о признании незаконными нормативных правовых актов



Дело №3-80/2011

                                                      Р Е Ш Е Н И Е

                                   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                   

город Владимир                                                                 31 октября 2011 года                                                                  

       Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи                                               Завьялова Д.А.,

при секретаре                                                                              Савельевой Т.В.,

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Владимирской области Куропаткина А.В., заявителя Ильницкого О.А., представителя Законодательного Собрания Владимирской области Евсяковой М.В., представителей Губернатора Владимирской области Марковой И.В., Голубевой Н.В., Щеголевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильницкого О.А. о признании незаконными пункта 1 статьи 2 Закона Владимирской области от 07 июля 2008 года №110-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации», пункта 1 постановления Губернатора Владимирской области от 30 сентября 2008 года №689 (в редакции от 31 марта 2011 года) «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации», пункта 3, абзаца 2 пункта 12, пункта 20, абзацев 3,4,5 пункта 21, пункта 23 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждённого названным постановлением Губернатора Владимирской области от 30 сентября 2008 года №689,

                                             У С Т А Н О В И Л:

       Ильницкий О.А., житель города **** Владимирской области, обратился во Владимирский областной суд с заявлением о признании незаконными статьи 2 Закона Владимирской области от 07 июля 2008 года №110-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации», постановления Губернатора Владимирской области от 30 сентября 2008 года №689 (в редакции от 31 марта 2011 года) «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и самого Порядка, утверждённого названным постановлением.

       В ходе рассмотрения дела Ильницкий О.А. неоднократно уточняя заявленные требования в окончательном варианте просил признать незаконными пункт 1 статьи 2 Закона Владимирской области от 07 июля 2008 года №110-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации», пункт 1 постановления Губернатора Владимирской области от 30 сентября 2008 года №689 (в редакции от 31 марта 2011 года) «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации», пункт 3, абзац 2 пункта 12, пункт 20, абзацы 3,4,5 пункта 21, пункт 23 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждённого названным постановлением Губернатора Владимирской области от 30 сентября 2008 года №689.

       В обоснование указал, что согласно справке филиала - бюро №24 главного бюро медико-социальной экспертизы по Владимирской области является **** с ****, а также ****, что подтверждается соответствующим удостоверением, выданным ****. До 01 апреля 2010 года он пользовался льготами, предусмотренными, как Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», так и Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», оплачивал жилищно-коммунальные услуги в доме (водоснабжение, газоснабжение, электроэнергию) исходя из показаний приборов учёта в размере 50% их стоимости. С 01 апреля 2010 года в соответствии с положениями статьи 2 Закона Владимирской области от 07 июля 2008 года №110-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и пунктов 12,16,19,23 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждённого постановлением Губернатора Владимирской области от 30 сентября 2008 года №689 (в редакции от 31 марта 2011 года), натуральные льготы, которыми заявитель пользовался ранее, были заменены ежемесячной денежной компенсацией, которая, по его мнению, не позволяет пользоваться теми же социальными благами, что и до отмены 50% скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, предполагает, оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100% с последующим получением денежной компенсации в размере 50%, которая возмещается без учёта инфляционных процессов. Выплата компенсации на жилищно-коммунальные услуги осуществляется не позднее 26 числа текущего месяца, а 100% оплата за эти услуги производится льготником с 1 по 10 число следующего месяца. В случае увеличения размера компенсации перерасчёт производится на основании сведений, полученных от граждан и организаций с первого числа месяца, следующего за месяцем предоставления сведений, то есть, по мнению заявителя, при превышении фактических расходов по жилищно-коммунальным услугам, государство незаконно пользуется его денежными средствами в течение некоторого промежутка времени, и впоследствии перечисленные денежные средства в счёт погашения выявленной разницы между фактическими расходами и компенсацией с учётом имеющейся инфляции и ростом цен не соответствуют фактически понесённым заявителем затратам.

       Полагал, что при таких обстоятельствах обжалуемые им правовые нормы противоречат абзацу 13 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статье 155, части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 10,22 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», статьям 2,7,55 Конституции Российской Федерации.

       В судебном заседании Ильницкий О.А. заявленные требования, с учётом их уточнения, поддержал по изложенным в них основаниям. Пояснил, что является получателем названных льгот, как ****, а не как ****, оспариваемые нормы, нарушают его право, как инвалида, на получение скидки в размере 50% по оплате коммунальных услуг, предусмотренной статьёй 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не учитывают инфляционные процессы, создают определённые неудобства по отслеживанию денежных сумм, начисляемых в качестве компенсации за жилищно-коммунальные услуги, втягивают его в кредитно - финансовые операции, в том числе по открытию счетов, приняты в интересах юридических лиц, а не отдельных граждан - получателей этих льгот. Порядок на получение скидки в размере 50% по оплате коммунальных услуг, существовавший ранее, был прост и понятен ему, поэтому он отказался от получения компенсации и продолжает оплачивать 50% за коммунальные услуги, в том порядке, как было ранее, полагая, что это в полной мере соответствует положениям статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

       Представитель Законодательного Собрания Владимирской области Евсякова М.В., действующая по доверенности, представители Губернатора Владимирской области Маркова И.В., Голубева Н.В. и Щеголева М.В., действующие по доверенностям, просили отказать в удовлетворении заявления, поддержали позицию, изложенную в письменных возражениях, представленных в суд названными заинтересованными лицами. Полагали, что оспариваемые заявителем положения, как Закона Владимирской области от 07 июля 2008 года №110-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации», так и Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждённого постановлением Губернатора Владимирской области от 30 сентября 2008 года №689 (в редакции от 31 марта 2011 года), равно, как и самого названного постановления, не предусматривают снижения уровня социальной защиты ****, в том числе и заявителя. Приняв оспариваемые акты и определив форму, и порядок предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе и инвалидов, в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, Владимирская область, действовала в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, и последнему не противоречит.

       Выслушав объяснения заявителя, представителей Законодательного Собрания и администрации Владимирской области, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, заслушав заключение прокурора Владимирской областной прокуратуры, полагавшего необходимым заявленные требования отклонить, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Ильницкого О.А. по следующим мотивам.

       Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7 и 39); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (часть 2 статьи 55); защита прав и свобод человека, и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «б», «ж» части 1 статьи 72).

       По смыслу приведённых конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищённости граждан.

       В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.

       Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Статьёй 3 Федерального закона №181-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

       Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 названного Федерального закона).

       В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

       В силу требований статьи 28.2 данного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года.

       Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

       Объём средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:

       по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утверждённых Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.

       Порядок расходования и учёта средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

       Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

       Таким образом, полномочия по предоставлению инвалидам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, а также средства на осуществление данных полномочий передаются Российской Федерацией в ведение субъектов Российской Федерации, которые вправе определять форму предоставления таких мер, а следовательно, и устанавливать положения, определяющие условия и порядок получения указанными лицами мер социальной поддержки.

       Статьёй 22 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

       В соответствии с пунктом 2 статьи 10 названного Федерального закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 указанного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

      Согласно статье 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 данного Федерального закона. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

       Постановлением Правительства Российской федерации от 27 июля 1996 года №901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предписано осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в том числе, по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Правилами, утверждёнными названным Постановлением (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года №901).

       12 декабря 2007 года Правительством Российской Федерации принято Постановление №861, пунктом 1 которого утверждены Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Методика) и Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции (далее - Правила).

       Пунктом 1 Методики установлено, что распределение субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, осуществляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших при выполнении соответствующих полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

       В соответствии с пунктом 4 Правил форма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

       Согласно пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» необходимым условием предоставления финансовой поддержки за счёт фонда является наличие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающих предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.

      Исходя из положений Устава (Основного закона) Владимирской области от 14 августа 2001 года №62-ОЗ (статьи 2,13,49), статус области основывается на принципах соответствия законодательства области федеральному законодательству. Законодательное собрание осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации. Областные законы не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

       В силу статьей 3,23,26,27 названного Устава Губернатор Владимирской области, являясь высшим должностным лицом области, обнародует законы, удостоверяя их обнародование путём подписания, либо отклоняет законы, принятые Законодательным Собранием, на принципах единоначалия руководит администрацией области, в пределах своих полномочий издаёт указы и распоряжения, по вопросам деятельности администрации области - постановления и распоряжения.

       Судом установлено, что в целях перехода на предоставление гражданам мер социальной поддержки в денежной форме 25 июня 2008 года Законодательным Собранием Владимирской области принят и 07 июля 2008 года Губернатором Владимирской области подписан Закон Владимирской области №110-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (далее Закон №110-ОЗ). Закон №110-ОЗ официально опубликован в издании «Владимирские ведомости» от 16 июля 2008 года №159 и вступил в силу с 1 апреля 2010 года на всей территории Владимирской области, за исключением микрорайона Юрьевец г.Владимира, ЗАТО г.Радужный, Суздальского района, в которых указанный закон вступил в силу с 1 ноября 2008 года.

       В соответствии со статьёй 2 Закона №110-ОЗ меры социальной поддержки отдельным категориям гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются органами социальной защиты населения в форме компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, установленной в виде ежемесячной денежной выплаты (пункт 1). Гражданам, проживающим в жилых домах, не имеющих центрального отопления, меры социальной поддержки в части расходов, связанных с оплатой (скидкой) стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, предоставляются в форме ежегодной денежной компенсации произведённых затрат (пункт 2). Меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с настоящей статьёй, в форме денежной компенсации не могут быть ниже уровня, гарантируемого федеральным законодательством (пункт 3). Порядок реализации настоящей статьи утверждается постановлением Губернатора Владимирской области (пункт 4).

      В настоящее время Закон №110-ОЗ действует в редакции Законов Владимирской области от 24 декабря 2008 года №217-ОЗ, от 07 декабря 2009 года №166-ОЗ, от 11 марта 2010 года №17-ОЗ.

       Во исполнение статьи 2 Закона №110-ОЗ постановлением Губернатора Владимирской области от 30 сентября 2008 года №689 (пункт 1) утверждён Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ), относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - Порядок). Постановление официально опубликовано в издании «Владимирские ведомости» от 08 октября 2008 года №232 и вступило в силу с 1 апреля 2010 года на всей территории Владимирской области, за исключением микрорайона Юрьевец г.Владимира, ЗАТО г.Радужный, Суздальского района, в которых указанные нормы вступили в силу с 1 ноября 2008 года.

       В настоящее время названое постановление действует в редакции постановлений Губернатора Владимирской области от 10 февраля 2009 года №109, от 18 февраля 2010 года №133, от 25 марта 2010 года №361, от 11 марта 2011 года №198, от 31 марта 2011 года №260.

       Утверждённый постановлением Губернатора Владимирской области от 30 сентября 2008 года №689 вышеуказанный Порядок имеет два приложения и состоит из семи разделов:

1.Общие положения.

2.Документы, предоставляемые гражданином для назначения

компенсации.

3.Порядок определения размера компенсации.

4.Порядок предоставления компенсации.

5.Порядок перерасчёта компенсации на ЖКУ.

6.Условия приостановления, возобновления выплаты компенсации на

ЖКУ.

7.Условия прекращения, восстановления выплаты компенсации на

ЖКУ.

       Пунктом 3 раздела 1 Порядка предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате ЖКУ гражданам, имеющим право на социальную поддержку на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, к числу которых относятся и инвалиды, предоставляются в форме компенсации расходов на оплату ЖКУ, установленной в виде ежемесячной денежной выплаты (далее - компенсация на ЖКУ). Гражданам, проживающим в жилых домах, не имеющих центрального отопления, меры социальной поддержки в части расходов, связанных с оплатой (скидкой) стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, предоставляются в форме ежегодной денежной компенсации произведённых затрат (далее - компенсация на топливо).

      В силу абзаца 2 пункта 12 раздела 3 и пункта 16 раздела 4 Порядка общий размер компенсации на ЖКУ состоит из суммы компенсаций на каждый из видов предоставляемых ЖКУ, которыми пользуется гражданин. Размер ежемесячной компенсации на ЖКУ корректируется на основании сведений о платежах, начисленных по показаниям приборов учета за фактически потреблённые коммунальные услуги, полученных от организаций, предоставляющих ЖКУ, или граждан, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений. При наличии у гражданина права на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ по нескольким основаниям, предусмотренным статьёй 1 Закона Владимирской области от 07 июля 2008 года №110-ОЗ, компенсация на ЖКУ (по каждому виду услуг) предоставляется по наиболее выгодному для него основанию.

       Согласно пункта 20 раздела 4 Порядка выплата компенсации производится ГКУСЗН путем перечисления через финансово-кредитные организации Российской Федерации или Управление Федеральной почтовой связи Владимирской области - филиал ФГУП «Почта России» - по выбору заявителя. При этом в случае выплаты компенсации на ЖКУ через финансово-кредитные учреждения гражданин имеет право оформить заявление-поручение о зачислении компенсации на ЖКУ на счета организаций, предоставляющих ЖКУ. Расходы по зачислению (доставке) компенсации производятся из тех же источников, что и её выплата.

       Пунктом 21 раздела 4 Порядка предусмотрены случаи и механизм возврата сумм компенсации на ЖКУ, излишне выплаченных гражданину, а также выплат средств компенсации на ЖКУ, недоплаченных получателю.

       Так, исходя из абзаца 3 названного пункта при отказе от добровольного возврата излишне выплаченных сумм компенсации, они по иску ГКУСЗН могут быть взысканы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         В случае предоставления компенсации на ЖКУ в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной ГКУСЗН при расчете размера компенсации на ЖКУ, излишне выплаченные средства подлежат удержанию из сумм последующих выплат компенсации на ЖКУ, а при прекращении её выплаты - возмещаются получателем. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они могут быть взысканы ГКУСЗН в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац 4 пункта 21).

       Недоплаченные средства выплачиваются получателю компенсации на ЖКУ в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка (абзац 5 пункта 21).

       В соответствии с пунктом 23 раздела 5 Порядка граждане, имеющие право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ без ограничения нормативами потребления указанных услуг, в случае превышения фактических объёмов потребления ЖКУ над общей суммой полученной компенсации на ЖКУ вправе обратиться в ГКУСЗН за её перерасчётом исходя из тех показателей, по которым фактически производится оплата жилого помещения и коммунальных услуг.

       Как следует из представленных материалов, установлено судом и не оспаривалось ни одним из участвующих в деле лиц, Ильницкий О.А., зарегистрированный по адресу: ****, состоит на учёте в ГКУ «****» с **** года, как получатель мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение) по категории «****» в соответствии с указанными выше положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ. Имея право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ по нескольким основаниям, как **** и как ****, Ильницкий О.А., выбрал наиболее выгодное для него основание по категории «****», как это предусмотрено пунктом 16 оспариваемого заявителем Порядка. С января 2011 года назначенную компенсацию Ильницкий О.А. получать отказывается по изложенным в его заявлении, представленном в суд, причинам.

       Проанализировав приведённые выше нормы, как федерального, так и регионального законодательства суд приходит к однозначному выводу о том, что форма предоставления льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

       Приняв, оспариваемые в части Ильницким О.А. правовые акты и определив форму и порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе пункт 1 статьи 2 Закона №110-ОЗ, пункт 1 постановления Губернатора Владимирской области №689 от 30 сентября 2008 года, пункт 3, абзац 2 пункта 12, пункт 20, абзацы 3,4,5 пункта 21, пункт 23 Порядка, утверждённого названным постановлением Губернатора), субъект Российской Федерации (Владимирская область) осуществил правовое регулирование в пределах имеющихся у него полномочий.

        При этом с принятием оспариваемых нормативных правовых актов уровень правовых гарантий для граждан - получателей мер социальной поддержки, в том числе и для заявителя, установленный федеральным законодательством, - не снижен, а возложения на них дополнительных обязанностей для получения таких мер - не допущено.

       Следует также отменить, что ссылки Ильницкого О.А. на незаконность оспариваемых им нормативных правовых актов в связи с их несоответствием Жилищному кодексу Российской Федерации не могут быть признаны обоснованными.

       Введённый в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, а нормы статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают возможность предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан.

      Доводы заявителя о том, что оспариваемые им положения Закона №110-ОЗ, Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждённого постановлением Губернатора Владимирской области от 30 сентября 2008 года №689, а также самого названного постановления предусматривают в нарушение федерального законодательства оплату 100% стоимости коммунальных услуг с возмещением затрат (получение денежной компенсации) не сразу, а через некоторое время, в связи чем сумма за потребленные услуги (водоснабжение, газоснабжение, электроэнергию) возмещается без учёта инфляционных процессов, являются необоснованными.

       Согласно пунктам 19,20 названного Порядка, утверждённого постановлением Губернатора Владимирской области от 30 сентября 2008 года №689, выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно, не позднее 26 числа текущего месяца, то есть авансом, в месяце за который им необходимо произвести оплату жилья и коммунальных услуг, до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги (до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем), по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций через финансово-кредитные организации Российской Федерации, либо через организации федеральной почтовой связи. При этом в случае выплаты компенсации на ЖКУ через финансово-кредитные учреждения гражданин имеет право оформить заявление-поручение о зачислении компенсации на ЖКХ на счета организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.

       В соответствии с пунктом 12 Порядка размер ежемесячной компенсации на ЖКУ корректируется на основании сведений о платежах, начисленных по показаниям приборов учёта за фактически потреблённые коммунальные услуги, полученных от организаций, предоставляющих ЖКУ, или граждан в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений.

       Следовательно, компенсация начисляется ежемесячно и носит авансовый характер, выплачивается до оплаты гражданами ЖКУ. Корректировка компенсации, также носит ежемесячный характер и не связана с установлением каких-либо обязанностей для граждан -получателей этой компенсации по предоставлению ими каких-либо дополнительных документов в целях реализации указанного права.

       Граждане, имеющие право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ без ограничения нормативами потребления указанных услуг, в случае превышения фактических объёмов потребления ЖКУ над общей суммой полученной компенсации на ЖКУ вправе (но не обязаны) обратиться в ГКУСЗН за её перерасчётом исходя из тех показателей, по которым фактически производится оплата жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 23 Порядка).

       Способы выплаты компенсации на ЖКУ, предусмотренные пунктом 20 Порядка, равно, как и варианты возвращения этой компенсации при предоставлении её в завышенном размере, а также выплаты при предоставлении её в заниженном размере, предусмотренные пунктом 21 Порядка никоим образом не нарушают прав и законных интересов указанной категории льготников, к которой относится заявитель, не предусматривают снижения уровня социальной защиты инвалидов, в том числе и заявителя по сравнению с ранее действовавшим порядком, предоставлением этих льгот в так называемой «натуральной» форме.

       Довод Ильницкого О.А. о несоответствии и противоречии оспариваемых норм - Конституции Российской Федерации также является несостоятельным, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 251 ГПК РФ проверка нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

       Прочие доводы заявителя направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом, а потому не могут служить основаниями для удовлетворения заявления.

       Юридическая экспертиза оспариваемого Закона Владимирской области №110-ОЗ, проведённая Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области, установила его соответствие федеральному законодательству.

       Порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание этих нормативных правовых актов и их пределы; форма (вид), в которой (орган) должностное лицо вправе принимать эти нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения этих нормативных правовых актов в действие, правила их опубликования - не нарушен, что не подвергалось сомнению участвующими в деле лицами.

       Таким образом, оспариваемые Ильницким О.А. положения Закона Владимирской области №110-ОЗ, Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждённого постановлением Губернатора Владимирской области от 30 сентября 2008 года №689 (в редакции от 31 марта 2011 года), равно, как и самого названного постановления, не противоречат федеральному законодательству, приняты уполномоченными на то органами в пределах их компетенции с соблюдением законодательной процедуры, подписаны уполномоченным лицом, опубликованы в установленном порядке, не нарушают гражданских прав и свобод человека и гражданина, в том числе по реализации прав и свобод человека на социальную защиту, включая социальное обеспечение.

       При изложенных обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

       Руководствуясь ст.ст.194,198,253 ГПК РФ, Владимирский областной суд               

                                                       Р Е Ш И Л:

       заявление Ильницкого О.А. о признании незаконными пункта 1 статьи 2 Закона Владимирской области от 07 июля 2008 года №110-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации», пункта 1 постановления Губернатора Владимирской области от 30 сентября 2008 года №689 (в редакции от 31 марта 2011 года) «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации», пункта 3, абзаца 2 пункта 12, пункта 20, абзацев 3,4,5 пункта 21, пункта 23 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждённого названным постановлением Губернатора Владимирской области от 30 сентября 2008 года №689, - оставить без удовлетворения.

       Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда                      подпись             Д.А.Завьялов

Верно. Судья                                                                                       Д.А.Завьялов