Дело № 22-2038/2010 Судья Жуковская О.В.
Докладчик Абрамова М.Н.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владимир 08 июля 2010 года
Судебная коллегия по уголовным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Москвичева А.Н.
судей Абрамовой М.Н., Ребровой О.Д.
при секретаре Востриковой Я.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 08 июля 2010 года кассационную жалобу осужденного Смолякова М.И. на приговор Муромского городского суда Владимирской области от 26 апреля 2010 года, которым
Смоляков М.И., **** ранее не судимый,
осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к лишению свободы на срок 8 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлено взыскать со Смолякова М.И. в пользу Г. в возмещение ущерба, причиненного преступлением, компенсацию морального вреда в размере **** руб.
По данному делу осуждены также Смоляков И.А. и Кудряшов А.Н., приговор в отношении которых не обжалован.
Заслушав доклад судьи Абрамовой М.Н., объяснения осужденного Смолякова М.И., выступление адвоката Кулиева Ф.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Ли М.В., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Смоляков М.И. признан виновным в том, что 21 сентября 2009 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений, в группе лиц со Смоляковым И.А. и Кудряшовым А.Н. умышленно, без цели убийства, подвергли избиению Ч., нанеся последнему множественные удары руками и ногами по голове и туловищу, причинив потерпевшему тяжкий вред здоровью. В результате действий осужденных наступила смерть Ч.
Преступление совершено в **** при обстоятельствах подробно изложенных в приговоре суда.
Осужденный Смоляков М.И. вину в совершении преступления не признал, утверждал, что потерпевшему ударов не наносил и избивать его никого не просил.
В кассационной жалобе осужденный Смоляков М.И. высказывает несогласие с приговором суда, указывая, что в основу обвинительного приговора положены противоречивые показания осужденных Смолякова А.И. и Кудряшова А.Н., которые не согласуются с показаниями свидетеля Ш., не доверять которым нет оснований, а также с заключением судебно-медицинской экспертизы.
Обращает также внимание на то, что Смоляков И.А. и Кудряшов А.Н. вывезли потерпевшего в другую область и удерживали в квартире Кудряшова А.Н., не предприняв никаких мер к оказанию ему медицинской помощи, желая скрыть факт избиения.
Полагает, что приговор не только излишне суров, но и постановлен в отсутствие бесспорных доказательств его вины.
Также указывает на наличие у него на иждивении малолетнего ребенка, что, по его мнению, является смягчающим обстоятельством и основанием для применения ст. 64 УК РФ, в связи с чем считает, что ему может быть применен более мягкий вид наказания.
По этим основаниям просит переквалифицировать его действия с ч. 1 ст. 116 УК РФ и смягчить наказание.
Старший помощник Муромского городского прокурора Белова Н.В. в возражениях на кассационную жалобу считает, что по делу установлена достаточная совокупность доказательств, подтверждающая вину Смолякова М.И. в совершении преступления, предусмотренного ст. 60 УК РФ и соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного преступления. Полагает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Потерпевшая Г. в возражениях на кассационную жалобу считает приговор законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Изучив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на них, судебная коллегия считает жалобу Смолякова М.И. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Обстоятельства, при которых совершено преступление и которые в силу ст. 73 УПК РФ подлежали доказыванию, судом установлены верно.
Вопреки доводам кассационной жалобы, виновность Смолякова М.И. в совершении преступления материалами дела установлена, подтверждена собранными доказательствами, полно, всесторонне, объективно исследованными судом и приведенными в приговоре.
Так, из показаний осужденного Смолякова И.А., данных им в ходе предварительного следствия и оглашенных судом в соответствии с ч. 1 ст. 276 УПК РФ следует, что в сентябре 2009 года в доме Смолякова М.И. он вместе с последним, а также Кудряшовым А.Н. и Ч. распивали спиртные напитки. Во время распития между Смоляковым М.И. и Ч. возникла ссора, в ходе которой Смоляков М.И. нанес потерпевшему около трех ударов кулаком по лицу. Он (Смоляков И.А.) тоже нанес Ч. три удара по лицу. Кудряшов А.Н. обозвал Ч. и нанес по лицу множество ударов кулаками и один удар коленом снизу вверх.
Из показаний осужденного Кудряшова А.Н., данных им в ходе предварительного следствия и оглашенных судом на основании ч. 1 ст. 276 УПК РФ, следует, что Смоляков М.И. в ходе ссоры с Ч. нанес последнему, сидевшему в кресле, с большой силой пять-шесть ударов кулаками по лицу. Ч. упал на пол, после чего Смоляков М.И. продолжал его избивать, нанеся около десяти ударов ногами по телу в область ребер. Избиение Ч. продолжил Смоляков И.А. Когда потерпевший лежал на полу, Смоляков М.И. и Смоляков И.А. избивали его ногами поочередно, нанеся множество ударов по лицу и телу. Он (Кудряшов А.Н.) тоже нанес один удар Ч. кулаком в лицо.
Данные показания осужденных Смолякова И.А. и Кудряшова А.Н. подтверждаются заявлениями каждого из них от 02 ноября 2009 года, в которых они подтверждают, что Ч. избивали втроем: Смоляков М.И., Смоляков И.А. и Кудряшов А.Н.
Из показаний свидетеля Г. следует, что после помещения Ч. в больницу, он ухаживал за ним. Потерпевший был избит, находился в ужасном состоянии. Он спросил, кто его избил, на что Ч. сказал, что в деревне его избили Смоляков М., Смоляков И. и его друг. Первым начал бить Смоляков М.
Из показаний свидетеля С. следует, что 15 сентября 2009 года она, Смоляков И.А. и Кудряшов А.Н. приехали в деревню к Смолякову М.И. Смоляков И.А. и Кудряшов А.Н. остались в деревне, а она вернулась в ****. Через неделю позвонил Смоляков И.А. и попросил забрать его домой. 22 сентября 2009 года, приехав в деревню, увидела Ч. который был избит, на лице были большие синяки. На ее вопрос Смоляков М.И. пояснил, что Ч. избили за то, что он что-то украл из его (Смолякова М.И.) дома.
Кроме того, С. после оглашения ее показаний, данных на предварительном следствии, подтвердила, что со слов Кудряшова А.Н. ей известно, что первым Ч. начал бить Смоляков М.И., а затем подговорил его и Смолякова И.А. бить Ч.
Из показаний свидетеля Ш., данных ею на предварительном следствии и оглашенных судом с согласия сторон, из которых следует, 15 сентября 2009 года в деревню приехали Смоляков И.А. с Кудряшовым А.Н. Они часто распивали спиртное, выпивал с ними и Ч. В один из дней сентября Смоляков И.А., Кудряшов А.Н. и Ч. распивали спиртное на улице около дома, вспомнили, что ранее Ч. воровал спирт и металл у Смолякова М.И. Между ними произошел скандал, в котором Смоляков М.И. принимал участие, лежа на диване в доме. Видела, как Смоляков И.А. и Кудряшов А.Н. избивали лежащего на полу Ч. ногами. Понимала, что толчок к избиению дал Смоляков М.И. 22 сентября 2009 года приехала С. и забрала Смолякова И.А. Кудряшова А.Н. и Ч. в ****. О смерти Ч. узнала из телефонного звонка Смолякова М.И., который просил ее дать показания о том, что он Ч. не избивал.
Охарактеризовала Смолякова М.И. как жестокого человека.
Из протоколов очных ставок, проведенных после заключения Смолякова М.И. под стражу, между свидетелем Ш. и осужденными Смоляковым И.А. и Кудряшовым А.Н. следует, что первым Ч. начал бить Смоляков М.И., затем по его указанию Смоляков И.А. и Кудряшов А.Н., которые нанесли потерпевшему множественные удары по голове и телу.
Из показаний свидетеля Ч.А., данных на предварительном следствии и оглашенных судом в порядке ст. 281 УПК РФ, следует, что потерпевший Ч. ходил к Смолякову М.И. помогать по хозяйству, последний расплачивался с ним спиртным, бил его. Она видела у Ч. синяки на лице. 20 сентября 2009 года утром Ч. пошел к Смолякову М.И., домой не вернулся. 23 сентября 2009 года, придя к Смолякову М.И., спросила, где Ч., на что Смоляков М.И. сообщил, что 22 сентября 2009 года Ч. уехал в **** с С., а 2 октября 2009 года дочь сообщила ей, что Ч. умер в больнице.
Из показаний свидетеля Л., данных ею в ходе предварительного следствия и оглашенных судом в порядке ст. 281 УПК РФ, следует, что она проживает в соседнем доме со Смоляковым М.И. и может охарактеризовать последнего как жестокого и беспощадного человека, не знавшего чувства жалости, особенно в пьяном состоянии.
Кроме того, вина Смолякова М.И. в совершении им преступления подтверждается заключением комиссии экспертов от 12 марта 2010 года, согласно которому смерть Ч. наступила 02 октября 2010 года от обширной тупой травмы мягких тканей лица в виде множественных ран, ссадин на коже, множественных сливающихся кровоподтеков, образующих единый разлитый кровоподтек типа гематомы по всей поверхности лица с кровоизлияниями в подлежащие мягкие ткани (мышцы), осложнившихся в последующем образованием посттравматической гнойной флегмоны с распространением воспаления на переднюю поверхность шеи, верхнюю часть грудной клетки, приведшей к возникновению общего гнойно-септического состояния организма с развитием разлитого гнойного воспаления оболочек и вещества головного мозга, двустороннего гнойного воспаления легких, явившихся непосредственной причиной смерти Ч.
Всем исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам в совокупности судом дана надлежащая оценка с приведением мотивов, почему одни доказательства приняты судом, а другие отвергнуты. Такая оценка доказательств, дана судом в соответствии со ст. 88, 307 УПК РФ, а тот факт, что данная оценка не совпадает с позицией осужденного Смолякова М.И., не свидетельствует о нарушении судом уголовно-процессуального и уголовного законов и не является основанием к отмене постановленного приговора.
В то же время, квалифицируя действия Смолякова М.И. по ч. 4 ст. 111 УК РФ в редакции Федерального закона № 377 от 27 декабря 2009 года, действовавшей на момент постановления приговора, которая ухудшает положение осужденного по сравнению с редакцией Федерального закона № 92 от 25 июня 1998 года. В связи с изложенным в приговоре следует в этой части внести изменения.
Назначенное Смолякову М.И. наказание соответствует требованиям ст. 6, 60 УК РФ и отвечает целям наказания, установленным ст. 43 УК РФ.
Определяя вид и размер наказания, суд учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности Смолякова М.И., отсутствие отягчающих наказание обстоятельств и смягчающее наказание обстоятельство - наличие несовершеннолетнего ребенка, на которое в своей жалобе ссылается осужденный.
Вывод суда о невозможности исправления осужденного без изоляции от общества обоснован, приведенные мотивы судебная коллегия считает убедительными. Оснований для назначения Смолякову М.И. наказания с применением ст. 64 УК РФ судом первой инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор Муромского городского суда Владимирской области от 26 апреля 2010 года в отношении Смолякова М.И. изменить:
Переквалифицировать действия Смолякова М.И. с ч. 4 ст. 111 УК РФ в редакции Федерального закона № 92 от 25 июня 1998 года и назначить по ней наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет.
В остальном приговор оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного Смолякова М.И. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Н. Москвичев
Судьи О.Д. Реброва
М.Н. Абрамова