Надзорное производство № 4-а-255/10 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Салехард 17 сентября 2010 года Председатель суда Ямало-Ненецкого автономного округа Патлатюк В. А., рассмотрев в порядке надзора жалобу <данные изъяты> о пересмотре постановления Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2009 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об АП, У С Т А Н О В И Л: постановлением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2009 года <данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об АП, на 90 суток была приостановлена эксплуатация зданий административно-бытовых корпусов № № 2 - 4, расположенных в западной промзоне панель «В» г. Новый Уренгой. Юридическое лицо просит отменить указанное постановление в связи с тем, что решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 июня 2010 года п.п. 1 - 20, 22 - 37, 39 - 42, 44 - 54 предписания ОГПН по МО г. Новый Уренгой № от 15 декабря 2009 года признаны недействительными. Изучив материалы дела по доводам надзорной жалобы, прихожу к следующим выводам. На основании ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности закреплены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313. Из материалов дела следует, что 21 декабря 2009 года в зданиях административно-бытовых корпусов № № 2 - 4, расположенных в западной промзоне панель «В» г. Новый Уренгой, выявлен ряд нарушений правил пожарной безопасности, подробное содержание которых изложено в постановлении суда. Фактические обстоятельства дела подтверждаются распоряжением о проведении проверки юридического лица от 30 ноября 2009 года № (л.д. 4), уведомлением о проведении проверки от 30 ноября 2009 года (л.д. 3), актом проверки от 15 декабря 2009 года № (л.д. 6 - 15), предписанием от 15 декабря 2009 года № (л.д. 16 - 26), рапортом старшего инспектора НТО ОГПН по МО г. Новый Уренгой ФИО2. от 21 декабря 2009 года (л.д. 27 - 28) и протоколом об административном правонарушении от 21 декабря 2009 года № (л.д. 29 - 34). <данные изъяты> не оспаривает наличие указанных нарушений и достоверность представленных доказательств. Между тем, давая юридическую оценку фактическим обстоятельствам дела, суд исходит из следующего. В перечень нарушений, которые ставятся в вину <данные изъяты> наряду с прочими, входят следующие: - по зданию административно-бытового корпуса № 2: не обеспечено выполнение требований нормативных документов в соответствии с фактическим использованием административно-бытового корпуса; противопожарные разрывы до соседнего здания менее 22,5 м; здание эксплуатируются как общежитие с общественной частью; несущие элементы здания выполнены с пределом огнестойкости ниже R 45; повышение пределов огнестойкости несущих элементов здания не произведено конструктивными методами; конструкции лестничных клеток не выполнены в соответствии с нормативными пределами огнестойкости; перегородки жилой части здания, отделяющие общие коридоры от жилых помещений выполнены с пределом огнестойкости ниже EI 45; ширина лестничных маршей, расположенных в лестничных клетках здания менее 1,2 метра; не выполнено разделение коридоров жилой части здания с перегородками и дверями, оборудованными устройствами для самозакрывания; стены в торцах здания с расположенными у них лестницами 3-го типа выполнены с пределом огнестойкости ниже REI 30; уклон лестничного марша на третий этаж здания выполнен более 1:1, ширина проступи ступеней менее 25 см., допускается устройство забежных ступеней; открывание дверей, отделяющих примыкающие коридоры здания от лестничных маршей, не выполнены таким образом, чтобы в открытом положении они не уменьшали ширину лестничных площадок; приборы отопления, расположенные в лестничных клетках здания, уменьшающие ширину пути эвакуации, не расположены в нишах или на высоте более 2,2 м. от поверхности площадок лестниц; окна, расположенные в лестничных клетках жилой части здания, не выполнены открывающимися; двери лестничных клеток не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворах, неисправные устройства для самозакрывания не приведены в рабочее состояние; отделка путей эвакуации в жилой части выполнена горючими материалами; расстановка пожарных кранов на сети водопровода не выполнена таким образом, чтобы обеспечивать орошение каждой точки здания не менее чем двумя струями; запорные клапаны пожарных кранов не установлены таким образом, чтобы исключался резкий излом рукава при прокладке в любую от клапана сторону; не проведено испытание сети внутреннего противопожарного водопровода на пропуск расчетного расхода воды на нужды пожаротушения; в лестничной клетке здания установлен распределительный электрощит, а также выступающие из плоскости стен пожарные краны. - по зданию административно-бытового корпуса № 3: не обеспечено выполнение требований нормативных документов в соответствии с фактическим использованием административно-бытового корпуса; противопожарные разрывы до соседнего здания менее 22,5 м; здание эксплуатируются не обеспечено наружным пожаротушением; несущие элементы здания выполнены с пределом огнестойкости ниже R 45; здание выполнено ниже 3 степени огнестойкости; конструкция лестничных клеток здания не выполнены с необходимыми требованиями огнестойкости; перегородки, отделяющие общие коридоры от жилых помещений, выполнены с пределом огнестойкости ниже EI 45; ширина лестничных маршей в здании менее 1,2 м.; стена в торце здания с расположенным у ней лестницы 3-г типа выполнена с пределом огнестойкости ниже REI-30; не выполнено разделение коридоров здания перегородками и дверями, оборудованными устройствами для самозакрывания; в глухом торце здания не выполнено устройство выхода на лестницу 3-го типа; открывание дверей, отделяющих примыкающие коридоры здания от лестничных маршей, не выполнено таким образом, чтобы они не уменьшали ширину лестничных площадок; приборы отопления, расположенные в лестничных клетках здания уменьшающие ширину пути эвакуации, не расположены в нишах либо на высоте более 2,2 м; в лестничной клетке здания установлен распределительный электрощит и шкафы пожарных кранов, выступающие из плоскости стен на высоте более 2,2 м; площадь открывающихся окон на лестничных клетках менее 1,2 кв. м; двери лестничных клеток не имеют уплотнений в притворах; высота перил ограждения, расположенных во внутренней лестничной клетке менее 0,8 м; расстановка пожарных кранов на сети водопровода не выполнена таким образом, чтобы обеспечивать орошение каждой точки здания не менее чем двумя струями; запорные клапаны пожарных кранов не установлены таким образом, чтобы исключался резкий излом рукава при прокладке в любую от клапана сторону; не проведено испытание сети внутреннего противопожарного водопровода на пропуск расчетного расхода воды на нужды пожаротушения; шкафы пожарных кранов оборудованы пожарными рукавами диаметром более пожарного крана; на кровле здания АБК не выполнена установка ограждения. - по зданию административно-бытового корпуса № 4: не обеспечено выполнение требований нормативных документов в соответствии с фактическим использованием административно-бытового корпуса; противопожарные разрывы до соседнего здания менее 22,5 м; здание эксплуатируются не обеспечено наружным пожаротушением; здание выполнено ниже 3 степени огнестойкости; несущие элементы здания выполнены с пределом огнестойкости ниже R 45; конструкции лестничных клеток здания не выполнены с соответствующими пределами огнестойкости; несущие строительные конструкции мансардного этажа здания выполнены с пределом огнестойкости ниже R 45, а также не выполнено отделение пожарного административного помещения мансардного этажа от нижележащего жилого этажа противопожарным перекрытием 2-го типа; повышение пределов огнестойкости несущих элементов мансардного этажа здания не произведено только конструктивными методами; перегородки, отделяющие общие коридоры от жилых помещений, выполнены с пределом огнестойкости ниже EI 45. Вышеперечисленные нарушения связаны с невыполнением требований ст. ст. 4 и 151 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 21-01-97, СНиП 2.07.01-89, СНиП 2.08.01-89, СНиП 2.04.01-85, СНиП 2.04.02-84, ГОСТ 12.4.009-83 и ГОСТ 25772-83. Однако, указанные административно-бытовые корпуса построены в 1992 году, то есть до создания <данные изъяты> Следовательно, нарушения правил пожарной безопасности, допущенные при проектировании и строительстве указанных объектов, не могут быть поставлены в вину юридическому лицу. Доказательств того, что административные здания №№ 2 - 4 используются как жилые помещения, в материалах дела не имеется. По этой причине суд считает необходимым исключить из объёма правонарушения вышеизложенные нарушения. Между тем, невыполнение <данные изъяты> требований п.п. 3, 53, 60 ППБ 01 - 03 (эксплуатация электросветильников со снятыми колпаками, изготовление путей эвакуации из горючих материалов) само по себе образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об АП. В этой связи оснований для отмены постановления о назначении административного наказания в полном объёме и прекращения производства по делу не усматривается. Постановление суда вынесено в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об АП срока давности привлечения к административной ответственности. Назначенное <данные изъяты> наказание в виде административного приостановления эксплуатации административно-бытовых корпусов № № 2 - 4, расположенных в западной промзоне панель «В» г. Новый Уренгой сроком на 90 суток является соразмерным и отвечает общим правилам назначения наказания, закреплённым в ст. 4.1 Кодекса РФ об АП. Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса РФ об АП. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 Кодекса РФ об АП, П О С Т А Н О В И Л: постановление Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2009 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об АП изменить. Исключить из объёма правонарушения следующие допущенные <данные изъяты> нарушения правил пожарной безопасности: - по зданию административно-бытового корпуса № 2: не обеспечено выполнение требований нормативных документов в соответствии с фактическим использованием административно-бытового корпуса; противопожарные разрывы до соседнего здания менее 22,5 м; здание эксплуатируются как общежитие с общественной частью; несущие элементы здания выполнены с пределом огнестойкости ниже R 45; повышение пределов огнестойкости несущих элементов здания не произведено конструктивными методами; конструкции лестничных клеток не выполнены в соответствии с нормативными пределами огнестойкости; перегородки жилой части здания, отделяющие общие коридоры от жилых помещений выполнены с пределом огнестойкости ниже EI 45; ширина лестничных маршей, расположенных в лестничных клетках здания менее 1,2 метра; не выполнено разделение коридоров жилой части здания с перегородками и дверями, оборудованными устройствами для самозакрывания; стены в торцах здания с расположенными у них лестницами 3-го типа выполнены с пределом огнестойкости ниже REI 30; уклон лестничного марша на третий этаж здания выполнен более 1:1, ширина проступи ступеней менее 25 см., допускается устройство забежных ступеней; открывание дверей, отделяющих примыкающие коридоры здания от лестничных маршей, не выполнены таким образом, чтобы в открытом положении они не уменьшали ширину лестничных площадок; приборы отопления, расположенные в лестничных клетках здания, уменьшающие ширину пути эвакуации, не расположены в нишах или на высоте более 2,2 м. от поверхности площадок лестниц; окна, расположенные в лестничных клетках жилой части здания, не выполнены открывающимися; двери лестничных клеток не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворах, неисправные устройства для самозакрывания не приведены в рабочее состояние; отделка путей эвакуации в жилой части выполнена горючими материалами; расстановка пожарных кранов на сети водопровода не выполнена таким образом, чтобы обеспечивать орошение каждой точки здания не менее чем двумя струями; запорные клапаны пожарных кранов не установлены таким образом, чтобы исключался резкий излом рукава при прокладке в любую от клапана сторону; не проведено испытание сети внутреннего противопожарного водопровода на пропуск расчетного расхода воды на нужды пожаротушения; в лестничной клетке здания установлен распределительный электрощит, а также выступающие из плоскости стен пожарные краны. - по зданию административно-бытового корпуса № 3: не обеспечено выполнение требований нормативных документов в соответствии с фактическим использованием административно-бытового корпуса; противопожарные разрывы до соседнего здания менее 22,5 м; здание эксплуатируются не обеспечено наружным пожаротушением; несущие элементы здания выполнены с пределом огнестойкости ниже R 45; здание выполнено ниже 3 степени огнестойкости; конструкция лестничных клеток здания не выполнены с необходимыми требованиями огнестойкости; перегородки, отделяющие общие коридоры от жилых помещений, выполнены с пределом огнестойкости ниже EI 45; ширина лестничных маршей в здании менее 1,2 м.; стена в торце здания с расположенным у ней лестницы 3-г типа выполнена с пределом огнестойкости ниже REI-30; не выполнено разделение коридоров здания перегородками и дверями, оборудованными устройствами для самозакрывания; в глухом торце здания не выполнено устройство выхода на лестницу 3-го типа; открывание дверей, отделяющих примыкающие коридоры здания от лестничных маршей, не выполнено таким образом, чтобы они не уменьшали ширину лестничных площадок; приборы отопления, расположенные в лестничных клетках здания уменьшающие ширину пути эвакуации, не расположены в нишах либо на высоте более 2,2 м; в лестничной клетке здания установлен распределительный электрощит и шкафы пожарных кранов, выступающие из плоскости стен на высоте более 2,2 м; площадь открывающихся окон на лестничных клетках менее 1,2 кв. м; двери лестничных клеток не имеют уплотнений в притворах; высота перил ограждения, расположенных во внутренней лестничной клетке менее 0,8 м; расстановка пожарных кранов на сети водопровода не выполнена таким образом, чтобы обеспечивать орошение каждой точки здания не менее чем двумя струями; запорные клапаны пожарных кранов не установлены таким образом, чтобы исключался резкий излом рукава при прокладке в любую от клапана сторону; не проведено испытание сети внутреннего противопожарного водопровода на пропуск расчетного расхода воды на нужды пожаротушения; шкафы пожарных кранов оборудованы пожарными рукавами диаметром более пожарного крана; на кровле здания АБК не выполнена установка ограждения. - по зданию административно-бытового корпуса № 4: не обеспечено выполнение требований нормативных документов в соответствии с фактическим использованием административно-бытового корпуса; противопожарные разрывы до соседнего здания менее 22,5 м; здание эксплуатируются не обеспечено наружным пожаротушением; здание выполнено ниже 3 степени огнестойкости; несущие элементы здания выполнены с пределом огнестойкости ниже R 45; конструкции лестничных клеток здания не выполнены с соответствующими пределами огнестойкости; несущие строительные конструкции мансардного этажа здания выполнены с пределом огнестойкости ниже R 45, а также не выполнено отделение пожарного административного помещения мансардного этажа от нижележащего жилого этажа противопожарным перекрытием 2-го типа; повышение пределов огнестойкости несущих элементов мансардного этажа здания не произведено только конструктивными методами; перегородки, отделяющие общие коридоры от жилых помещений, выполнены с пределом огнестойкости ниже EI 45. В остальном постановление Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2009 года оставить без изменения, а надзорную жалобу <данные изъяты> - без удовлетворения. Председатель суда ЯНАО В. А. Патлатюк