Иванюк В.В., Широхов Г.Л. к Надымскому филиалу ГКП `ОЦТИ` о технической инвентаризации балка - решение суда отменено с вынесением нового решения



СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

         № 33-534

Миниханова Е.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 марта 2011 года             город Салехард                                                             

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Агеева А.В.

судей коллегии Мосиявич С.И. и Фуминой О.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ЯНАО на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2010 года, которым постановлено:

обязать Администрацию муниципального образования г. Надым провести техническую инвентаризацию жилого помещения - балка <адрес>

Обязать территориальное Управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом в ЯНАО провести техническую инвентаризацию жилого помещения - балка <адрес>.

В иске к ГУП «Окружной центр технической инвентаризации» - отказать.

Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мосиявич С.И., судебная коллегия

установила:

Иванюк В.В. и Широхова Г.Л. обратились в суд с исками к Надымскому филиалу ГУП «Окружной центр технической инвентаризации» о возложении обязанности произвести техническую инвентаризацию балка и выдаче технического паспорта на балок по тем основаниям, что они являются нанимателями жилых помещений, которые занимают на основании ордеров, зарегистрированы в них с момента заселения и по настоящее время. На данный момент балки являются ветхими жилыми строениями в связи с чем они готовят документы для признания балков аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу для дальнейшего получения жилищной субсидии на приобретение жилого помещения. В связи с отсутствием технических паспортов на балки они обратились к ответчику с заявлением о выдаче такого паспорта, однако получили отказ по мотиву того, что балки не являются недвижимым имуществом и техническая инвентаризация балков не осуществляется. Полагали отказ БТИ неправомерным.

Определением суда от 28 октября 2010 года дела объединены в одно производство.

Определением суда от 26 ноября 2010 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в ЯНАО и Администрация МО г. Надым.

Истцы в судебном заседании суда первой инстанции на исках настаивали, приводили доводы, содержащиеся в них.

Ответчики ГУП «Окружной центр технической инвентаризации», ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в ЯНАО, Администрация МО г. Надым не направили своих представителей для участия в судебном заседании, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель третьего лица ООО «Газтеплоэнергоремонт» также в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше, с которым не согласны ответчики.

В кассационной жалобе Администрация МО г. Надым просит отменить указанное решение, поскольку изготовление технических паспортов на жилые помещения в г. Надыме возложено на Надымский филиал ГУП «ОЦТИ» в связи с чем, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. Истцы с заявлением о технической инвентаризации в администрацию не обращались, более того, действующим законодательством администрация не наделена полномочиями по изготовлению техпаспортов.

ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в ЯНАО в кассационной жалобе также просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что балок должен находиться в собственности муниципального образования в силу прямого указания закона, территориальное управление не вправе расходовать денежные средства федерального бюджета на проведение технической инвентаризации, поскольку данные объекты не являются собственностью Российской Федерации. Считает себя ненадлежащим ответчиком.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Широхова Г.Л. занимает балок <адрес> на основании ордера, выданного ей 11 ноября 1983 года. Иванюк В.В. занимает балок <адрес> в том же микрорайоне на основании ордера от 15 декабря 1998 года. Истцы проживают в балках продолжительный период времени, законность их проживания никем не оспаривается, имеют регистрацию по месту жительства в балках.

Удовлетворяя требования истцов, суд пришел к выводу о возложении обязанности по проведению технической инвентаризации балков на их собственников - Администрацию МО г. Надым и ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в ЯНАО, а также признал ГУП «ОЦТИ» ненадлежащим ответчиком.

Вместе с тем, с данным выводом суда нельзя согласиться.

В соответствии с ч. 4 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету. При этом такой учет независимо от принадлежности жилых помещений осуществляется по единой для России системе и в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Основой государственного учета является технический учет, который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о государственном учете жилищного фонда установлено, что технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ),

БТИ осуществляют учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

Согласно п. 7 Положения БТИ обязаны осуществлять, в частности, техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда.

Технический паспорт домовладения, строения и жилого помещения (квартиры) составляется при приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении жилого помещения в жилищный фонд. Последующий технический учет производится путем проведения плановых инвентаризаций жилых строений и жилых помещений с периодичностью не реже одного раза в пять лет, а также по мере выявления изменений учетных показателей в процессе внеплановых обследований (п. 8 данного Положения).

Порядок предоставления заявителям сведений об объектах недвижимого имущества организациями государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства регламентируется Положением об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921.

В силу п. 10 названного Положения проведение первичной и внеплановой технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах учета осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством РФ.

Из норм п. 15 данного Положения следует, что документы об объектах недвижимого имущества как физическим, так и юридическим лицам предоставляются организациями (органами) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, техническую инвентаризацию которых они осуществляют.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, о том, что у суда отсутствовали правовые основания для возложения на администрацию МО г. Надым и территориальное Управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом в ЯНАО выполнение несвойственных им функций по технической инвентаризации жилых помещений.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит безусловной отмене.

При этом коллегия считает, что указанная обязанность должна быть возложена на Надымский филиал ГУП «Окружной центр технической инвентаризации».

Довод ОЦТИ, содержащийся в отказе в проведении технической инвентаризации, о том, что балки не являются недвижимым имуществом, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

Как верно указано в обжалуемом решении суда истцы были вселены в указанные жилые помещения на основании ордера. В качестве таковых они переданы в муниципальную собственность. Проживание истцов носит постоянный характер. Указанное дает все основания полагать, что балки отвечают требованиям ст. 15 ЖК РФ и могут быть объектом технической инвентаризации.

Согласно ст. 361 ГПК РФ, суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств;

Поскольку судом первой инстанции обстоятельства дела установлены в полном объеме, но неверно применен материальный закон, коллегия, отменяя решение суда, постановляет новое решение о возложении обязанности по проведению технической инвентаризации жилых помещений, принадлежащих истцам на праве пользования на Надымский филиал ГУП «Окружной центр технической инвентаризации».

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2010 года отменить.

Обязать Надымский филиал ГУП «Окружной центр технической инвентаризации» провести техническую инвентаризацию жилых помещений - балка <адрес>; балка <адрес>.

Председательствующий

Судьи: /подписи/

Копия верна: судья суда ЯНАО С.И.Мосиявич

-32300: transport error - HTTP status code was not 200