Мартынов В.Н. к Департаменту здравоохранения ЯНАО о взыскании заработной платы за фактически отработанное время и компенсации морального вреда; решение суда отменено и вынесено новое решение.



Дело № 33-1608

Судья Паршуков А.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Салехард                                                                                           19 июля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Агеева А.В.,

судей коллегии Атрошкиной В.Т. и Ощепкова Н.Г.,

при секретаре Минаковой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мартынова В.Н. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 мая 2012 года.

Заслушав доклад судьи Агеева А.В., объяснения истца Мартынова В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Васильевой И.М., просившей решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Мартынов В.Н. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения ЯНАО о взыскании заработной платы за фактически отработанное время и компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указал, что учреждение здравоохранения Станция скорой медицинской помощи подлежала передаче из муниципальной собственности в государственную собственность ЯНАО. Он являлся <данные изъяты> МКУЗ «Станция скорой медицинской помощи», трудовой договор истек 31.12.2011 г. В период новогодних праздников и в последующий период он приходил на работу, осуществлял функции <данные изъяты> ГКУЗ «Станция скорой медицинской помощи», в связи с чем за данный период подлежит взысканию заработная плата за фактически отработанное время с 01.01.2012 года по 25.01.2012 г. То обстоятельство, что заработная плата не была выплачена, причинило моральный вред, который подлежит компенсации.

Представитель ответчика Васильева И.М. против иска возражала. Указала, что основания выплаты заработной платы за указанный в иске период отсутствуют, поскольку учредительные документы юридического лица зарегистрированы не были, приказом о назначении истец назначен на должность 24.02.2012 года, в период, указанный истцом, трудовой договор с ним не заключался. Также пояснила, что задания работодателя на выполнение истцом работы не было. Указала на отсутствие оснований компенсации морального вреда.

Решением Салехардского городского суда от 12 мая 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что выполнял обязанности главного врача в период с 01 января 2012 года по 25 января 2012 года с согласия Департамента здравоохранения ЯНАО, ненадлежащее оформление трудовых отношений не должно ущемлять право на получение заработной платы.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, распоряжением администрации муниципального образования город Салехард от 03 августа 2011 года № 1035-р принято решение о передаче муниципального казенного учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа.

Пунктом 2 указанного распоряжения Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города совместно с муниципальным казенным учреждением здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» (В.Н.Мартынов) и Администрацией муниципального образования город Салехард поручено осуществить необходимые юридические действия по передаче в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа муниципального учреждения «Станция скорой медицинской помощи».

Согласно акту приема-передачи от 27 декабря 2011 года муниципальное казенное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» перешло в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа со всеми правами и обязанностями.

В связи с истечением срока трудового договора трудовые отношения между Администрацией муниципального образования город Салехард и Главным врачом муниципального казенного учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» Мартыновым В.Н. прекращены 31 декабря 2011 года.

Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица серии ГКУЗ ЯНАО «Салехардская станция скорой медицинской помощи» было зарегистрировано в качестве юридического лица 26 января 2012 года.

Приказом Департамента здравоохранения ЯНАО от 03.2.2012 года № 65-л/с Мартынов В.Н. назначен главным врачом ГКУЗ ЯНАО «Салехардская станция скорой медицинской помощи» с 26.01.2012 года.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что основания для оплаты труда истца в период с 01.01.2012 года по 25.01.2012 года отсутствуют, поскольку фактического допуска истца к работе со стороны работодателя не было, юридическое лицо не было зарегистрировано, истец не был назначен на должность.

Однако, указанные выводы суда первой инстанции являются необоснованными, поскольку они постановлены при неверном определении юридически значимых обстоятельств и при неправильном применении закона.

Согласно статье 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно статье 53 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

В соответствии со статьёй 9 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) учредитель или учредители юридического лица при его создании; в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Из приведенных положений законодательства следует, что юридическое лицо является созданным с момента его государственной регистрации. При этом, законодательством не исключается возможность осуществления функций руководителя юридического лица до момента его государственной регистрации в качестве такового.

Из материалов дела следует, что Мартынов В.Н. в период с 01.01.2012 года по 25.01.2012 года осуществлял функции руководителя ГКУЗ ЯНАО «Салехардская станция скорой медицинской помощи», выполнял необходимые юридические действия по передаче в государственную собственность МУЗ «Станция скорой медицинской помощи», осуществлял текущую деятельность учреждения, организовывал дежурства, предоставлял квартальную отчетность, справочную информацию. Согласно табелю рабочего времени в январе 2012 года им отработано 48 часов.

Постановлением Правительства ЯНАО от 23.12.2011 года № 1029-П на Департамент здравоохранения ЯНАО возложено осуществление функций и полномочий учредителя учреждений здравоохранения.

Таким образом, стороной трудового договора, заключаемого с руководителем такого учреждения, и работодателем по отношению к нему, является Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, возникновение трудовых отношений, включая исполнение трудовых обязанностей и оплату труда, не связано с фактом регистрации учреждения в качестве юридического лица, либо с заключением письменного трудового договора.

Кроме того, истец обращался 30.12.2011 года в Департамент здравоохранения ЯНАО с заявлением о принятии его на работу в должности главного врача ГКУЗ «Станция скорой медицинской помощи» с 01.01.2012 года.

Отсутствие приказа о назначении истца на должность, несвоевременность оформления такого приказа не может повлиять на характер сложившихся правоотношений, поскольку издание приказа является обязанностью работодателя.

В указанных обстоятельствах, решение об отказе в удовлетворении требований иска нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Факт исполнения Мартыновым В.Н. обязанностей главного врача ГКУЗ ЯНАО «Салехардская станция скорой медицинской помощи», в том числе в части обращения за государственной регистрацией юридического лица, подтверждается материалами дела. Ответчиком не представлено доказательств, что указанная истцом работа не выполнялась.

Из представленного истцом расчета следует, что истцу за период с 01.01.2012 года по 25.01.2012 года подлежало выплате за исполнение обязанностей руководителя учреждения <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, данный расчет составлен в соответствии с системой оплаты труда и фактически отработанным временем, ответчиком не оспорен, доказательств его необоснованности суду не представлено.

Следовательно, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

При этом оснований для взыскания заработной платы за исполнение истцом обязанностей врача с ответчика судебная коллегия не усматривает. Так, спорное отношение в указанной части сложилось между истцом, как работником, и учреждением «Станция скорой медицинской помощи», как работодателем. Ответчик Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа не несёт ответственности за выплату заработной платы работникам учреждения, выплата заработной платы таким работникам входит в полномочия самого истца.

Статья 237 Трудового кодекса РФ предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.

Исходя из обстоятельств дела, принимая во внимание, что гарантированное право истца на получение законной части заработка нарушено, периода невыплаты заработной платы, а также требования разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать в возмещение морального вреда <данные изъяты> рублей.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Салехардского городского суда от 12 мая 2012 года отменить и вынести новое решение.

Взыскать с Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу Мартынова В.Н. заработную плату в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа государственную пошлину в бюджет в сумме <данные изъяты> копеек.

Председательствующий     (подпись)        

Судьи                                      (подписи)

Копия верна:

Председательствующий судья                                   Агеев А.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200