Вишняков В.В., ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, решение судьи об отмене постановления контролирующего органа оставлено без изменения



        Дело № 7-210/2011

РЕШЕНИЕ

25 ноября 2011 года                      город Салехард

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Наумов И.В.

при секретаре судебного заседания: Ганжуровой М.В.

рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя Отдела надзорной деятельности по муниципальному образованию г.Новый Уренгой ГУ МЧС РФ по ЯНАО Щурова А.А. на решение судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 октября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении и.о.директора частного учреждения дополнительного профессионального образования Региональный учебный центр охраны «Легион» (далее - ЧУ ДПО РУЦО «Легион») Вишнякова В.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора г.Новый Уренгой по пожарному надзору от 05 сентября 2011 года и.о. директора ЧУ ДПО РУЦО «Легион» Вишняков В.В. признан виновным в нарушении ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, пункта 3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППД 01-03), приложения 4 п.1.8 СНиП 2.08.02-89* и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 октября 2011 года указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Вишнякова В.В. состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в суд Ямало-Ненецкого автономного округа, представитель Отдела надзорной деятельности по муниципальному образованию г.Новый Уренгой Щуров А.А. просит об отмене решения судьи, настаивая на том, что в действиях и.о. директора ЧУ ДПО РУЦО «Легион» Вишнякова В.В., выразившихся в устройстве в подвале МОУ СОШ №7 стрелкового тира с комнатой для хранения патронов и непосредственном хранении патронов, имеются нарушения приложения 4 п.1.8 СНиП 2.08.02-89*, которое не предусматривает размещения в подвальных этажах общественных зданий комнат для хранения оружия и патронов.

В судебном заседании представитель ЧУ ДПО РУЦО «Легион» Елизарьев В.В. против удовлетворения жалобы возражал, полагал решение судьи законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителя ЧУ ДПО РУЦО «Легион» Елизарьева В.В., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи не нахожу.

В соответствии со ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Закона организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно статье 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России №313 от 18 июня 2003 года (ППБ 01-03).

Наряду с данными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Как усматривается из материалов дела, 11 августа 2011 года прокуратурой г.Новый Уренгой с привлечением Отдела надзорной деятельности по муниципальному образованию г.Новый Уренгой проведена проверка ЧУ ДПО РУЦО «Легион» по осуществлению деятельности в подвальном помещении здания МОУ СОШ по <адрес>, принадлежащего Департаменту недвижимости муниципального образования г.Новый Уренгой.

В ходе указанной проверки установлено, что в подвальном помещении МОУ СОШ в комнате для хранения оружия в нарушение требований п.3 ППБ 01-03, приложения №4 п.1.8 СНиП 2.08.02-89* осуществляется хранение патронов к служебному оружию ИЖ-71, калибр 9х16к в количестве 8 150 штук.

31 августа 2011 года прокурором г.Новый Уренгой в отношении и.о.директора ЧУ ДПО РУЦО «Легион» Вишнякова В.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Постановлением главного государственного инспектора г.Новый Уренгой по пожарному надзору от 05 сентября 2011 года и.о.директора ЧУ ДПО РУЦО «Легион» Вишняков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, пункта 3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), приложения 4 п.1.8 СНиП 2.08.02-89* и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Отменяя постановление главного государственного инспектора г.Новый Уренгой по пожарному надзору Ольховикова Д.В. от 05 сентября 2011 года, судья исходил из того, что комиссия, в состав которой входил и представитель пожарного надзора, признала соответствие помещения для хранения и размещения оружия и патронов ЧУ ДПО РУЦО «Легион» необходимым требованиям и установила допустимую норму хранения патронов к огнестрельному служебному оружию, после чего 07 мая 2011 года директору было выдано разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему.

Оснований для признания указанных выводов незаконными не имеется.

Статьей 22 Федерального закона «Об оружии» от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение оружия и патронов к нему, принадлежащих спортивным организациям и гражданам и используемых ими для занятий спортом и охоты, разрешается юридическим лицам, получившим разрешение органов внутренних дел на право хранения оружия и (или) хранения и использования оружия на стрелковом объекте. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.54, 55 постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.

Юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.

Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах. При этом объемы хранения патронов, дымного или бездымного пороха в заводских упаковках, сейфах или металлических шкафах определяются комиссией, образуемой в установленном порядке, исходя из требований противопожарной безопасности, но не более 50 килограммов расфасованного для розничной торговли дымного или бездымного пороха.

Требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов, помещений для показа, демонстрации либо торговли оружием, стрелковых тиров и стрельбищ содержатся в разделе ХХ Приказа МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814"

В частности, пункт 169.6. Приказа предусматривает, что комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.

Согласно п. 179 Приказа эксплуатация тиров, стрелково-стендовых комплексов и стрельбищ разрешается после оборудования мест проведения стрельб и хранения оружия (патронов) в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, а также получения в органах внутренних дел разрешений на использование оружия на имеющемся стрелковом объекте.

Из указанного следует, что в состав стрелкового тира входит оружейная комната, в связи с чем комиссией в составе начальника отделения лицензионно разрешительной работы при УВД по г.Новый Уренгой, представителей пожарного надзора УГПС МЧС РФ по ЯНАО, Роспотребнадзора, архитектурного надзора и ОВО при УВД по г.Новый Уренгой было проведено обследование как помещения стрелкового тира, так и оружейной комнаты, о чем 04 января 2010 года были составлены соответствующие акты, в том числе о признании соответствия помещения для хранения и размещения оружия и патронов оружейной комнаты ЧУ ДПО РУЦО «Легион», расположенной по адресу: ЯНАО, г.Новый Уренгой, ул. Таежная, 51; установлены допустимые нормы хранения огнестрельного служебного оружия с нарезным стволом - 8 ед., патронов к нему - до 15 000 шт.

12 января 2010 года УВД по г.Новый Уренгой выдало ЧУ ДПО РУЦО «Легион» разрешение на использование оружия в стрелковом тире по ул. <адрес> сроком до 12 января 2015 года.

07 мая 2011 года УВД по г.Новый Уренгой выдало также разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему по данному адресу, в частности, служебного короткоствольного оружия ИЖ-71 кол. 9х17 мм в количестве 8 единиц и патронов кол 9х17 мм не более 15 000 штук сроком до 9 апреля 2013 года.

Исходя из фактических обстоятельств дела следует признать, что ЧУ ДПО РУЦО «Легион» соблюдены порядок и условия хранения оружия и патронов, установленные действующими нормативными правовыми актами.

Положения СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», на которые имеется ссылка в постановлении административного органа не могут быть применимы, поскольку они утратили силу с 1 января 2010 года.

При этом ни из постановления прокурора г.Новый Уренгой о возбуждении дела об административном правонарушении, ни из постановления о привлечении Вишнякова В.В. к административной ответственности, ни из других материалов не следует какие именно требования пожарной безопасности были нарушены со стороны и.о. директора ЧУ ДПО РУЦО «Легион».

Не приведены в жалобы и ссылки на конкретные нормативные акты, запрещающие размещение в общественных зданиях комнаты для хранения оружия и патронов к нему.

Таким образом, вывод судьи об отсутствии в действиях Вишнякова В.В. состава административного правонарушения является законным и обоснованным.

Более того, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния (постановление от 30 июля 2001 года N 13-П).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное виновное (действие) бездействие физического либо юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Следовательно, в отношении должностного лица, исходя из конкретного правонарушения, штраф как мера административной ответственности, может быть наложен при условии, что доказаны не только сам факт совершения указанного правонарушения, но и вина правонарушителя.

Из дела об административном правонарушении усматривается, что разрешение на хранение патронов в помещении по улице <адрес> выдано УВД по г.Новый Уренгой 7 мая 2011 года, тогда как Вишняков В.В., привлеченный к административной ответственности в качестве должностного лица, с ДД.ММ.ГГГГ года был назначен временно исполняющим обязанности директора ЧУ ДПО РУЦО «Легион» на время командировки директора ФИО

При этом в материалах дела отсутствуют данные, позволяющие утверждать, что Вишняков В.В. являлся ответственным лицом за соблюдением требований пожарной безопасности. Напротив, представитель ЧУ ДПО РУЦО «Легион» пояснил, что ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности являлся заместитель директора ЧУ ДПО РУЦО «Легион» ФИО1.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Решение судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 октября 2011 года оставить без изменения, жалобу представителя Отдела надзорной деятельности по муниципальному образованию г.Новый Уренгой ГУ МЧС РФ по ЯНАО Щурова А.А. - без удовлетворения.

Судья /подпись/

Копия верна: судья                                                                                 И.В. Наумов