Суд Ямало-Ненецкого автономного округа Дело № 33 - 3218/2011 Судья Кулеш Л.Ю. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 06 декабря 2011 года г. Салехард Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего Кисилевской Т.В. судей Оберниенко В.В. Марчук Е.Г. Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Дадашова Эльданиз Мирза оглы На решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от «05» июля 2011года, которым П О С Т А Н О В Л Е Н О: Заявление Дадашова Эльданиза Мирза оглы об оспаривании действий должностных лиц Отделения УФМС России по ЯНАО в г. Муравленко, оставить без удовлетворения. Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Оберниенко В.В., судебная коллегия, - У С Т А Н О В И Л А: Дадашов Эльданиз Мирза оглы обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу в г. Муравленко (далее по тексту УФМС) в приеме заявления о принятии гражданства РФ в упрощенном порядке. В обоснование заявления указал, что постоянно проживает в городе Муравленко с августа 1992 года по настоящее время, состоит на воинском учете в городе Муравленко, однако многократные обращения в Отделение Управления ФМС России по ЯНАО с заявлением о принятии гражданства Российской Федерации, результатов не дали. В мае 2011 года он вновь обратился с заявлением о принятии гражданства в упрощенном порядке представив в обоснование заявления копию паспорта СССР, копию талона о регистрации по месту жительства, копию военного билета, трудовой книжки, копию справки ГИАЦ МВД России УВД ЯНАО, копию свидетельства о рождении, копию решения суда от 07 ноября 2008 года, фотографии установленного образца и соответствующее заявление по форме. Однако 07.06.2011 года получил отказ, из которого следует, что, по мнению УФМС, его статус определить невозможно, и ему следует обратиться за разрешением на временное проживание, и после положительного разрешения данного вопроса, зарегистрироваться на три года подать документы для оформления вида на жительство и последующей процедурой принятия гражданства. Заявитель полагал действия УФМС по отказу в приеме его заявления о принятии гражданства в упрощенном порядке незаконными, ущемляющими его права, поскольку он прибыл на территорию РФ в августе 1992 года из Азербайджана, входившего в состав СССР, что подтверждается паспортом гражданина СССР. Указывает, что по состоянию на 01.07.2002 года был зарегистрирован по месту жительства в городе Муравленко по вкладному талону к паспорту. В судебном заседании заявитель на удовлетворении заявления настаивал. Представитель заявителя адвокат Павлович Э.Н. требования заявителя поддержал. Представитель УФМС полагала заявление не подлежащим удовлетворению, полагая, что заявитель вправе получить гражданство на общих основаниях, процедура принятии гражданства в упрощенном порядке для него является неприемлемой, поскольку его статус не определен. Суд в удовлетворении заявления отказал. В кассационной жалобе Дадашов Э.М.о просит об отмене решения суда и разрешения спора по существу, указывая на то, что на законных основаниях проживает на территории РФ с 12.08.1992 года, его дети родившиеся на территории России не имеют возможности из-за неправомерных действий УФМС получить гражданство государства на территории которой проживают с момента рождения. Настаивает на том, что имеет право на прием в гражданство в упрощенном порядке. Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии со статьей 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Это конституционное положение согласуется со статьей 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, которая устанавливает: «Каждый человек имеет право на гражданство». В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ, определяющей принципы гражданства, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. При этом положительное разрешение вопроса о гражданстве Российской Федерации не может быть связано только с формальным наличием регистрации по месту жительства или временного пребывания. Согласно статье 27 (часть 1) Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Интерпретируя это положение применительно к правилам регистрационного учета, Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Конституция РФ (статья 19, части 1 и 2) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета. Наличие или отсутствие регистрационного учета не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Вопросы гражданства РФ регулируются кроме указанных выше положений Конституции РФ, законом о гражданстве от 31.05.2002 № 62-ФЗ, Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. До 1 июля 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ) на территории Российской Федерации действовал Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», которым устанавливались основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации. В соответствии со статьей 11 указанного закона лицом без гражданства, признавалось физическое лицо, не имеющее принадлежности к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Аналогичное понятие лицу без гражданства дано федеральными законами от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", согласно которым лицом без гражданства является лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Из дела следует, что Дадашов Э.М.о 15.12.1974 года рождения прибыл на территорию Российской Федерации в августе 1992 года и имел регистрацию в городе Муравленко с 12.08.1992 года. Указанное обстоятельство подтверждается паспортом гражданина СССР серии ХХУ-ЖГ № 606266, выданный ОВД Астаринского райисполкома Азербайджанской Республики и регистрацией по месту жительства в городе Муравленко (л.д.24). Военным комиссариатом г. Муравленко 28.03.1993 года Дадашов Э.М.о. призван на военную службу в Российскую Армию и проходил ее до 17.12.1994 года, после чего был поставлен на учет в качестве военнообязанного по месту жительства в городе Муравленко. С мая 1996 года Дадашов Э.М.о работает стропальщиком ОАО «Газпромнефть»Сибирская нефтяная компания ОАО Ноябрьснефтегаз (л.д. 27). Решением Муравленковского городского суда от 01.04.2009 года установлен постоянный факт проживания Дадашова Э.М.о в городе Муравленко с августа 1992 года. Из дела также следует, что Дадашов Э.М.о. является отцом троих детей, родившихся в 1999, 2000 и 2002 году соответственно в городе Муравленко проживающих там же с момента рождения. Дадашов Э.М.о. является с 2002 года собственником жилого помещения в городе Муравленко являлся зарегистрированным по указанному адресу (л.д. 32). Таким образом, правовое положение Дадашова Э.М.о. при наличии паспорта гражданина СССР и отсутствия доказательств наличия гражданства другого государства, следует определить, как лицо без гражданства. Согласно п. ч статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а","в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Анализ ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ с учетом высказанной Конституционным Судом РФ правовой позиции в Определении от 08.11.2005 г. № 402-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фатуллаевой Галины Васильевны на нарушение ее конституционных прав частью четвертой статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» дает основание полагать, что правообразующим юридически значимым обстоятельством, служащим основанием для принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, будет являться факт законного нахождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, если имеются предусмотренные законом документы, подтверждающие это право на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Статьей 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ установлено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Временно прибывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или срока, установленного настоящим Федеральным законом, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание. Вместе с тем, законность нахождения Дадашова Э.М.о. на территории Российской Федерации никем не оспаривается с момента прибытия на территорию Российской Федерации, при этом заявителем не утрачивалась устойчивая правовая связь с Российской Федерацией с 12.08.1992 года по настоящее время. Более того, Дадашов Э.М.о. как гражданин Российской Федерации в 1993-1994 годах проходил военную службу по призыву в соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации, согласно которой защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. При этом в соответствии со статьей 35 Законом РФ от 11 февраля 1993 года № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, не вправе и не могло проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Из решения Муравленковского городского суда от 01.04.2009 года следует, что Дадашов Э.М.о. в 2003-2004 годах обращался за оформлением гражданства в упрощенном порядке, однако УФМС вопрос гражданства был не разрешен по мотиву отсутствия разрешения на временное проживание на территории РФ (л.д. 32). Вместе с тем, в указанные периоды при обстоятельствах указанных выше, на заявителя распространялись льготные условия, предусмотренные ч.4 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Согласно п. 7 ст. 4 ФЗ от 31.05.2002 г. наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу том, что в настоящее время юридический факт проживания заявителя на территории РФ с 12.08.1992 года, в том числе и по состоянию на 1.07.2002 года порождает юридические последствия в виде права Дадашова Э.М.о. на упрощенный порядок рассмотрения вопроса и принятия решения по приобретению гражданства в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" на основании судебного постановления. Поскольку обратное нарушает права заявителя, законно проживающего на территории Российской Федерации с августа 1992 года, неоднократно обращавшегося за получением гражданства Российской Федерации, государства которое не имеет претензий к проживанию гражданина Дадашова Э.М.о. на своей территории, а потому действия УФМС противоречат Конституции Российской Федерации и нормам международного права. Поскольку судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного рассмотрения дела, но неправильно применен материальный закон, судебная коллегия считает возможным в соответствии с абзацем 4 статьи 361 вынести новое решение, которым признать возврат документов заявителя о принятии гражданства в упрощенном порядке незаконным. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия - О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 июля 2011 года отменить и принять новое. Признать право Дадашова Эльданиз Мирза оглы на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке и обязать Отделение Управления Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу в г. Муравленко принять заявление Дадашова Эльданиз Мирза оглы для принятия гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. Председательствующий Судьи Копия верна: судья суда ЯНАО В.В.Оберниенко