СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА № 33-2327 Стрельцов Е.С. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 18 октября 2012 года город Салехард Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего Мосиявич С.И. судей коллегии Зотиной Е.Г. и Долматова М.В. при секретаре Ганжуровой М.В. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 июля 2012 года, которым постановлено: Исковые требования Кочетовой К.С. в интересах Зайнарбекова З.З., Зайнарбековой Э.А. удовлетворить частично. Взыскать с Администрации муниципального образования Надымский район в пользу Зайнарбекова З.З., Зайнарбековой Э.А. задолженность по социальной выплате в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек. Взыскать с Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу Зайнарбекова З.З., Зайнарбековой Э.А. задолженность по социальной выплате в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, расходы на оплату госпошлины в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. В остальной части иска отказать. Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мосиявич С.И., пояснения представителя ответчика Колесникова Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила: Зайнарбеков З.З. и Зайнарбекова Э.А. обратились в суд с иском к Администрации МО Надымский район о взыскании не предоставленной части социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей. Иск мотивировали тем, что в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" окружной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы им была предоставлена социальная выплата в размере <данные изъяты> рублей. В рамках реализации социальной выплаты ими по договору купли-продажи была приобретена квартира на сумму <данные изъяты> рублей. Указали, что в соответствии с Соглашением от 31 января 2011 года № 28 о предоставлении межбюджетных трансферов в форме субсидий МО Надымский район за счет средств окружного бюджета на реализацию мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» окружной долгосрочной программы «Жилище» на 2011-2015 годы Администрация МО Надымский район обеспечивает долевое участие в финансировании Подпрограммы за счет средств местного бюджета в размере 5% от объема межбюджетных субсидий, что составляет <данные изъяты> рублей. Полагали, что социальная выплата в указанном размере им была недопредоставлена. В отзыве на иск Администрация МО Надымский район указала, что действительно размер социальной выплаты для истцов за счет средств бюджета МО Надымский район составляет <данные изъяты> рублей. Истцам была перечислена социальная выплата в размере <данные изъяты> рублей за счет средств окружного бюджета, <данные изъяты> рубль за счет средств бюджета МО Надымский район. В связи с допущенной арифметической ошибкой при исчислении социальной выплаты за счет средств окружного бюджета истцам не была выплачена сумма в размере <данные изъяты> рубля. Истцы в администрацию с письменным заявлением о выдаче недополученной социальной выплаты не обращались, при этом у администрации отсутствуют основания для предоставления недополученной социальной выплаты истцам за счет средств бюджета МО Надымский район, в том числе свыше суммы, затраченной истцами на приобретение жилого помещения. В удовлетворении иска просила отказать. Определением Надымского городского суда от 19 июля 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО. Дело рассмотрено в отсутствие истцов и их представителя, заявивших соответствующие ходатайства. Представитель Администрации МО Надымский район Антонов В.А. против иска возражал по доводам, изложенным в отзыве на иск. Представитель Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО в судебное заседание не явился, в отзыве на иск просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в иске просил отказать по тем основаниям, что Департамент в соответствии со своими полномочиями выполнил все необходимые действия для обеспечения семьи Зайнарбековых жилищной субсидией. Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше, с которым не согласен Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО. В апелляционной жалобе представитель ответчика Колесников Д.В. просит отменить решение и вынести новое об отказе в иске. Указывает, что Департаментом обязательства выполнены в полном объеме, в рамках Соглашения с Администрацией МО Надымский район средства в полном объеме были перечислены в доходную часть бюджета МО Надымский район. В соответствии с условиями соглашений муниципальные образования отражают поступившие средства в доходной части своего бюджета и самостоятельно распоряжаются ими. Деление сумм выданных органам местного самоуправления субсидий на средства окружного и местного бюджетов отражается только для осуществления контроля за целевым расходованием бюджетных средств и соблюдением условий софинансирования мероприятий органами местного самоуправления. Неправильный расчет социальной выплаты органами местного самоуправления, предоставляемой по факту из доходной части муниципального бюджета, не может повлечь за собой возникновения обязательств окружного бюджета. Кроме того, суд вышел за пределы заявленных требований и необоснованно взыскал с Департамента расходы по уплате государственной пошлине. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции мотивировал свой вывод тем, что поскольку при расчете предоставленной истцам социальной выплаты была допущена арифметическая ошибка, общая сумма задолженности по социальной выплате составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, из которых <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек надлежит взыскать с Департамента строительства и жилищной политике ЯНАО. Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может, полагает их ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении материального закона. Так, согласно раздела V Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 г. № 535-П «Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе», социальная выплата молодым семьям предоставляется в размере 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящим Порядком, - для молодых семей, имеющих детей. В соответствии с пунктом 5.3 Порядка предоставления социальных выплат расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в Федеральный или Окружной список претендентов. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по автономному округу, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей) - по 18 кв. м на 1 человека. Постановлением Администрации МО Надымский район от 05.03.2011 г. № 120 «Об утверждении норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию Надымский район для расчета размера социальной выплаты молодым семьям» утвержден норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию Надымский район для расчета размера социальной выплаты молодым семьям равный средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Ямало-Ненецкому автономному округу, утверждаемой ежеквартально приказом Министерства регионального развития РФ. Согласно приложению к приказу Министерства регионального развития РФ от 30.03.2011 г. № 131 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2011 года» средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по Ямало-Ненецкому автономному округу на второй квартал 2011 года (на момент выдачи социальной выплаты) составляла <данные изъяты> рублей. Из материалов дела следует, что 30 мая 2011 года семье Зайнарбековых, являющейся участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» окружной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы, Администрацией муниципального образования Надымский выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья серии МС-О № 0177 от 30 мая 2011 года (л.д.9). Размер общей площади жилого помещения для семьи Зайнарбековых, в соответствии с п. 5.4 Порядка предоставления социальных выплат, составляет <данные изъяты> кв.м. (18 кв.м. х 6 чел.). В силу п. 5.5 Порядка предоставления социальных выплат социальная выплата за счет окружного бюджета составляла <данные изъяты> рублей (30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, имеющих детей = 40750x108x30%). Согласно п. 2.2.3 Соглашения от 31.01.2011 г. № 28 «О предоставлении межбюджетных трансфертов в форме субсидий муниципальному образования Надымский район за счет средств окружного бюджета на реализацию мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» окружной долгосрочной программы «Жилище» на 2011-2015 годы» муниципальное образование Надымский район обеспечивает долевое участие в финансировании Подпрограммы, за счет средств местного бюджета в размере 5% от объема межбюджетных субсидий, предусмотренных в окружном бюджете на реализацию Подпрограммы. Из дела видно, что согласно распоряжению Администрации муниципального образования Надымский район от 13.07.2011 г. № 1429-р «О предоставлении социальной выплаты за счет средств окружного и местного бюджетов» в соответствии с заявкой Надымского отделения № 8028 Сбербанка России ОАО на перечисление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья Зайнарбекову З.З. была перечислена социальная выплата в размере <данные изъяты> рублей в том числе: <данные изъяты> рублей за счет средств окружного и <данные изъяты> рубль за счет средств местного бюджетов (л.д.37). Судом установлено, что 18 июля 2011 года семьей Зайнарбековых по договору купли-продажи была приобретена двухкомнатная <адрес> за <данные изъяты> рублей. В том числе - <данные изъяты> рублей социальная выплата; <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки -средства Государственного сертификата на материнский капитал; <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек - собственные средства истцов. Таким образом, социальная выплата истцами получена в полном объеме и использована по назначению. То обстоятельство, что при исчислении размера социальной выплаты, была допущена счетная ошибка прав истцов никак не нарушает, поскольку счетная ошибка связана не с общей суммой социальной выплаты, а с размером выплат за счет средств окружного и местного бюджетов, обусловленных их долевым участием в финансировании Подпрограммы. Перечислив в доходную часть бюджета муниципального образования Надымский район денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, вместо положенных <данные изъяты> рублей, в качестве социальной выплаты для семьи Зайнарбековых, Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО в рамках Соглашения от 31 января 2011 года № 28 не только выполнил свои обязательства перед истцами, но и произвел излишнюю выплату в размере <данные изъяты> рубля, которая должна была быть произведена за счет средств местного бюджета. Соответственно, отсутствуют какие либо правовые основания для взыскания задолженности с Департамента по социальной выплате, по причине отсутствия таковой. При наличии таких обстоятельств решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с постановлением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований иска. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 июля 2012 года отменить и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований иска. Председательствующий Судьи: /подписи/ Копия верна: судья суда ЯНАО С.И. Мосиявич