СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА № 33-579 Миниханова Е.В. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 14 марта 2011 года город Салехард Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего Марчук Е.Г. судей коллегии Мосиявич С.И. и Зотиной Е.Г., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе МУП «Автотранспортное предприятие» на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 января 2011 года, которым постановлено: обязать Муниципальное унитарное предприятие «Автотранспортное предприятие» создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере квоты, установленной законом. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Автотранспортное предприятие» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Надымский район в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей). Заслушав доклад судьи ЯНАО Мосиявич С.И., заключение прокурора Камалтыновой З.Х, поддержавшей возражения на кассационную жалобу ответчика, судебная коллегия установила: Надымский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к МУП «Автотранспортное предприятие» о возложении обязанности по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере квоты, установленной законом. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по соблюдению работодателями законодательства о занятости населения и защиты от безработицы, было установлено, что ответчиком не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере установленной законом квоты, чем нарушаются права инвалидов на получение гарантированной государством поддержки в сфере трудоустройства. В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Лобащук Е.М. на иске настаивал. Представитель ответчика Голубкова А.В. в судебном заседании просила в иске отказать, поскольку действующее законодательство предприятием исполняется, на сегодняшний день в счет квоты в МУП «АТП» трудоустроено 4 человека, имеющих инвалидность, имеется вакантная должность архивариуса, созданная в счет квоты, сведения о которой подаются в Центр занятости населения регулярно. Представитель третьего лица ГУ Центр занятости населения г. Надыма в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше, с которым не согласен ответчик. В кассационной жалобе директор МУП «АТП» просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт о выделении одного рабочего места в счет установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Полагает о незаконности и необоснованности принятого решения ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права. В возражениях на кассационную жалобу Надымский городской прокурор указывает, что судом была дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам дела, исследованы все представленные доказательства и правильно применены нормы права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также право на защиту от безработицы. Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, среди прочих основных принципов правового регулирования трудовых отношений, признается принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве. Согласно части 2 статьи 13 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии со статьей 20 Федерального закона РФ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов. Статья 21 указанного выше Закона гласит, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Размер квот в Ямало-Ненецком автономном округе установлен статьей 5 Закона ЯНАО № 54 ЗАО от 27.06.2008 года «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе», согласно которой размер квот для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников. Статьей 24 Федерального закона РФ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Как следует из материалов дела, в ходе проводимой прокуратурой г. Надыма проверки соблюдения законодательства о занятости населения и защиты от безработицы, установлено, что на момент проверки МУП «Автотранспортное предприятие» отчиталось за одно квотируемое рабочее место для трудоустройства инвалидов (вакансия архивариуса. Судом первой инстанции установлено, что списочная численность работников МУП составляет 283 человека, соответственно в счет исполнения квоты необходимо было создать 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов. По убеждению стороны ответчика, озвученному в ходе рассмотрения дела и в кассационной жалобе, ими уже создано 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, поскольку 1 рабочее место, являющееся вакантным, создано в счет квоты, а на 4 - уже работают инвалиды, получившие инвалидность в процессе работы на предприятии. В подтверждение своей позиции стороной ответчика представлена информация о квотировании рабочих мест за 2010 год (л.д.85,86). Разделить такую позицию нельзя в силу следующего. Действительно, из смысла названных норм права следует, что квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Следовательно, не смотря на то, что на 4 рабочих местах у ответчика уже работают инвалиды, которые до присвоения им инвалидности уже состояли в трудовых отношениях с МУП «АП», эти рабочие места, наряду с вакантным, также должны быть квотированы. Между тем, работодателем этого не сделано. Как, опять-таки следует из информации представленной самим ответчиком количество мест, созданных в счет квоты, составляет лишь одно рабочее место. Удовлетворяя заявление прокурора, суд обоснованно исходил из того обстоятельства, что работодателю надлежит квотировать 4 рабочих места, на которых уже трудятся инвалиды. Для чего, во исполнение решения суда, ответчику необходимо пересмотреть порядок заполнения информации, указав в п.2 строка: количество рабочих мест, созданных в счет квоты - 5; в п. 2 строка: количество рабочих мест, созданных в счет квоты, занятых инвалидами - 4; в п. 3 сведения о вакантных рабочих местах для инвалидов, созданных в счет квоты - 1. Таким образом, суд первой инстанции полно и достоверно установил фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела и правильно применил материальный закон. Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, предоставленные сторонами доказательства правильно оценены судом в порядке ст.67 ГПК РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст. 361, 364 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Председательствующий Судьи: /подписи/ Копия верна: судья суда ЯНАО С.И.Мосиявич