Кондров И.А. к Надымскому филиалу ГУП `ОЦТИ` о технической инвентаризации балка - решение суда отменено с вынесением нового решения



СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

         № 33-1087

Миниханова Е.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 мая 2011 года             город Салехард                                                             

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего Кисилевской Т.В.

судей коллегии Мосиявич С.И. и Волкова А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации МО г. Надым на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 марта 2011 года, которым постановлено:

обязать Администрацию муниципального образования г. Надым провести техническую инвентаризацию жилого помещения - балка <адрес>

В иске к ГУП «Окружной центр технической инвентаризации», Территориальному Управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом в ЯНАО - отказать.

Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мосиявич С.И., судебная коллегия

установила:

Кондров И.А. обратился в суд с иском к Надымскому филиалу ГУП «Окружной центр технической инвентаризации» о возложении обязанности произвести техническую инвентаризацию балка и выдаче технического паспорта на балок по тем основаниям, что он является нанимателем жилого помещения, которое занимает на основании ордера, зарегистрирован в нем с момента заселения и по настоящее время. На данный момент балок является ветхим жилым строением в связи с чем готовятся документы для признания балка аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу для дальнейшего получения жилищной субсидии на приобретение жилого помещения. В связи с отсутствием технического паспорта на балок он обратился к ответчику с заявлением о выдаче такого паспорта, однако получил отказ по мотиву того, что балок не является недвижимым имуществом и техническая инвентаризация балка не осуществляется. Полагал отказ БТИ неправомерным.

Определением суда от 14 января 2011 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в ЯНАО и Администрация МО г. Надым.

Истец, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Ответчики ГУП «Окружной центр технической инвентаризации» и ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в ЯНАО не направили представителей для участия в судебном заседании, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Представитель ответчика Администрации МО г. Надым в судебном заседании суда первой инстанции считал себя ненадлежащим ответчиком, иск не признал.

Представитель ООО «Газтеплоэнергоремонт», привлеченный к участию в качестве третьего лица, также в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше, с которым не согласна Администрация МО г. Надым. В кассационной жалобе просит отменить указанное решение, поскольку изготовление технических паспортов на жилые помещения в г. Надыме возложено на Надымский филиал ГУП «ОЦТИ» в связи с чем, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, действующим законодательством администрация не наделена полномочиями по изготовлению техпаспортов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Кондров И.А. занимает балок <адрес> на основании ордера, выданного ему 14 февраля 1991 года. Истец проживает в балке продолжительный период времени, законность его проживания никем не оспаривается, имеет регистрацию по месту жительства в балке (л.д.7-11).

Удовлетворяя требования истца, суд пришел к выводу о возложении обязанности по проведению технической инвентаризации балка на его собственника - Администрацию МО г. Надым и признал ГУП «ОЦТИ» ненадлежащим ответчиком.

Вместе с тем, с данным выводом суда нельзя согласиться.

В соответствии с ч. 4 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету. При этом такой учет независимо от принадлежности жилых помещений осуществляется по единой для России системе и в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Основой государственного учета является технический учет, который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о государственном учете жилищного фонда установлено, что технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ),

БТИ осуществляют учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

Согласно п. 7 Положения БТИ обязаны осуществлять, в частности, техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда.

Технический паспорт домовладения, строения и жилого помещения (квартиры) составляется при приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении жилого помещения в жилищный фонд. Последующий технический учет производится путем проведения плановых инвентаризаций жилых строений и жилых помещений с периодичностью не реже одного раза в пять лет, а также по мере выявления изменений учетных показателей в процессе внеплановых обследований (п. 8 данного Положения).

Порядок предоставления заявителям сведений об объектах недвижимого имущества организациями государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства регламентируется Положением об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921.

В силу п. 10 названного Положения проведение первичной и внеплановой технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах учета осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством РФ.

Из норм п. 15 данного Положения следует, что документы об объектах недвижимого имущества как физическим, так и юридическим лицам предоставляются организациями (органами) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, техническую инвентаризацию которых они осуществляют.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, о том, что у суда отсутствовали правовые основания для возложения на администрацию МО г. Надым выполнение несвойственных ей функции по технической инвентаризации жилых помещений.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит безусловной отмене.

При этом коллегия считает, что указанная обязанность должна быть возложена на Надымский филиал ГУП «Окружной центр технической инвентаризации».

Довод ОЦТИ, содержащийся в отказе в проведении технической инвентаризации, о том, что балок не является недвижимым имуществом, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

Как верно указано в обжалуемом решении суда истец был вселен в указанное жилое помещение на основании ордера. В качестве такового оно передано в муниципальную собственность. Проживание истца носит постоянный характер. Указанное дает все основания полагать, что балок отвечает требованиям ст. 15 ЖК РФ и может быть объектом технической инвентаризации.

Согласно ст. 361 ГПК РФ, суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств;

Поскольку судом первой инстанции обстоятельства дела установлены в полном объеме, но неверно применен материальный закон, коллегия, отменяя решение суда, постановляет новое решение о возложении обязанности по проведению технической инвентаризации жилого помещения, принадлежащего истцу на праве пользования на Надымский филиал ГУП «Окружной центр технической инвентаризации».

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 марта 2011 года отменить.

Обязать Надымский филиал ГУП «Окружной центр технической инвентаризации» провести техническую инвентаризацию жилого помещения - балка <адрес>

Председательствующий

Судьи: /подписи/

Копия верна: судья суда ЯНАО С.И.Мосиявич

-32300: transport error - HTTP status code was not 200