Апел. дело № 33-2128/2012 Судья Лапицкая И.В. А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е «17» сентября 2012 года г. Салехард Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего Кисилевской Т.В. судей Оберниенко В.В. Бреевой С.С. При секретаре Ракчеевой М.В. Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и жилищной политики Ямало-ненецкого автономного округа На решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от «24» мая 2012 года, которым П О С Т А Н О В Л Е Н О: Признать незаконным решение окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в рамках реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ и подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Шаруеву Ю.Н. в выдаче государственного жилищного сертификата в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы. Обязать Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Шаруева Ю.Н. путем выдачи ему в 2012 году государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством». В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Оберниенко В.В., представителя Департамента строительства и жилищной политики Ямало-ненецкого автономного округа Чепурного В.Н., судебная коллегия, У С Т А Н О В И Л А: Шаруев Ю.Н. обратился в суд с иском к Администрации МО г. Губкинский и Администрации ЯНАО о признании незаконным решения окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в рамках реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 декабря 2002 года №125-ФЗ и подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», от 13 марта 2012 года об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы и возложении обязанности выдать данный сертификат в 2012 году. В обоснование иска указал, что он предоставил в Управление жилищной политики Администрации г. Губкинского все необходимые для получения сертификата документы, однако ему отказано в выдаче сертификата по мотиву отсутствия обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения. Он такое обязательство представить не может в связи с проживанием в квартире, принадлежащей на праве собственности его бывшей супруге, а потому полномочий по распоряжению данным имуществом не имеет. В ходе рассмотрения дела с согласия представителя истца произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации ЯНАО на Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа. В судебное заседание истец Шаруев Ю.Н. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Представитель истца Ахвердян Е.Н. в судебном заседании иск поддержала, приведя изложенные в нем доводы. Представители Администрации МО г. Губкинский и Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела были извещен надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителей. Предоставили письменные возражения на исковое заявление, в которых просили в удовлетворении исковых требований отказать. Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше. В апелляционной жалобе представитель Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Чепурнов В.Н. просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что судом, несмотря на заявленное ходатайство не было привлечено в качестве соответчика Министерство регионального развития Российской Федерации, которое уполномочено производить распределение бюджетных средств, определять потребность в изготовлении бланков государственных жилищных сертификатов. Учитывая, что все сертификаты под выделенные в 2012 финансовом году финансовые ресурсы из федерального бюджета уже выданы, полагает, что исковые требования должны быть обращены к Российской Федерации о выделении дополнительных финансовых средств. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ суд, согласно которой суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным. Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Согласно положениям ст. 4 указанного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, выдаваемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153. Как установлено судом и следует из материалов дела, истец в установленном законом порядке решением Администрации города Губкинского от 26 апреля 2011 года был признан участником указанной подпрограммы (л.д. 40). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Управление жилищной политики Администрации г. Губкинского уведомила истца о том, что для получения государственного жилищного сертификата в 2012 году ему необходимо предоставить пакет документов согласно пункту 44 Правил, включая обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения (л.д. 10). Решением окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, от 13 марта 2012 года истцу отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в соответствии с п. 44(1) Правил по причине непредставления обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения (л.д. 28). Согласно статье 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения. Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Судом установлено, что истец проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Шаруевой В.В., брак с которой расторгнут в 2010 году, он не является нанимателем жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договора найма специализированного жилого помещения. Право пользования квартирой, переданной в собственность Шаруевой В.В. в 2007 году в порядке приватизации, у истца сохраняется по основаниям статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Данные обстоятельство объективно свидетельствует о невозможности истца освобождения и передачи органу местного самоуправления жилого помещения, где он проживает, в случае выдачи ему жилищного сертификата. С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что Федеральная целевая программа «Жилище» не исключает предоставление социальной выплаты и без освобождения или передачи жилья, если у гражданина таковое отсутствует. Доводы апелляционной жалобы о том, что для разрешения настоящего спора в качестве соответчика должно привлекаться Министерство регионального развития Российской Федерации являются ошибочными в силу следующего. В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Исходя из анализа указанной нормы закона, а также Правил, государственное полномочие - постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с федеральным законом, а также оформление и выдача жилищных сертификатов, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации в лице его уполномоченного органа. Кроме того, учитывая, что истец был поставлен на учет для получения жилищного сертификата от 26 апреля 2011 года, в соответствии с требованиями пунктов 24-27 Правил Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа должен был включить его в сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на 2012 год и предоставить его государственному заказчику подпрограммы для определения необходимого объема финансирования до 01 сентября 2011 года. Документы, предусмотренные п. 44 Правил, представляются гражданами после получения обеспеченных финансированием бланков жилищных сертификатов непосредственно перед их получением (раздел III Правил), поэтому доводы жалобы о том, что для выдачи истцу жилищного сертификата в текущем году, необходимо привлечение дополнительного финансирования, необоснованны. Порядок взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с государственным заказчиком в целях реализации федеральной целевой программы "Жилище" определяется Правительством Российской Федерации и в компетенцию суда при разрешении настоящего спора не входит. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, выводы суда, изложенные в решении, достаточно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального или процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Судьи Копия верна: Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа В.В. Оберниенко