Дело 33-900/2012 Судья Долматов В.Ю. А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е город Салехард 17 мая 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего Кисилевской Т.В., судей коллегии Бреевой С.С., Гниденко С.П., при секретаре Минаковой В.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации города Новый Уренгой на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2012 года, которым постановлено: Исковое заявление прокурора города Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Новый Уренгой, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кадетская средняя общеобразовательная школа № 13» удовлетворить. Обязать Администрацию города Новый Уренгой и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская средняя общеобразовательная школа № 13» выполнить противопожарные мероприятия в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Кадетская средняя общеобразовательная школа № 13»: - выполнить в лестничных клетках здания в наружных стенах на каждом этаже световые проемы площадью не менее 1,2 кв.метра; - установить систему дымоудаления продуктов горения при пожаре в коридорах здания школы; - установить в дверных проемах противопожарных перегородок, разделяющих коридоры здания на отсеки длиной не более 60 метров, сертифицированные противопожарные двери с пределом огнестойкости не ниже ЕI 15; - обеспечить на втором этаже здания (крыло со стороны спортивного зала) при открывании дверей кабинетов и учебных классов непосредственно в коридор, условие, при котором ширина эвакуационного пути при одностороннем открывании дверей увеличена на половину ширины дверного полотна, при двухстороннем открывании на ширину дверного полотна; - обеспечить огнестойкость внутренних стен лестничных клеток в соответствии пределу огнестойкости не менее REI 90; - выполнить ширину дверей эвакуационных выходов из помещений спортивных залов, расположенных на втором этаже здания, не менее 1,2 метра; - обеспечить открывание дверей эвакуационных выходов, выполненных с первого этажа здания, по направлению движения из здания; - выполнить во всех лестничных клетках на путях эвакуации людей, а также в помещениях актового зала, спортивных залов, столовой, эвакуационное освещение; - выполнить установку огнезадерживающих клапанов с управлением от автоматической пожарной сигнализации в транзитных воздуховодах, пересекающих перекрытия вышележащих и нижележащих от венткамер этажей. Срок устранения нарушения правил пожарной безопасности установить до 01 сентября 2012 года. Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Бреевой С.С., пояснения прокурора Камалтыновой З.Х., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор города Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации г.Новый Уренгой, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кадетская средняя общеобразовательная школа № 13» (далее - МБОУ КСОШ № 13) о возложении обязанностей по устранению нарушений правил пожарной безопасности в здании МБОУ КСОШ № 13, расположенном по адресу: <адрес> в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда. В обоснование заявленных требований указал, что проверкой, проведенной сотрудниками отдела надзорной деятельности по МО г.Новый Уренгой Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по ЯНАО 17 ноября 2011 года, в здании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кадетская средняя общеобразовательная школа № 13» выявлены нарушения требований противопожарной безопасности, наличие которых представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Ранее, предписанием отдела надзорной деятельности по МО г.Новый Уренгой УНД ГУ МЧС России по ЯНАО от 30 августа 2010 года, руководству образовательного учреждения уже предлагалось устранить указанные нарушения, однако, до настоящего времени нарушения правил пожарной безопасности не устранены ввиду отсутствия финансирования соответствующих мероприятий. Учредителем и собственником Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кадетская средняя общеобразовательная школа № 13» является Администрация города Новый Уренгой. В соответствии с действующим законодательством, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий входит в полномочия органов местного самоуправления. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования г.Новый Уренгой отнесено к вопросам местного значения данного муниципального образования. Указывая на бездействие ответчиков, прокурор просит суд обязать их устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения, а именно: выполнить в лестничных клетках здания в наружных стенах на каждом этаже световые проемы площадью не менее 1,2 кв.метра; установить систему дымоудаления продуктов горения при пожаре в коридорах здания школы; установить в дверных проемах противопожарных перегородок, разделяющих коридоры здания на отсеки длиной не более 60 метров, сертифицированные противопожарные двери с пределом огнестойкости не ниже ЕI 15; обеспечить на втором этаже здания (крыло со стороны спортивного зала) при открывании дверей кабинетов и учебных классов непосредственно в коридор, условие, при котором ширина эвакуационного пути при одностороннем открывании дверей увеличена на половину ширины дверного полотна, при двухстороннем открывании на ширину дверного полотна; обеспечить огнестойкость внутренних стен лестничных клеток в соответствии пределу огнестойкости не менее REI 90; выполнить ширину дверей эвакуационных выходов из помещений спортивных залов, расположенных на втором этаже здания, не менее 1,2 метра; обеспечить открывание дверей эвакуационных выходов, выполненных с первого этажа здания, по направлению движения из здания; выполнить во всех лестничных клетках на путях эвакуации людей, а также в помещениях актового зала, спортивных залов, столовой, эвакуационное освещение; выполнить установку огнезадерживающих клапанов с управлением от автоматической пожарной сигнализации в транзитных воздуховодах, пересекающих перекрытия вышележащих и нижележащих от венткамер этажей. В судебном заседании старший помощник прокурора Полтарацкий Р.В. требования иска поддержал в полном объеме. Указал о возможности предоставления ответчикам срока для устранения недостатков до 01 сентября 2012 года. Представитель Администрации города Новый Уренгой Гильманова Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Представитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кадетская средняя общеобразовательная школа № 13» Габадзе О.С., действующий на основании доверенности, также иск не признал, вместе с тем, согласился с наличием нарушений Правил пожарной безопасности, указанных в иске прокурора. Пояснил об отсутствии возможности устранить все имеющиеся нарушения к 01 июля 2012 года. Представитель третьего лица - Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЯНАО - Возмилов Д.Н., действующий на основании доверенности, заявленные прокурором требования, поддержал. Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен представитель Администрации города Новый Уренгой - Гильманова Н.В., которая в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное; принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что на Администрацию муниципального образования, как на орган местного самоуправления, возложена обязанность по выполнению лишь первичных мер пожарной безопасности, в то время как предъявленные прокурором требования и указанные в судебном решении противопожарные мероприятия к мерам первичной пожарной безопасности не относятся. Полагая себя ненадлежащим ответчиком по делу, указывает, что Администрацией города, как собственником имущества, проводится достаточная работа по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Приводит сведения об объемах финансирования данных мероприятий на 2011-2013 г.г. на объектах муниципальной собственности, в том числе в образовательных учреждениях. Считает, что возложение на Администрацию города обязанности по непосредственному устранению нарушений в здании МБОУ КСОШ № 13 противоречит действующему законодательству. Указывает, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение КСОШ № 13 является юридическим лицом, которое самостоятельно отвечает по своим обязательствам. Кроме того, указывает, что на момент ввода здания МБОУ КСОШ № 13 в эксплуатацию в 1989 году оно отвечало строительным нормам и правилам, действовавшим в указанный период времени. В связи с чем, нормы Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденные приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года, и нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденные приказом МЧС РФ № 315 от 18 июня 2003 года, не могут распространяться на отношения, возникшие до введения их в действие. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Камалтынову З.Х., просившуюрешение суда оставить без изменения,судебная коллегия приходит к следующему. Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, предусмотрено, что данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами... в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Как видно из дела, в ходе проведения проверки 17 ноября 2011 года Отделом надзорной деятельности по МО г.Новый Уренгой УНД ГУ МЧС России по ЯНАО, в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» были выявлены ряд нарушений требований пожарной безопасности, а также факты невыполнения предписаний органов государственного пожарного надзора, а именно, предписания Государственного пожарного надзора № 616/1/616 от 30 августа 2010 года (л.д.10-13). Судом установлено, что выявленные в учреждении нарушения требований пожарной безопасности до настоящего времени в полном объеме не устранены,предписания органов госпожнадзора в установленном законом порядке не обжалованы. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются. Из материалов дела следует, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская средняя общеобразовательная школа № 13» учреждено ифинансируетсяАдминистрацией г.Новый Уренгой, входит в состав муниципальной собственности (л.д. 56-77). В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также иным муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст.ст. 294, 296). В силу п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в частности, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правильно исходил из положений Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, согласно которым собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору (пункт 10). Как следует из пояснений представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кадетская средняя общеобразовательная школа № 13» в судебном заседании 31 января 2012 года, невыполнение соответствующего предписания госпожнадзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности в их учреждении связано с несвоевременным и недостаточным финансированием на указанные цели (л.д. 92). Как видно из пункта 3.2.7. Договора № 44 о закреплении за учреждением муниципального имущества на праве оперативного управления от 17 августа 2010 года, в обязанности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения в части соблюдения противопожарной безопасности входит лишь содержание за свой счет пожарной сигнализации (л.д. 48-51). С учетом того, что Администрация г.Новый Уренгой является собственником имущества и учредителем образовательного учреждения, а договором между Департаментом недвижимости Администрации МО г.Новый Уренгой и МБОУ «Кадетская средняя общеобразовательная школа № 13» не установлена обязанность последнего нести расходы по устранению нарушений пожарной безопасности в полном объеме, то обязанность по их устранению правомерно возложена судом в том числе и на Администрацию г.Новый Уренгой. Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленной за ним собственности несет МБОУ КСОШ № 13, которое обязано поддерживать её в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы по ее содержанию, не свидетельствуют о том, что устранение выявленных нарушений правил пожарной безопасности в полном объеме должно быть возложено только на данное образовательное учреждение. Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы и о том, что поскольку здание школы 1989 года постройки, то к нему должны предъявляться требования СНиПов, Правил пожарной безопасности, действующих на момент возведения здания школы, поскольку, требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений предъявляются на всех этапах их создания и эксплуатации, поэтому доводы апеллятора о том, что замечаний к объекту не имелось, поскольку акт ввода в эксплуатацию школы был подписан представителем противопожарной охраны, не означают, что здание школы не должно соответствовать установленным требованиям пожарной безопасности в процессе его эксплуатации. При изложенных обстоятельствах, в целях обеспечения пожарной безопасности неопределенного круга лиц, сохранности имущества ответчики обязаны независимо от того, что помещения школы соответствовали ранее действующему законодательству, при дальнейшей их эксплуатации соблюдать требования пожарной безопасности, предусмотренные в Правилах пожарной безопасности, технических регламентах, СНиПах, ГОСТах даже если они претерпевали изменения. Следует отметить, что ответчики имеют право в случае установления невозможности выполнения выявленных нарушений (при наличии соответствующих экспертиз, заключений, расчетов пожарных рисков и т.д.) ходатайствовать об изменении способа и порядка исполнения решения суда в соответствии с требованиями ГПК РФ. Иные доводы апелляционной жалобы также не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся по существу к переоценке фактических обстоятельств дела, установленных судом, и оспариванию постановленных судом выводов. На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия, О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Новоуренгойского городского суда ЯНАО от 14 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Новый Уренгой - без удовлетворения. Председательствующий: (подпись) Судьи: (подписи) Копия верна: судья С.С. Бреева