Касс. дело № 33-569/2012 Судья Алексеева Л. И. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 22 марта 2012 года г. Салехард Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: Председательствующего Мосиявич С.И. судей коллегии Зотиной Е.Г. и Акбашевой Л.Ю. при секретаре Лысовой О.Г. с участием прокурора Камалтыновой З.Х. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Лабытнангского городского суда от 30 ноября 2011 года, которым постановлено: Иск прокурора г. Лабытнанги, заявленный в интересах Войтикунова А.А., к Региональному отделению фонда Социального страхования РФ по ЯНАО, Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО, об обязывании приобрести технические средства реабилитации удовлетворить. Обязать Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЯНАО приобрести для ребенка-инвалида Войтикунова А.А. ортопедическую обувь посезонную с последующим ремонтом и заменой, как установлено индивидуальной программой реабилитации. Обязать Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО приобрести для ребенка-инвалида Войтикунова А.А. поручни в ванную, туалет, коридор, сиденье в ванную, ступени к ванне, противоскользящий коврик в ванну, ходунки детские (подростковые), как установлено индивидуальной программой реабилитации. Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., объяснения представителя заявителя Меньшиковой Т.С. по доводам кассационной жалобы, прокурора Камалтыновой З.Х., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор г. Лабытнанги, действуя в интересах ребенка-инвалида Войтикунова А.А., обратился в суд с иском к Региональному отделению Фонда социального страхования РФ по ЯНАО, Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО, МУ «Управлению социальной защиты населения Администрации г. Лабытнанги» о признании бездействия должностных лиц незаконными в части реализации его индивидуальной программы реабилитации, выданной Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по ЯНАО. Просил обязать Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЯНАО устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод ребенка-инвалида Войтикунова А.А. и приобрести для него индивидуальную коляску прогулочную, ортопедическую обувь. В рамках рассмотрения дела прокурор также просил возложить на Департамент по труду и социальной защиты населения ЯНАО обязанность приобрести для инвалида сидение в ванную, ступени к ванной, противоскользящий коврик в ванную, ходунки детские (подростковые). В судебном заседании старший помощник прокурора г. Лабытнанги Петрова О.А. отказалась от требований, заявленных прокурором г. Лабытнанги в интересах Войтикунова А.А., к Региональному отделению Фонда социального страхования РФ по ЯНАО, Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО, МУ «Управление социальной защиты населения Администрации г. Лабытнанги», в части признания действий (бездействия) должностных лиц указанных учреждений по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной Войтикунову А.А. Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по ЯНАО, незаконными. В том же судебном заседании заявленные требования к Фонду социального страхования прокурором уточнены, а именно: прокурор просила возложить на данное учреждение обязанность по приобретению только ортопедической обуви, поскольку прогулочная коляска была уже приобретена и выдана законному представителю ребенка-инвалида Сорочкиной О.И. В остальной части исковые требования поддержала. Законный представитель Войтикунова А.А. - Сорочкина О.И. в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований. Представители Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ЯНАО, Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО в судебное заседание не явились, о времени и месте которого извещены надлежащим образом. Представитель Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше. С решением не согласен представитель ответчика Департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа Карпова Е.В. В кассационной жалобе просит решение суда отменить в части возложения на Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО обязанности по приобретению технических средств реабилитации и принять новое об отказе в удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что социальная защита инвалида, гарантированная федеральным законодательством, должная быть осуществлена в порядке очередности и пределах выделенных ассигнований. Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Войтикунов А.А. является ребенком-инвалидом. Согласно индивидуальной программе реабилитации ребенок-инвалид Войтикунов А.А. нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе в поручнях в ванну, туалет, коридор, сидении в ванну, ступенях к ванне, противоскользящем коврике в ванну, ходунках детских (подростковых). 02 августа 2010 года законный представитель ребенка-инвалида Сорочкина О.И. обратилась в МУ «Управлению социальной защиты населения Администрации г. Лабытнанги» с заявлением об обеспечении ребенка-инвалида приведенными техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень. Между тем, до настоящего времени ребенок-инвалид не обеспечен таковыми. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов", регламентирующие отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Приведенный комплекс мероприятий определяется индивидуальной программой реабилитации, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ). Порядок и мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствам реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа утверждены Постановлением Правительства автономного округа от 20 декабря 2010 года № 484-П «Об утверждении окружной долгосрочной реализации целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы», Постановлением Правительства ЯНАО от 30 мая 2011 года № 325-П «О реализации мероприятий окружной долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2011-2013 годы». Исходя из положений названного Порядка и мероприятий, а также полномочий Департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа, судом первой инстанции применительно к данному спору верно определен субъект гражданско-правовой ответственности с возложением обязанности по созданию условий инвалиду для реализации комплекса реабилитационных мероприятий. Таким образом, решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, по доводам кассационной жалобы отмене или изменению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого атомного округа О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Судьи Копия верна: судья суда ЯНАО Е.Г. Зотина