф.В. составляет 15.4 сЗв (л.д. 7).

Ответчиком достоверность информации, содержащейся в справке Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии министерства здравоохранения республики Казахстан не оспаривались, также как и данные содержащиеся в справке ГУ Отдела занятости и социальных программ города Усть-Каменогорска от 19.04.2011 года о фактическом времени проживания истца в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7.00 до 35,00 БЭР в период ядерных испытаний с 1949 года по 1990 год (л.д. 8).

При этом ответчиками указано, что безусловными доказательствами в подтверждение причинения вреда истцу вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне они не являются, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», а не национального законодательства и соответствующее соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отсутствует.

Вместе с тем, в соответствии со ст.13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятой в Минске 22.01.1993, ратифицированной Российской Федерацией, документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.

Следовательно, представленные истцом документы, выданные должностными лицами в пределах их компетенции, являются письменными доказательствами в силу ст. 71 ГПК РФ, поскольку отвечают признакам, предъявляемым к письменным доказательствам.

Кроме того, Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками «Соглашения о сотрудничестве в области охраны здоровья населения» заключенного в Минске 26.06.1992 г., согласно которому стороны брали на себя обязательно по координации действий в зонах экологических бедствий, в том числе Семипалатинске.

Оценив данные доказательства наряду с пояснениями истца, изложенными при рассмотрении дела по существу, судебная коллегия приходит к выводу, что проживание истица на территории в зоне повышенного риска с дозой воздействия на население от 7.00 до 35 БЭР в период ядерных испытаний с 1949 года по 1990 год, доказывает факт получения Блиновым Ф.В. суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит в выводу, что истцом доказан факт причинения вреда здоровью в период с 1958 года до 1990 года вследствие ядерных испытаний на Семипалатинской полигоне, а потому у него возникло право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

При этом судебная коллегия принимает во внимание позицию, изложенную в Определении Конституционного суда РФ от 11.07.2006г. № 404-О "По запросу Калининградской областной Думы о проверке конституционности подпункта "б" пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" где указывается: "Развивая приведённые правовые позиции, изложенные в постановлениях от 1 декабря 1997 года №18-П и от 19 июня 2002 года № 11-П, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 апреля 2006 года № 89-О по запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода пришёл к выводу, что государство не может произвольно отказываться от уже признанного им статуса определённых категорий граждан и снижать обусловленный этим статусом объём социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности.

Признание Семипалатинска зоной экологического бедствия, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, также свидетельствует о необходимости принятия государством на себя обязанности по возмещению такого вреда гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний в населенных пунктах СССР до его распада и не включенных в правительственный перечень Российской Федерацией, при этом получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Соответственно, и механизм исполнения государством своейобязанности не должен быть таковым, чтобы им ограничивались права этих граждан, а потому отсутствие международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на что ссылается ответчик, не могут нарушать права граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Обратное противоречило бы указанным выше положениям и свидетельствовало об уклонении выполнения своих обязанностей перед российскими гражданами, ущемляло их права, поскольку защита прав граждан в сфере радиационной безопасности населения возлагается на государство.

В соответствии с Правилами выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному "воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вносит сведения в реестр учета" граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (п.4), а удостоверения единого образца выдает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий (п.5) после направления соответствующих документов органом социальной защиты населения.

На основании изложенного, судебная коллегия находит необходимым в соответствии с абз. 4 ст. 361 ГПК РФ решение суда первой инстанции отменить и, принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении иска, которым обязать уполномоченный орган внести сведения о Блинове Ф.В. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и с выдачей Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий истцу удостоверения единого образца, как подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Учитывая порядок выдачи удостоверений единого образца, утвержденного Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июня 2009 г. N 308-А "Об утверждении административных регламентов департамента по труду
и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа
по осуществлению (предоставлению) государственных функций
(услуг) в сфере социальной поддержки населения", судебная коллегия полагает возложить на указанный орган и обязанность выдачи истцу удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 сентября 2011 года отменить и принять по делу новое решение.

Признать Блинова Федора Васильевича подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Обязать Департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа внести сведения о Блинове Федоре Васильевиче (24 февраля 1958 года рождения, уроженца города Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области, Казахской ССР) в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдать удостоверение единого образца, как подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Председательствующий

Судьи

Копия верна: судья суда ЯНАО В.В.Оберниенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200