Касс. дело № 33-468/2012 Судья Галько С. В. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 15 марта 2012 года г. Салехард Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: Председательствующего Мосиявич С.И. судей коллегии Зотиной Е.Г. и Акбашевой Л.Ю. с участием прокурора Камалтыновой З.Х. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Лабытнангского городского суда от 14 декабря 2011 года, которым постановлено: Иск прокурора г. Лабытнанги, заявленный в интересах Левашова В.М., к Региональному отделению Фонда социального страхования РФ по ЯНАО, Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО, об обязывании приобрести технические средства реабилитации удовлетворить. Обязать Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЯНАО приобрести для инвалида 1 группы Левашова В.М. кресло-коляску прогулочную, как установлено индивидуальной программой реабилитации. Обязать Департамент по труду и социальной защиты населения ЯНАО приобрести для инвалида 1 группы Левашова В.М. столик прикроватный, как установлено индивидуальной программой реабилитации, в порядке очередности. Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., объяснения прокурора Камалтыновой З.Х., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор г. Лабытнанги, действуя в интересах Левашова В.М., обратился в суд с иском к Региональному отделению Фонда социального страхования РФ по ЯНАО, Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО, МУ «Управлению социальной защиты населения Администрации г. Лабытнанги» о признании бездействия должностных лиц незаконными в части реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида - Левашова В.М., выданной Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по ЯНАО. Просил обязать Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЯНАО устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод инвалида 1 группы Левашова В.М. и приобрести для него столик прикроватный, стул с санитарным оснащением, инвалидное кресло-коляску комнатную, инвалидное кресло-коляску прогулочную, как установлено индивидуальной программой реабилитации. В рамках рассмотрения дела прокурор также просил возложить на Департамент по труду и социальной защиты населения ЯНАО обязанность приобрести для инвалида столик прикроватный, как установлено индивидуальной программой реабилитации. В судебном заседании старший помощник прокурора г. Лабытнанги Петрова О.А. отказалась от требований, заявленных прокурором г. Лабытнанги в интересах Левашова В. М. к Региональному отделению Фонда социального страхования РФ по ЯНАО, Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО, МУ «Управление социальной защиты населения Администрации г. Лабытнанги», в части признания действий (бездействий) должностных лиц указанных учреждений по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной Леващову В.М. Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по ЯНАО, незаконными. В остальной части исковые требования поддержала. Левашов В.М. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Представители Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ЯНАО, Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В письменных возражениях иск не признали, указав, что инвалид обеспечивается техническим средствами реабилитации в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий. При этом, финансирование мероприятий по обеспечению инвалидов техническими средствами, не входящими в федеральный перечень, производится за счет средств федерального бюджета, не является обязанностью субъекта РФ и осуществляется при наличии финансовой возможности. Представитель МУ «Управление социальной защиты населения Администрации г. Лабытнанги» Михайлова М.Е., иск не признала, указав, что обеспечение инвалида специальными средствами реабилитации, не входящими в базовый перечень, осуществляется согласно установленному законом порядку. Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше. С решением не согласен представитель ответчика Департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа Карпова Е.В. В кассационной жалобе просит решение суда отменить в части возложения на Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО обязанности по приобретению технических средств реабилитации и принять новое об отказе в удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что социальная защита инвалида, гарантированная федеральным законодательством, должная быть осуществлена в порядке очередности и пределах выделенных ассигнований. Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Левашов В.М. является инвалидом первой группы по общему заболеванию. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, Левашов В.М. нуждается в технических средствах реабилитации, а именно: кресле-коляске прогулочной и столике прикроватном. 19 июня 2010 года Левашов В.М. обратился в Региональное отделение Фонда Социального страхования РФ по ЯНАО с заявлением об обеспечении его средствами реабилитации согласно индивидуальной программе. На основании указанного заявления Левашов В.М. обеспечен креслом-коляской комнатной и стулом с санитарным оснащением. Между тем, до настоящего времени истец не обеспечен креслом-коляской прогулочной и столиком прикроватным. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов", регламентирующие отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Приведенный комплекс мероприятий определяется индивидуальной программой реабилитации, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ). Порядок и мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствам реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа утверждены Постановлением Правительства автономного округа от 20 декабря 2010 года № 484-П «Об утверждении окружной долгосрочной реализации целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы», Постановлением Правительства ЯНАО от 30 мая 2011 года № 325-П «О реализации мероприятий окружной долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2011-2013 годы». Исходя из положений названного Порядка и мероприятий, а также полномочий Департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа, судом первой инстанции применительно к данному спору верно определен субъект гражданско-правовой ответственности с возложением обязанности по созданию условий инвалиду для реализации комплекса реабилитационных мероприятий. Таким образом, решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, по доводам кассационной жалобы отмене или изменению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь статьей 360 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого атомного округа О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Судьи Копия верна: судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Е.Г. Зотина