Апелл. дело № 33-2011 Судья Словакевич Л.В. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 17 сентября 2012 года г. Салехард Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: Председательствующего судьи Марчук Е.Г. судей коллегии Зотиной Е.Г. и Мосиявич С.И. при секретаре Ганжуровой М.В. с участием прокурора Губайдулиной Г.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Лабытнангского городского суда от 4 июля 2012 года, которым постановлено: Иск прокурора г. Лабытнанги, заявленный в интересах Сайдашевой ФИО11, к Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО об обязывании приобрести технические средства реабилитации удовлетворить. Обязать Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО приобрести Сайдашевой ФИО12 технические средства реабилитации: приспособление для входа (выхода) в ванну - ступени к ванне, умывальник передвижной на колесах, коврик противоскользящий, салфетки нескользящие для посуды, столик надкроватный регулируемый. Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., прокурора Губайдулиной Г.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор г. Лабытнанги в интересах Сайдашевой М.С. обратился в суд с иском к Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО, МУ «Управление социальной защиты населения Администрации г. Лабытнанги» о признании бездействия должностных лиц указанных учреждений жалобы, й защиты населения ЯНАО Меньшиковой Т.С. по доводам апелляционннезаконными в части реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида Сайдашевой М.С., выданной Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по ЯНАО и просил обязать Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод инвалида Сайдашевой М.С. путем приобретения для нее технических средств реабилитации: умывальника передвижного на колесах, коврика противоскользящего, салфеток нескользящих для посуды, столика надкроватного регулируемого, приспособления для входа (выхода) в ванну - ступеней к ванне, ходунков взрослых. Определением судьи производство по делу в части признания бездействия должностных лиц МУ "Управление социальной защиты населения Администрации г. Лабытнанги", Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также к Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО в части возложения обязанности по приобретению технического средства реабилитации - ходунков взрослых прекращено в связи с отказом прокурора от иска. Сайдашева М.С. в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом. В судебном заседании старший помощник прокурора г. Лабытнанги Петрова О.А. на требованиях, заявленных к Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО, настаивала по основаниям, изложенным в иске. Представитель Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще. В возражениях на иск просил дело рассмотреть в его отсутствие, полагал требования прокурора, не подлежащими удовлетворению ввиду того, что финансирование мероприятий по обеспечению инвалидов техническими средствами, не входящими в федеральный перечень средств, не является обязанностью субъекта РФ и осуществляется при наличии финансовой возможности. Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше. С решением не согласна директор Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа Карпова Е.В. (постановление Губернатора ЯНАО от 12 мая 2012 года № 62-ПГ «О переименовании исполнительного органа государственной власти ЯНАО»). В апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что социальная защита инвалида, гарантированная федеральным законодательством, должна быть осуществлена в порядке очередности и пределах выделенных ассигнований согласно действующей в ЯНАО процедуре. Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Сайдашева М.С. является <данные изъяты> по общему заболеванию. Индивидуальной программой реабилитации от 11 мая 2011 года ей рекомендовано использование в качестве технических средств реабилитации: умывальника передвижного на колесах, коврика противоскользящего, салфеток нескользящих для посуды, столика надкроватного регулируемого, приспособления для входа (выхода) в ванну - ступеней к ванне. 29 июня 2011 года Сайдашева М.С. обращалась в МУ «Управление по труду и социальной защите населения Администрации города Лабытнанги» с заявлением об обеспечении приведенными специальными устройствами, не входящим в федеральный базовый перечень технических средств реабилитации. Между тем, до настоящего времени Сайдашева М.С. не обеспечена указанными средствами реабилитации. Отказ от получения таковых от неё не поступал. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов", регламентирующие отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Приведенный комплекс мероприятий определяется индивидуальной программой реабилитации, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ). Порядок и мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствам реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа утверждены Постановлением Правительства автономного округа от 20 декабря 2010 года № 484-П «Об утверждении окружной долгосрочной реализации целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы», Постановлением Правительства ЯНАО от 30 мая 2011 года № 325-П «О реализации мероприятий окружной долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2011-2013 годы». Исходя из положений названных порядка и мероприятий, а также полномочий органов государственной власти, Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа является исполнителем данной программы. Следовательно, суд первой инстанции при отсутствии обстоятельств, объективно исключающих возможность реализации названных социальных гарантий, пришел к верному выводу о возложении на Департамент обязанности по созданию условий адаптации инвалида, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации, не исключающих в процессе исполнения возможность применения положений ст.203 ГПК РФ. Таким образом, решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого атомного округа О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Судьи Копия верна: судья суда ЯНАО Е.Г. Зотина