кассационное определение №22-184/2012г. от 18.01.2012г. в отношении Рыбакова В.А.



Дело №22-184/2012 г.                                                                             Докладчик: Гагин С.В.

                                                                                                              Судья: Михальченко И.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владимир                                                                                               18 января 2012 года

    Судебная коллегия по уголовным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего                                       Белова С.П.

судей                                                         Гагина С.В. и Бушевой Н.В.

при секретаре                                                         Беспаловой Н.С.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу потерпевшей С. на приговор Фрунзенского районного суда г.Владимира от 21 ноября 2011 года, которым

Рыбаков В.А., **** года рождения, уроженец г.**** **** области, не судимый,

осужден к лишению свободы по ч.1 ст.107 УК РФ на срок 1 год 10 месяцев с отбыванием наказания в колонии-поселении.

Заслушав доклад судьи Гагина С.В., пояснения потерпевшей С., поддержавшей доводы жалобы об отмене приговора, выступление адвоката Волошиной Я.Н. в защиту интересов осужденного Рыбакова В.А., просившую приговор суда оставить без изменения, мнение прокурора Федосовой М.Н. полагавшей судебное решение законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Рыбаков В.А. признан виновным в убийстве, совершенном в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, тяжким оскорблением со стороны потерпевшего и его иными аморальными действиями.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах:

- 18 сентября 2010 года в период с 1 час. до 3 час.30 мин. Рыбаков В.А., находившийся у себя дома по адресу: г.Владимир ул.****, д.****, кв.****, распивал спиртные напитки со Ск. В ходе распития спиртных напитков в кухне данной квартиры между ними произошел конфликт, поводом к которому послужило высказывание Ск. о нетрадиционной сексуальной ориентации Рыбакова В.А. и угроз в адрес последнего о вступлении с ним в гомосексуальную связь. Возникшая ссора между мужчинами переросла в обоюдную драку, в ходе которой у Рыбакова В.А. на почве личных неприязненных отношений и внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, тяжким оскорблением и иными аморальными действиями потерпевшего, возник умысел на убийство Ск. Находясь в состоянии аффекта, в указанном месте, Рыбаков В.А. накинул на шею Ск. неустановленный следствием тугой эластичный предмет типа веревки, и попытался им его задушить, однако, по неустановленным следствием обстоятельствам, сделать этого не смог. Несмотря на это, Рыбаков В.А. продолжил реализовывать свой преступный умысел, приискал в квартире нож, и, действуя умышленно, с целью лишения Ск. жизни, по мотиву личной неприязни нанес ему не менее 17 ударов этим ножом в различные области лица, шеи, туловища и верхних конечностей. Своими умышленными действиями Рыбаков В.А. причинил Ск. телесные повреждения в виде множественных колото-резаных ран лица, шеи, туловища и верхних конечностей, три из которых - проникающие в грудную и брюшную полости с повреждением перикарды, аорты, правого предсердия, клетчатки средостения, сальника и тонкого кишечника, странгуляционной борозды в средней трети шеи. Смерть Ск. наступила на месте происшествия от множественных колото-резанных ранений с повреждением внутренних органов, осложнившихся наружным и внутренним кровотечением.

В кассационной жалобе потерпевшая С. выражает несогласие с приговором, считает выводы суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не подтверждаются доказательствами, назначенное Рыбакову наказание является излишне мягким. В обосновании жалобы указывает, что представленными материалами дела, факт агрессии со стороны убитого Ск., которая могла бы спровоцировать аффект у Рыбакова В.А., не доказан. Полагает, что судебная психолого-психиатрическая экспертиза №**** от 20.09.2011г. пришла к необоснованному выводу о том, что Рыбаков В.А. действовал в состоянии аффекта, соответственно судом первой инстанции его действия были квалифицированы не верно. Обращает внимание, что в материалах дела отсутствует заключение наркологической экспертизы в отношении Рыбакова В.А., вместе с тем, считает, что степень алкогольного опьянения в момент совершения преступления имеет значение для определения, действовал человек в состоянии аффекта или нет. Указывает, что осужденный действовал в состоянии алкогольного опьянения, что не отрицает и сам Рыбаков, следовательно, провалы в памяти виновного относительно обстоятельств совершения преступления могли быть вызваны состоянием алкогольного опьянения, а не аффекта. Отмечает, что вывод суда об аморальности поведения потерпевшего сделан только на основании слов самого осужденного и опровергается другими материалами дела. Указывает, что в результате действий Рыбакова она потеряла брата, а её мама - сына, которая очень тяжело перенесла его смерть. Просит приговор суда отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив довод кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Вывод суда о виновности Рыбакова В.А. в совершении преступления, предусмотренного ст. 107 ч. 1 УК РФ, является правильным, так как подтверждается совокупностью собранных и всесторонне исследованных доказательств по делу, которым судом дана надлежащая оценка.

Обстоятельства совершения осужденным преступления были установлены на основании показаний самого Рыбакова В.А., судом проанализированы показания потерпевшей, свидетелей, а также письменные доказательства, в числе которых протокол осмотра места происшествия; протокол явки с повинной Рыбакова В.А.; заключения судебно-медицинских экспертиз о характере, локализации и механизме образования телесных повреждений на трупе Ск. и у Рыбакова В.А.; заключения стационарной комплексной психолого-психиатрической экспертизы, в том числе и повторной, о том, что в момент совершения преступления Рыбаков В.А. находился в состоянии аффекта, и иные доказательства.

Все собранные по делу доказательства всесторонне и объективно исследованы в судебном заседании, их анализ, и оценка подробно изложены в приговоре.

Поскольку государственный обвинитель, выступая в судебных прениях, просил о переквалификации действий Рыбакова В.А. на ч. 1 ст. 107 УК РФ, суд с данной квалификацией согласился, что соответствует требованиям п. 8 ст. 246 УПК РФ, так как изменение государственным обвинителем обвинения в сторону смягчения квалификации до удаления в совещательную комнату является для суда обязательным. Оснований для иной, более тяжкой, квалификации действий Рыбакова В.А. у суда не имелось.

При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы не могут быть признаны обоснованными и являться основанием для отмены приговора.

Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения приговора.

Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в частности, в соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ к преступлениям небольшой тяжести стали относиться умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает трех лет лишения свободы.

В соответствии с ч.1 ст.56 УК РФ наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса, за исключением преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 228, ч.1 ст. 231 и ст. 233 настоящего Кодекса, или только если соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса лишение свободы предусмотрено как единственный вид наказания.

Как усматривается из приговора Рыбаков В.А. совершил преступление впервые, относящееся к категории преступлений небольшой тяжести, отягчающих обстоятельств по делу не установлено, статья 107 ч.1 УК РФ кроме лишения свободы предусматривает альтернативные наказания.

В связи с изложенным судебная коллегия с учетом содеянного и личности подсудимого, установленных приговором, назначает Рыбакову В.А. наказание в виде ограничения свободы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

приговор Фрунзенского районного суда г.Владимира от 21 ноября 2011 года в отношении Рыбаков В.А. изменить.

Рыбакову В.А. назначить в виде ограничения свободы на срок 2 года 10 месяцев.

Рыбакова В.А. - из-под стражи освободить.

Установить Рыбакову В.А. следующие ограничения: не менять места жительства, указанного осужденным, без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы; не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования; являться в указанный орган для регистрации 2 раза в месяц.

Зачесть в срок отбывания наказания время содержания под стражей с 20 сентября 2010 года.

В остальном приговор суда оставить без изменения, кассационную жалобу потерпевшей С. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                                                                        

Судьи: