Судья Стулова Е.М. Дело № 44г-21/2010г.
Суд кассационной инстанции:
Судакова Р.Е.- председательствующий, докладчик
Гришина Г.Н., Самылов Ю.В.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ПРЕЗИДИУМА ВЛАДИМИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
г.Владимир «23» августа 2010 года
Президиум Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Малышкина А.В.
членов президиума: Кириллова В.С., Медведева С.В., Левичевой В.В.,
Крайновой И.К.
по докладу Саликовой С.Н.
рассмотрев истребованное дело по заявлению Носовой С.В. об оспаривании действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира по надзорной жалобе начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира Бондаревой Т.Л., поступившей во Владимирский областной суд 1 июня 2010 года, на решение Ленинского районного суда г. Владимира от 14 октября 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 22 декабря 2009 года,
У С Т А Н О В И Л:
Носова С.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира по расчету налога на имущество физических лиц за 2009 год в размере *** рублей *** копеек и просила обязать ИФНС произвести перерасчет налога на имущество за 2009 год в сумме *** рубля *** копеек.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником трех объектов налогообложения, расположенных в г. Владимире, а именно: двух квартир инвентаризационной стоимостью *** рублей и *** рублей, а также гаража инвентаризационной стоимостью *** рублей.
Налоговый орган в налоговом уведомлении № *** от *** произвел расчет налога на указанное имущество за 2009 год в размере *** рублей *** копейки, с размером которого заявитель не согласна, поскольку по ее мнению ИФНС необоснованно суммировала инвентаризационную стоимость всех объектов налогообложения и применила налоговую ставку 2%, что привело к незаконному возложению обязанности по уплате суммы налога в размере *** рублей (***+*** + ***)=*** рублей х 2%=*** рублей), тогда как налог должен исчисляться, по мнению заявителя, с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объекта с учетом налоговых ставок 0,1% в отношении гаража и квартиры инвентаризационной стоимостью до 300 000 рублей и 0,3% в отношении квартиры инвентаризационной стоимостью свыше 300 000 рублей. При данной методике расчета сумма налога составляет *** рубля *** копеек.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира в возражениях ссылался на правильность исчисления суммы налога в размере *** рублей, поскольку предлагаемая заявителем методика расчета размера налога не учитывает то, что ставка налога зависит именно от суммарной инвентаризационной стоимости имущества.
Решением Ленинского районного суда г. Владимира от 14.10.2009 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 22.12.2009 года, требования Носовой С.В. удовлетворены в полном объеме.
В надзорной жалобе начальник Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира просит указанные судебные постановления отменить, ссылаясь на нарушение судами при их вынесении норм материального права, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Носовой С.В. отказать.
Определением судьи Владимирского областного суда от «9» августа 2010 года жалоба начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира Бондаревой Т.Л. вместе с истребованным делом передана для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира - Андреева Р.М. (по доверенности), представителя Носовой С.В.- Носова А.А. (по доверенности), президиум находит решение Ленинского районного суда г. Владимира от 14 октября 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 22 декабря 2009 года подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц регулируется нормами Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", и согласно пункту 1 статьи 3 Закона ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
В целях применения данного Закона Министерством Российской Федерации по налогам и сборам издана Инструкция от 02.11.1999 года N 54, где в пункте 10 также разъяснен порядок расчета налога в зависимости от ставок, установленных представительным органом местного самоуправления и, в частности, установлено, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений, и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов.
В том случае, если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений, и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.
Согласно Положению о налоге на имущество физических лиц (ст.ст. 1, 3), утвержденному решением Совета народных депутатов г. Владимира от 21.07.2005 года № 252, с последующими изменениями, установлены дифференцированные ставки налога на строения, помещения и сооружения, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, а не от стоимости отдельно взятого объекта недвижимого имущества. Так, ставки налога на строения, помещения и сооружения суммарной стоимостью до 300 000 рублей установлены в размере 0,1%, суммарной стоимостью от 300 000 рублей до 500 000 рублей установлены в размере 0,3%, суммарной стоимостью от 500 000 рублей в размере 2,0 %.
Вместе с тем, расчет суммы налога, приведенный судами первой и второй инстанций при удовлетворении требований Носовой С.В., противоречит указанным положениям закона, поскольку суды исходили из того, что налог должен исчисляться с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объекта, что явилось основанием для возложения на ИФНС обязанности произвести перерасчет суммы налога на имущество за 2009 год физического лица Носовой С.В. отдельно по каждому объекту налогообложения, исходя из налоговой ставки 0,1% в отношении квартиры и гаража и налоговой ставки 0,3% в отношении второй квартиры.
Данные выводы суда противоречат закону, поскольку если ставки устанавливаются только в зависимости от суммированной стоимости имущества в том виде, как они приведены в ст. 3 Закона № 2003-1 от 9.12.1991 года, то они являются едиными и применяются к стоимости всего имущества. В случаях установления на территории муниципального образования ставок, которые зависят не только от стоимости имущества, но и от его категории, такие ставки приобретают дифференцированный характер и налог рассчитывается отдельно по каждому типу имущества.
Таким образом, законодатель установил критерии типизации (отнесения к одной категории) объектов налогообложения и выбор применяемого размера налоговой ставки без указания на такой критерий как стоимостной (по которому к объектам налогообложения может быть применена конкретная налоговая ставка). Следовательно, выбор размера налоговой ставки зависит не от стоимостного критерия, а от такого критерия как признак использования объекта налогообложения (жилое или нежилое, используемое для коммерческих или некоммерческих нужд).
Поскольку, при разрешении дела судами первой и кассационной инстанции допущены существенные нарушения в применении норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможна защита публичных интересов в части установления и сбора законно установленных налогов на имущество физических лиц с соблюдением принципа равенства всех перед законом, состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене. Учитывая изложенное, доводы надзорной жалобы следует признать обоснованными, а состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене, как вынесенные с существенным нарушением норм материального права.
Принимая во внимание, что по делу не требуется собирание и дополнительная проверка доказательств, поскольку обстоятельства дела судами установлены верно, но допущена ошибка в применении норм материального права, президиум областного суда находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, учитывая, что налоговая инспекция при исчислении налога в отношении Носовой С.В. исходила из суммарной инвентаризационной стоимости имущества и решение налогового органа оспаривалось Носовой С.В. только основанию иной методики расчета, а также с учетом отсутствия правовых оснований к удовлетворению заявленных требований по указанным выше основаниям, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления Носовой С.В. об оспаривании действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира.
Руководствуясь статьями 387, 388 и 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
П О С Т А Н О В И Л:
решение Ленинского районного суда г. Владимира от 14 октября 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 22 декабря 2009 года отменить, в удовлетворении заявления Носовой С.В. об оспаривании действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира по расчету налога на имущество физических лиц за 2009 год в размере *** рублей *** копеек и возложении на ИФНС обязанности произвести перерасчет налога на имущество за 2009 год на сумму *** рубля *** копеек отказать.
Председательствующий А.В. Малышкин