Дело № 22-3577/2010 г. Докладчик: Гагин С.В.
Судья: Клюквин А.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владимир 2 декабря 2010 года
Судебная коллегия по уголовным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Гагина С.В.
судей Москвичева А.Н. и Ребровой О.Д.
при секретаре Новиковой Н.А.
рассмотрела в судебном заседании 2 декабря 2010 года кассационное представление государственного обвинителя Ашина Д.А., кассационные жалобы осужденной Бжассо Л.П. и ее защитника адвоката Пелевина В.Н. на приговор Петушинского районного суда Владимирской области от 15 октября 2010 года, которым
БЖАССО Л.П., **** года рождения, уроженка ****, несудимая,
осуждена по ч.1 ст.292 УК РФ (за преступление, совершенное 11 февраля 2010 года) и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Бжассо Л.П. оправдана по ст.134 УПК РФ за Бжассо Л.П. признано право на реабилитацию согласно ст.ст.135-136 УПК РФ и ст.ст.1100-1101 ГК РФ.
Заслушав доклад судьи Гагина С.В., мнение прокурора Лаврентьевой И.Н., поддержавшей доводы кассационного представления, пояснения осужденной Бжассо Л.П., просившей об отмене обвинительного приговора, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
приговором суда Бжассо Л.П. признана виновной в служебном подлоге, то есть внесении должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности при следующих обстоятельствах:
Бжассо Л.П., занимая должность врача психиатра-нарколога Муниципального медицинского учреждения «****» (далее ****) ****, являлась должностным лицом, а именно, выполняла организационно-распорядительные функции по назначению лекарственных средств при наличии медицинских показаний и обеспечению своевременного и качественного оформления медицинской и иной документации в соответствии с должностной инструкцией врача психиатра-нарколога. 11 февраля 2010 года в период с 11 до 14 часов, находясь в своем служебном кабинете **** **** умышленно, с целью предоставить А. возможность получить сильнодействующий препарат «Трамал Ретард 200», в нарушение требований своей должностной инструкции и ведомственных нормативных актов (исследованных в судебном заседании), не производя осмотра больного Ч. и не выявив у последнего медицинских показаний, внесла в официальный документ - медицинскую карту амбулаторного больного Ч. заведомо ложные сведения о проведении **** осмотра последнего на дому, с установлением диагноза и назначением сильнодействующего препарата «Трамал Ретард 200». После внесения оплаты А. в сумме 198 рублей 60 копеек за оказание платной медицинской услуги по вызову врача психиатра-нарколога на дом, выписала официальный документ - рецептурный бланк формы **** на имя Ч., внеся в него заведомо ложные сведения о наличии у больного Ч. медицинских показаний к принятию сильнодействующего препарата «Трамал Ретард 200», предоставив А. возможность получить данный препарат, после чего передала заполненный рецептурный бланк А., совершив тем самым служебный подлог. При этом Бжассо Л.П. совершала вышеуказанные действия из корыстной заинтересованности, а именно, с целью получения имущественной выгоды - прибавки к заработанной плате за февраль 2010 года в виде денежных средств в размере 55 рублей 41 копейки за якобы оказанную ею платную медицинскую услугу - осмотр на дому больного Ч., а также из иной личной заинтересованности с целью улучшения показателей работы и выполнения нормы нагрузки на оказание медицинской помощи. 25 февраля 2010 года денежные средства в размере 55 рублей 41 копейка были включены в заработанную плату Бжассо Л.П. и зачислены на ее зарплатный расчетный счет 26 февраля 2010 года.
Этим же приговором Бжассо Л.П. оправдана по предъявленному обвинению в совершении 14 января 2010 года преступления, предусмотренного ч.2 ст. 302 УПК РФ.
В соответствии с предъявленным обвинением преступление было совершено при следующих обстоятельствах:
Бжассо Л.П., занимая должность врача психиатра-нарколога Муниципального медицинского учреждения «****) ****, являлась должностным лицом, а именно, выполняла организационно-распорядительные функции по назначению лекарственных средств при наличии медицинских показаний и обеспечению своевременного и качественного оформления медицинской и иной документации в соответствии с должностной инструкцией врача психиатра-нарколога. 14 января 2010 года в период с 08 до 11 часов, находясь в своем служебном кабинете **** ****» умышленно, с целью предоставить Р. возможность получить сильнодействующий препарат «Реланиум» в нарушение требований своей должностной инструкции и ведомственных нормативных актов (исследованных в судебном заседании), не производя осмотра больной М. и не выявив у последней медицинских показаний, внесла в официальный документ - медицинскую карту амбулаторного больного М. заведомо ложные сведения о проведении 14 января 2010 года осмотра последней на дому, с установлением диагноза и назначением сильнодействующего препарата «Реланиум», выписала официальный документ - рецептурный бланк формы ****/**** на имя М., внеся в него заведомо ложные сведения о наличии у больной медицинских показаний к принятию сильнодействующего препарата «Реланиум», предоставив Р. возможность получить данный препарат, после чего передала заполненный рецептурный бланк Р., совершив тем самым служебный подлог. При этом Бжассо Л.П. совершала вышеуказанные действия из иной личной заинтересованности, а именно с целью улучшения показателей работы и выполнения нормы нагрузки на оказание медицинской помощи.
В кассационном представлении государственный обвинитель Ашин Д.А. выражает несогласие с приговором. В обоснование указывает, что Бжассо Л.П. совершила преступление 14 января 2010 года из личной заинтересованности с целью улучшения показателей работы и выполнения нормы нагрузки на оказание медицинской помощи. Обращает внимание на показания свидетеля-главного врача **** больницы Д., которая показала, чтобы не получать замечаний, врачи заинтересованы в большем приеме больных. Полагает, что выводы суда об отсутствии в действиях Бжассо Л.П. состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.292 УК РФ по эпизоду от 14 января 2010 года не основаны на законе, поскольку доказательствам, исследованным в судебном заседании, о личной заинтересованности Бжассо Л.П. не дано оценки в приговоре. Отмечает, что стороной обвинения в судебном заседании заявлялось ходатайство об оглашении показаний Бжассо Л.П., данных ее в качестве подозреваемой, однако суд в протоколе ошибочно указал, что оглашали показания Бжассо Л.П. в качестве обвиняемой. Просит приговор в части оправдания по эпизоду от 14 января 2010 года отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе осужденная Бжассо Л.П. выражает несогласие с приговором. В обоснование указывает, что суд не учел показания свидетеля-главного врача муниципального учреждения **** больница Д., которая показала, что Бжассо Л.П. занимаемая должность врача психонарколога, должностным лицом не является. Также эти сведения подтверждаются приказом Минздрава и соцразвития от 23 июля 2010 года ****н. Обращает внимание на то, что предварительным следствием не было установлено, кому был необходим сильнодействующий препарат «Трамал Ретард 200». Указывает, что А. принесла в ее кабинет амбулаторную карту на своего отца Ч. и обманула ее, сказав, что у него сильные боли в конечностях, что он сильно похудел и постоянно кричит. Ч. с 1987 года находился на учете у нарколога, в 2003 году перенес острый инсульт, в связи с чем не мог самостоятельно передвигаться и она выписала ему сильнодействующий препарат «Трамал Ретард 200», в котором он нуждался. Осмотр Ч. она не производила, поскольку ее срочно вызвали в стационарное отделение, поэтому не знала, что больной умер. Просит приговор отменить и производство по делу прекратить.
В кассационной жалобе адвокат Пелевин В.Н. в защиту осужденной Бжассо Л.П. просит отменить приговор суда, а уголовное дело прекратить. Ссылаясь на постановление пленума Верховного Суда РФ №19 от 16 октября 2009 года, указывает, что осужденная Бжассо Л.П. должностным лицом не является. В обоснование своих требований обращает внимание, что вывод суда о наличии в действиях Бжассо Л.П. корыстной заинтересованности не подтверждается доказательствами, изученными в судебном заседании. Указывает, что следствием было установлено, что Бжассо Л.П. действовала под влиянием обмана со стороны дочери больного Ч., которая скрыла от нее факт смерти отца. Действовала осужденная из чувства сострадания и желания помочь больному. Отмечает, что Бжассо Л.П. находится в преклонном возрасте, 44 года из которых она работает врачом, к уголовной ответственности не привлекалась, по месту жительства и работы характеризуется положительно, является инвалидом 2 группы, в совершенных нарушениях раскаивается, написала явку с повинной и активно способствовала следствию.
В письменных возражениях на кассационные жалобы государственный обвинитель Ашин Д.А. приводит доводы об их необоснованности.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в кассационном представлении и кассационных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.
Выводы суда об отсутствии в действиях Бжассо Л.П. состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.292 УК РФ, по эпизоду 14 января 2010 года, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на исследованных в суде доказательствах.
В суде установлено, что Бжассо Л.П. на момент обвинения занимала должность врача психиатра-нарколога Муниципального медицинского учреждения «****» **** и являлась должностным лицом.
Фактические обстоятельства дела по эпизоду 14 января 2010 года правильно установлены судом исходя из представленных обвинением доказательств, фактически не оспариваются сторонами.
Вместе с тем, оценивая все представленные стороной обвинения доказательства, суд пришел к обоснованному убеждению, что указанное обвинение не нашло своего достаточного подтверждения, а доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, не позволяют сделать вывод о виновности Бжассо Л.П. в инкриминированном ей органами предварительного следствия деянии.
В обоснование своей оценки суд указал, что ч.1 ст.292 УК РФ предусматривает ответственность за служебный подлог, то есть внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.
Такие предусмотренные законом обстоятельства по данному делу по эпизоду от 14 января 2010 года в судебном заседании не установлены, поскольку стороной обвинения не были представлены убедительные доказательств, бесспорно подтверждающие, что действия Бжассо Л.П. были совершены из иной личной заинтересованности. Вследствие этого, не имеется оснований считать, что тем самым ей был совершен служебный подлог.
Вопреки доводам кассационного представления в приговоре дан подробный и убедительный анализ имеющихся доказательств и сделан обоснованный вывод, который признается судебной коллегией убедительным.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст.ст.14,15,302 УПК РФ, содержащиеся в приговоре выводы суда об оправдании Бжассо Л.П. в совершении деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 302 УПК РФ в связи с отсутствием состава преступления, судебная коллегия признает законными и обоснованными.
Довод об оглашении в судебном заседании показаний Бжассо Л.П. в качестве подозреваемой, а не обвиняемой, был предметом изучения в суде первой инстанции. В постановлении об отклонении замечаний на протокол, сделан убедительный вывод, что между данными показаниями нет противоречий, их оглашение не повлияло на принятие судом другого решения.
Показания обвиняемой, данные в ходе предварительного следствия, не подтвержденные совокупностью других доказательств, не могут быть положены в основу приговора.
Судебная коллегия не находит доводы кассационных жалоб осужденной и ее адвоката убедительными и обоснованными, поскольку они опровергаются совокупностью доказательств, свидетельствующих о виновности Бжассо Л.П. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.292 УК РФ по эпизоду от 11 февраля 2010 года.
Так судом сделан правильный вывод, что врач - нарколог Бжассо Л.П. является субъектом данного преступления, то есть должностным лицо, поскольку к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. Такими полномочиями осужденная была наделена, что нашло свое отражение в приговоре.
Другие доводы кассационных жалоб, аналогичные позиции стороны защиты в судебном заседании, были суду известны, по ним в приговоре приняты соответствующие решения, которые признаются судебной коллегией обоснованными и убедительными.
Наказание Бжассо Л.П. назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о ее личности.
Суд принял во внимание смягчающие Бжассо Л.П. наказание обстоятельства: явку с повинной, раскаяние в содеянном, ее болезненное состояние и преклонный возраст. Суд учел также, что Бжассо Л.П. ранее не судима, положительно характеризуется по месту жительства и работы, не привлекалась к административной ответственности.
Назначенное осужденной наказание является справедливым, отвечающим требованиям ст.ст.6, 60 УК РФ.
Таким образом, оснований для отмены приговора, о чем ставится вопрос в кассационном представлении государственного обвинителя Ашина Д.А., кассационных жалобах осужденной Бжассо Л.П. и адвоката Пелевина В.Н., судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия.
О П Р Е Д Е Л И Л А:
приговор Петушинского районного суда Владимирской области от 15 октября 2010 года в отношении БЖАССО Л.П. оставить без изменения, кассационное представление государственного обвинителя Ашина Д.А., кассационные жалобы осужденной Бжассо Л.П. и адвоката Пелевина В.Н.- без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи: подписи