Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор к ООО `Газпром трансгаз Югорск` о признании незаконными действий по сбросу сточных вод, решение суда отменено с вынесением нового решения



СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

         № 33-1428

Кузнецова И.Е.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 июня 2011 года                город Салехард                                                             

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Кисилевской Т.В.

судей коллегии Мосиявич С.И. и Волкова А.Е.

при секретаре Бакиевой Г.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 марта 2011 года, которым постановлено:

в иске Ямало-Ненецкому природоохранному прокурору в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Газпром трансгаз Югорск» в лице Приозерного ЛПУ МГ о признании действий по сбросу сточных вод в водный объект - болото без названия <адрес> с превышением уровня загрязняющих веществ, определенных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 27.01.2010г. и обязании обеспечить сброс сточных вод в водный объект с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значения, установленного решением о предоставлении водного объекта в пользование от 27.01.2010г. , до 01.10.2011г., отказать.

Заслушав доклад судьи ЯНАО Мосиявич С.И., пояснения представителя ответчика Виноградского Д.Ю., прокурора Губайдуллиной Г.А., судебная коллегия

установила:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением к ООО «Газпром трансгаз Югорск» о признании незаконными действий по сбросу сточных вод в болото без названия <адрес> с превышением уровня загрязняющих веществ и возложении обязанности на Общество в срок до 1.05.2011г. обеспечить сброс сточных вод в водный объект с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значения.

В обоснование заявления прокурор указал, что Решением Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Обществу предоставлен в водопользование водный объект - болото без названия <адрес> для сброса сточных вод. Решением о предоставлении водного объекта в пользование было установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах по видам загрязняющих веществ. Вместе с тем, установленные Решением требования к содержанию загрязняющих веществ превышают установленные показатели, способствуют загрязнению вод, негативно влияют на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания. Кроме того, несоблюдение требований водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды влекут нарушение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В ходе судебного заседания помощник прокурора Мартыненко А.В. уточнил исковые требования в части определения срока устранения допущенных нарушений до 01.10.2011 года.

Представитель ответчика ООО «Газпром трансгаз Югорск» суду пояснил, что болото, являющееся приемником сточных вод, по своим характеристикам уже на момент предоставления филиалу не относилось и не относится к «чистым» и не используется для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения. ЛПУ исправно производит расчет и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, на основании чего просил в удовлетворении исковых требований прокурору отказать.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше, с которым не согласен прокурор. В кассационном представлении ссылается на неправильное применение судом норм материального права, поскольку в 2010 году ответчиком установленные разрешением предельно допустимые нормативы по сбросу загрязняющих веществ в водный объект были превышены, соответственно действия Общества должны были быть признанны незаконными.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Приозерного ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск» находит доводы прокурора бездоказательными, указывает на законность и обоснованность решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Как следует из материалов дела на основании Решения Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО о предоставлении водного объекта в пользование от 27 января 2010 года, ООО «Газпром трансгаз Югорск» предоставлен в водопользование водный объект - болото без названия <адрес> для сброса сточных вод с установлением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах по видам загрязняющих веществ.

Судом установлено, что ответчиком действительно в 2010 году были превышены указанные в Решении нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект.

Однако, отказывая прокурору в удовлетворении требований, суд пришел к выводу, что документальных доказательств изменения качества окружающей среды в результате деятельности ЛПУ по пользованию данного водного объекта не было представлено. А соблюдение в настоящее время требований Решения невозможно, поскольку указанное Решение утратило своё действие ещё в прошлом году.

Вместе с тем, такие выводы суда являются ошибочными, противоречат фактическим обстоятельства дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Так, в соответствии со ст. 3 Водного кодекса РФ использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

В силу ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Предоставление водных объектов в пользование, в том числе для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, осуществляется на основании принятого исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения о предоставлении водного объекта в пользование (пункт 2 части 2 статьи 11, статья 21).

В силу статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (часть 1); при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Таким образом, данный Федеральный закон в сфере охраны окружающей среды предусматривает возможность установления лимитов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (часть 3); выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (часть 4).

Из приведенных норм Федерального закона следует, что нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) и лимиты на выбросы (сбросы) устанавливаются в соответствующих разрешениях на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Из материалов дела усматривается, что согласно сведениям, полученным в результате учета качества и объема сброса сточных вод за 1, 2 и 3 квартал 2010 года, ООО «Газпром трансгаз Югорск» установленные Решением предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ в водный объект - болото без названия <адрес> были превышены.

Данные сведения в судебном заседании суда первой инстанции представителем ответчика не оспаривались. Однако суд установив, что факт превышения допустимых концентраций всё же имел место, не признал действия ответчика незаконными, в связи с чем выводы суда в этой части являются неверными, в то время как доводы кассационного представления в этой же части заслуживают внимания и подлежат удовлетворению.

Выводы суда в части невозможности соблюдения в настоящее время требований Решения судебная коллегия также находит ошибочными.

Так, из материалов дела явствует, что срок водопользования у ответчика по Решению истёк 31 декабря 2010 года и в настоящее время Обществом не получено разрешения на сброс сточных вод. Вместе с тем, этим ответчику не дано право сбрасывать загрязненные сточные воды в водный объект, так как осуществление сброса неочищенных сточных вод нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. При этом нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Нормативы допустимых сбросов в водные объекты регламентируются Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" и Приказом МПР РФ от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей".

Так, Методикой определено, что нормативы допустимых сбросов веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. Указанное положение воспроизводит статью 1 ФЗ "Об охране окружающей среды".

Пунктом 12 данной Методики величины нормативов допустимых сбросов разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.

Согласно пункту 22 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" в случае отсутствия утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты величины нормативов допустимых сбросов веществ рассчитываются для отдельных водопользователей.

В соответствии с письмом Федерального агентства водных ресурсов от 05.02.2009 N ВК-02-25/325 "О предоставлении водных объектов в пользование" в случае отсутствия у водопользователя разработанных и утвержденных в установленном порядке НДС установление нормативов качества сброса сточных вод в водный объект возможно на уровне предельно допустимых концентраций (ПДК), что не противоречит условию непревышения максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах показателей, определяемых исходя из нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Таким образом, с учетом того, что срок действия Решения о сбросе сточных вод истек, на ответчика должна быть возложена ответственность обеспечить сброс сточных вод в водный объект с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значения, установленного нормативами допустимых сбросов, до момента получения нового Решения. Срок для исполнения указанной обязанности коллегия считает возможным установить в соответствии со сроком указанным в заявлении прокурора.

Согласно ст. 361 ГПК РФ, суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств;

Поскольку судом первой инстанции обстоятельства дела установлены в полном объеме, но неверно применен материальный закон, коллегия, отменяя решение суда, принимает новое решение об удовлетворении исковых требований Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в части.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 361, 364 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 марта 2011 года отменить.

Признать действия ООО «Газпром трансгаз Югорск» по сбросу сточных вод в водный объект - болото без названия <адрес> с превышением уровня загрязняющих веществ, определенных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 27 января 2010 года незаконными.

Обязать ООО «Газпром трансгаз Югорск» в срок до 1 октября 2011 года обеспечить сброс сточных вод в водный объект с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значения, установленного нормативами допустимых сбросов.

Председательствующий

Судьи: /подписи/

Копия верна: судья суда ЯНАО С.И. Мосиявич

     

-32300: transport error - HTTP status code was not 200