По иску Байкова В.В. к Военному комиссариату ЯНАО о признании незаконным решения призывной комиссии МО г. Лабытнанги; решение суда оставлено без изменения.



СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

                                                                                                                                 Касс. дело № 33-208

                                                                                                                                 Судья Алексеева Л.И.

                                                                          

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

         6 февраля 2012 года                                                                   г. Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего Агеева А.В.

судей коллегии Зотиной Е.Г. и Домрачева И.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Байкова В.В. на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 декабря 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении требований о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования г. Лабытнанги от 18 ноября 2011 года Байкову В.В. отказать.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Байков В.В. обратился в суд с заявлением к Военному комиссариату ЯНАО о признании незаконным решения призывной комиссии МО г. Лабытнанги.

В обоснование заявленных требований указал, что 17 ноября 2011 года обратился с заявлением в призывную комиссию о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой ввиду того, что несение военной службы противоречит его убеждениям. 18 ноября 2011 года на заседании призывной комиссии при рассмотрении его заявления составом таковой на него оказывалось психологическое давление с целью понудить изменить свои убеждения. При этом, заявлялись требования о предоставлении доказательств, подтверждающих обоснованность данного заявления. После заседания комиссии решение о результатах рассмотрения его заявления не оглашалось и не было ему вручено. Считал, что вручение повестки о явке в военный комиссариат для направления на сборочный пункт, является доказательством, подтверждающим факт отказа ему в удовлетворении указанного заявления. Применительно к нормам Закона «Об альтернативной гражданской службе» и положениям Конституции РФ, полагал данное решение незаконным и просил возложить на призывную комиссию МО г. Лабытнанги вынести заключение о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.      

В судебном заседании Байков В.В. на удовлетворении приведенных требований настаивал по изложенным в заявлении доводам.

Представитель призывной комиссии МО г. Лабытнанги Лазарева А.Ю. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку Байковым В.В. пропущен установленный законом срок для обращения с заявлением о замене военной службы альтернативной гражданской службой. Кроме того, им не представлены доказательства о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С решением суда не согласен Байков В.В.

В кассационной жалобе просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение по доводам, изложенным в заявлении.

В возражениях на кассационную жалобу заявителя представитель отдела военного комиссариата ЯНАО по г. Лабытнанги полагает обжалуемое решение законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ввиду организации осеннего призыва на территории округа 16 ноября 2011 года Байков В.В. получил повестку о явке на заседание призывной комиссии МО г. Лабытнанги 18 ноября 2011 года. При этом, 17 ноября 2011 года Байков В.В. обратился в комиссию с письменным заявлением о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, указав о том, что несение военной службы противоречит его антимилитаристским убеждениям. Решением призывной комиссии МО г. Лабытнанги от 18 ноября 2011 года заявителю отказано в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в связи с пропуском установленного срока подачи заявления (Федеральный закон № 113-ФЗ от 25 июля 2002 года «Об альтернативной гражданской службе»). На основании ст.22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» Байков В.В. призван на военную службу.

В соответствии ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2); гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3).

Федеральный закон от 25 июля 2002 года "Об альтернативной гражданской службе" определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (пункт 1 статьи 1), и предусматривает, что на такую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с данным Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе", принято соответствующее решение (пункт 1 статьи 3); граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации и на военные сборы не призываются (статья 24).

Согласно ст.11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой должно быть подано в военный комиссариат, где граждане состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, подлежащие призыву на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, подлежащие призыву на военную службу в апреле - июне следующего года.

Данное регулирование основано на привязке к срокам призыва на военную службу (который в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" осуществляется два раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации): до начала весеннего призыва может быть подано заявление о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с осеннего призыва, и, соответственно, до начала осеннего призыва - о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с весеннего призыва. Подобный порядок обусловлен необходимостью заблаговременного уведомления военных комиссариатов о соответствующем намерении призывника с целью своевременного планирования мероприятий призыва, которое осуществляется военным комиссаром на основании пункта 4 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663).

Помимо сроков подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой граждане обязаны соблюдать порядок подачи и рассмотрения названного заявления: согласно той же статье граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию; к заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся)); к заявлению гражданин вправе приложить другие документы; военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения, он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины, ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился (пункты 3 и 4 статьи 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе").

Как видно из дела, заявителем не соблюден установленный законом порядок, обуславливающий реализацию права на замену военной службы альтернативной гражданской службой. При этом, обстоятельств которые не позволили Байкову В.В. заранее уведомить военный комиссариат о намерении воспользоваться правом на альтернативную гражданскую службу, а также представить необходимые документы, не усматривается, а потому применительно к приведенным положениям закона действия призывной комиссии МО г. Лабытнанги осуществлены по предусмотренной процедуре организации призыва на военную службу, в пределах своей компетенции.

При таких обстоятельствах, выводы суда об отсутствии оснований для возложения на призывную комиссию МО г. Лабытнанги обязанности осуществить замену Байкову В.В. военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу являются обоснованными.

В данном случае, доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат предусмотренных законом оснований для отмены или изменения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Салехардского городского суда от 2 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий            

Судьи                                   

Судья суда Ямало-Ненецкого

автономного округа                   Е.Г. Зотина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200