о признании незаконными постановлений избирательной комиссии Владимирской области от 28.11.2011 г. №№437, 438, 439, 440, 441



Дело №3-91/2011

                                                       Р Е Ш Е Н И Е

                                   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                                                                  

г.Владимир                                                                          02 декабря 2011 года

       Владимирский областной суд в составе:

       председательствующего судьи                                  Завьялова Д.А.

       при секретаре                                                                Гаришине А.В..

       с участием прокурора                                                    Шигонцевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Владимирского регионального отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконными и отмене постановлений избирательной комиссии Владимирской области от 28 ноября 2011 года №437 «Об образовании избирательного участка на территории войсковой части **** (****) для организации голосования военнослужащих», №438 «Об образовании избирательного участка на территории войсковой части **** (****) для организации голосования военнослужащих», №439 «Об образовании избирательного участка на территории войсковой части **** (****) для организации голосования военнослужащих», №440 «Об образовании избирательного участка на территории войсковой части **** (****) для организации голосования военнослужащих», №441 «Об образовании избирательного участка на территории **** школы сержантов (****) для организации голосования военнослужащих»,

                                              У С Т А Н О В И Л:

       Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 года №1124 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва на 4 декабря 2011 года.

       Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14 октября 2011 года №45/374-6, зарегистрирован федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, выдвинутый Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»

       Владимирское региональное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее - ВРО ПП «КПРФ») обратилось во Владимирский областной суд с вышеуказанным заявлением, уточнённым в ходе рассмотрения дела (т.****, л.д.****,т.****, л.д.****).

      В обоснование заявленных требований заявитель указал на противоречие оспариваемых постановлений избирательной комиссии Владимирской области части 5 статьи 13 Федерального закона от 18 мая 2005 года №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», полагая, что все войсковые части, в которых предполагается создать избирательные участки не расположены в обособленных, удалённых от населённых пунктов местностях, **** школа сержантов (****) не является воинской частью. Принятие оспариваемых постановлений нарушает избирательные права и законные интересы ВРО «КПРФ», как избирательного объединения, участвующего в выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации, на обеспечение процесса голосования избирателей на избирательных участках, образованных в соответствии с законодательством о выборах. Нарушение установленного порядка образованных избирательных участков нарушает право избирательного объединения участвовать в законных выборах. При принятии названных постановлений был нарушен установленный законом порядок принятия решений избирательной комиссией. Член избирательной комиссии Владимирской области, назначенный по предложению ВРО «КПРФ», С. не был извещён о времени и месте заседания избирательной комиссии 28 ноября 2011 года, поэтому был лишён возможности выступить, внести альтернативные предложения по рассматриваемым вопросам, что является дополнительным основанием, по мнению заявителя, для отмены оспариваемых постановлений.

       В судебном заседании представитель ВРО ПП «КПРФ» по доверенности Г. поддержал заявленные требования по указанным выше доводам, пояснив также, что исключительные причины для принятия оспариваемых постановлений отсутствовали. Три заявления от командиров войсковых частей поданы ранее 28 ноября 2011 года, но решения по ним приняты также в этот день, что свидетельствует о намерении избирательной комиссией провести заседание без представителя КПРФ, исключить возможность обжалования. Доказательств о численности избирателей на вновь созданных избирательных участках нет. Их адреса не известны, поэтому ВРО ПП «КПРФ» не знает, куда направлять своих представителей. Из-за непродолжительного срока между датой принятия оспариваемых постановлений и днём голосования, ВРО ПП «КПРФ» не успеет включить в состав избирательных комиссий на вновь образованных избирательных участках в названных войсковых частях своих членов с правом решающего и совещательного голоса и направить на эти избирательные участки своих наблюдателей. Обнародование оспариваемых постановлений в электронном виде на сайте избирательной комиссии Владимирской области не является их официальным опубликованием. Они должны быть опубликованы в официальном печатном издании.

       Представитель избирательной комиссии Владимирской области по доверенности С. заявленные требования не признала, поддержала письменные возражения, представленные в суд избирательной комиссией Владимирской области, указав, что оснований для отмены обжалуемых постановлений избирательной комиссии Владимирской области №№437,438,439,440,441 от 28 ноября 2011 года не имеется. Принимая данные постановления избирательная комиссия Владимирской области исходила из максимального удобства для избирателей и предоставления возможности гражданам реализовать своё активное избирательное право, в данном случае военнослужащим, проходящим доподготовку в воинских частях, на которых приведёнными выше постановлениями образованы избирательные участки. Принятию оспариваемых решений предшествовало поступление от командиров вышеупомянутых воинских частей соответствующих мотивированных письменных обращений о необходимости образования на их территориях избирательных участков. Срок их образования (не позднее чем за пять дней до дня голосования) соблюдён. Какие-либо избирательные права ВРО ПП «КПРФ» оспариваемыми постановлениями не нарушены. Формирование участковых избирательных комиссий на вновь созданных избирательных участках входит в компетенцию территориальных избирательных комиссий. Информация о месте нахождения вновь образованных избирательных участках, порядке их формирования является общедоступной, имеется в территориальных избирательных комиссиях, куда также входят и члены ВРО ПП «КПРФ». **** школа сержантов является воинской частью. Имеется соответствующий приказ по ней, а также мотивированное письменное обращение начальника названной школы в избирательную комиссию Владимирской области о необходимости образования на её территории избирательного участка. Все названные избирательные участки созданы в соответствии с избирательным законодательством. Каждая из названных воинских частей является обособленной. Количество избирателей на каждом из вновь образованных избирательных участков по информации командования превышает 2000 избирателей и по сумме с количеством избирателей на прилегающих к ним общих избирательных участках превысило бы 3000 избирателей, что не допустимо по Федеральному закону от 18 мая 2005 года №51-ФЗ «О выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации». Процедура принятия оспариваемых постановлений была соблюдена. Они приняты единогласно, кворум в избирательной комиссии Владимирской области имелся. Избирательная комиссия сделала всё возможное, чтобы в экстренном порядке, как и других членов комиссии, известить С - члена избирательной комиссии с правом решающего голоса от КПРФ, но он не отвечал на телефонные звонки, о чём составлен соответствующий документ.

       Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, в их совокупности, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым заявленные требования отклонить, суд не находит оснований для их удовлетворения.

       Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

       Исходя из положений статей 20, 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями), избирательная комиссия Владимирской области в пределах своей компетенции на территории Владимирской области обеспечивает реализацию и защиту избирательных прав, осуществляет, контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, обязана в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ней в период избирательной кампании обращения, с принятием по ним решений, осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

       Согласно пунктам 10,11,14,16 статьи 28 этого же Федерального закона заседание избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является правомочным, если на нём присутствуют большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса, которые обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии. Решения комиссии за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 названной статьи, принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса, подписываются председателем и секретарём комиссии.

      Аналогичные положения содержатся и в Избирательном кодексе Владимирской области (Законе Владимирской области №10-ОЗ от 13 февраля 2003 года, с последующими изменениями) (статьи 13,19).

       В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона от 18 мая 2005 года №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с последующими изменениями, далее - Федеральный закон №51-ФЗ) при образовании избирательных участков на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей.

       Согласно части 5 статьи 13 этого же Федерального закона военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. На территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населённых пунктов местностях, избирательные участки могут образовываться по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации командирами воинских частей в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования.

       Избирательная комиссия Владимирской области формируется в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса (пункт 6 статьи 13 Избирательного кодекса Владимирской области).

       В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Избирательного кодекса Владимирской области решения избирательной комиссии Владимирской области, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в государственных или муниципальных периодических изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путём.

       Из материалов дела следует, что 28 ноября 2011 года в избирательную комиссию Владимирской области поступили письменные заявления от командиров войсковых частей: **** (****) (т.****, л.д.****), **** (****)(т.****, л.д.****), **** (****) (т.****,л.д.****), **** (****) (т.****, л.д.****) и начальника **** школы сержантов (****) (т.****, л.д.****) с приложением выписок из приказов либо копии приказа о проведении на территории воинских частей дополнительной подготовки военнослужащих по контракту (т.****, л.д.****), содержащие просьбу рассмотреть вопрос о возможности создания на территории каждой из указанных войсковых частей и школы сержантов избирательного участка.

       То, что каждое из указанных заявлений поступило в избирательную комиссию Владимирской области именно 28 ноября 2011 года подтверждается: копией выписки из журнала регистрации входящей корреспонденции избирательной комиссии Владимирской области (т.****, л.д.****), подлинниками указанных заявлений, с имеющимся на каждом из них штампом с указанием даты их получения избирательной комиссией Владимирской области, представленными избирательной комиссией Владимирской области в судебное заседание на обозрение, и частично их копиями, имеющимися в материалах дела (т.****, л.д.****).

       При таких обстоятельствах отсутствие соответствующего штампа с датой их получения избирательной комиссией Владимирской области на трёх копиях из указанных заявлений: в/ч **** (т.****, л.д.****), в/ч **** (т.****, л.д.****), **** школы сержантов (т.****, л.д.****), само по себе не свидетельствует, что данные заявления поступили в избирательную комиссию ранее указанной даты, на чём без предоставления доказательств в обоснование своей позиции настаивал в судебном заседании представитель ВРО ПП «КПРФ». Тем более, что на одной из этих копий - заявления, поступившего в избирательную комиссию Владимирской области из в/ч ****, на угловом штампе стоит дата отправления - 28 ноября 2011 года (т.****, л.д.****). Кроме того, представитель избирательной комиссии Владимирской области объяснила данный факт большой загруженностью отдела делопроизводства избирательной комиссии, работники которого при большой массе входящей корреспонденции не всегда своевременно проставляют эти штампы на поступающие в избирательную комиссию документы.

       Каждое из заявлений было мотивировано тем, что в указанных воинских частях проводится дополнительная подготовка военнослужащих по контракту с 1 ноября по 12 декабря 2011 года, в связи с чем военнослужащие не имеют возможности реализовать своё активное избирательное право на общих избирательных участках, так как на время нахождения военнослужащих по контракту по доподготовке установлен регламент служебного времени без ограничений, личному составу запрещено на время всей доподготовки покидать расположение воинской части. Исходя из количества военнослужащих, проходящих доподготовку, избирательный участок на территории каждой из названных воинских частей попадает в категорию свыше 2000 избирателей.

       Отсутствие возможности военнослужащими по контракту реализовать своё активное избирательное право на общих избирательных участках, в связи с установлением на время нахождения по доподготовке регламента служебного времени без ограничений, наличия запрета личному составу на время всей доподготовки покидать расположение воинской части, инициаторами обращений подтверждено упомянутыми выше выписками из приказов либо копиями приказов по названным воинским частям.

      28 ноября 2011 года состоялось заседание избирательной комиссии Владимирской области, на котором были рассмотрены эти обращения о разрешении создания командирами указанных воинских частей избирательных участков на их территории.

       То, что это заседание было проведено в установленном избирательным законодательством, в том числе приведённым выше, порядке, в соответствии с регламентом избирательной комиссии Владимирской области (т.****, л.д.****), оспариваемые постановления приняты единогласно, в пределах полномочий избирательной комиссии Владимирской области, при наличии кворума для принятия такого рода решений подтверждается копией протокола заседания избирательной комиссии Владимирской области от 28 ноября 2011 года (т.****, л.д.****). Из 14 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса на заседании присутствовали 9 членов, которые единогласно проголосовали за принятие оспариваемых постановлений. При таких обстоятельствах само по себе отсутствие на заседании члена избирательной комиссии с правом решающего голоса С. не влечёт незаконность отмену этих постановлений. В силу необходимости быстрого, оперативного рассмотрения упомянутых обращений и принятия по ним решений из-за скоротечности сроков, установленных частью 5 статьи 13 Федерального закона №51-ФЗ, извещение всех членов комиссии о предстоящем заседании происходило по телефону, о чём свидетельствует лист обзвона (т.****, л.д.****). Такой способ извещения не запрещён избирательным законодательством и не противоречит регламенту избирательной комиссии Владимирской области, утверждённому постановлением избирательной комиссии Владимирской области №26 от 05 февраля 2004 года (т.****, л.д.****).

       Решениями, оформленными в виде постановлений избирательной комиссии Владимирской области от 28 ноября 2011 года №№437,438,439,440,441, было разрешено образовывать избирательные участки для организации голосования военнослужащих соответствующей войсковой части (**** школы сержантов) на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва 4 декабря 2011 года:

       постановлением №437 - избирательный участок №668 на территории войсковой части **** (****) для организации голосования военнослужащих войсковой части **** (т.****, л.д.****);

        постановлением №438 - избирательный участок № 752 на территории войсковой части **** (****) для организации голосования военнослужащих войсковой части **** (т.****, л.д.****);

       постановлением №439 - избирательный участок №751 на территории войсковой части **** (****) для организации голосования военнослужащих войсковой части **** (т.****, л.д.****);

       постановлением №440 - избирательный №371 на территории войсковой части **** (****) для организации голосования военнослужащих войсковой части **** (т.****, л.д.****);

       постановлением №441 - избирательный участок №753 на территории **** школы сержантов (****) для организации голосования военнослужащих **** школы сержантов (т.**** л.д.****).

      В каждом из названных постановлений указано:

       на незамедлительное направление постановления инициатору обращения (командиру войсковой части (начальнику **** школы сержантов)), в соответствующую территориальную избирательную комиссию;

       на разъяснение инициатору обращения (командиру войсковой части (начальнику **** школы сержантов)) о том, что соответствующий избирательный участок на территории войсковой части (**** школы сержантов) должен быть образован командиром этой воинской части (начальником **** школы сержантов) не позднее 28 ноября 2011 года, с передачей решения об его образовании в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее 28 ноября 2011 года;

       на незамедлительное опубликование постановления в Вестнике избирательной комиссии Владимирской области.

       Все оспариваемые постановления подписаны председателем и секретарём избирательной комиссии Владимирской области, опубликованы на сайте избирательной комиссии Владимирской области, то есть доведены до избирателей, иным путём (т.****, л.д.****), как это предусмотрено избирательным законодательством. Такой способ информирования избирателей в сложившейся ситуации, в силу незначительного срока до дня голосования, по мнению суда, оправдан.

       Что касается доводов заявителя о не расположении упомянутых выше воинских частей в обособленных, удалённых от населённых пунктов местностях и о том, что **** школа сержантов не является воинской частью, суд находит их безосновательными и не подтверждёнными какими-либо доказательствами.

       Понятие воинской части избирательным законодательством не определено.

       С учётом изложенного, исходя из письменного обращения в избирательную комиссию Владимирской области ВРИО начальника **** школы сержантов, содержащему все необходимые реквизиты - угловой штамп, гербовую печать названного военного учебного заведения, приложенной к нему копии приказа начальника **** школы сержантов №281 от 29 октября 2011 года об организации дополнительной подготовки военнослужащих по контракту в ноябре 2011 года (т.****, л.д.****), при отсутствии со стороны ВРО ПП «КПРФ» доказательств того, что **** школа сержантов не является воинской частью, у суда нет оснований полагать, что данное военное учебное заведение нельзя отнести к воинской части на территории которой, по смыслу, придаваемому ей частью 5 статьи 13 Федерального закона №57-ФЗ, может быть образован по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательный участок.

       Критерии, позволяющие отнести расположение воинских частей к расположенным в обособленных, удалённых от населённых пунктов местностях, нормативно не определены ни законодательством вообще, ни избирательным законодательством в частности.

       Однако исходя из специфики их назначения, особого порядка прохождения службы, организации специального пропускного режима, компактного расположения, на охраняемой территории, что подтверждается выписками из приказов: командира в/**** от 31 октября 2011 года №443, командира в/ч **** от 28 октября 2011 года №699, командира в/ч **** от 29 сентября 2011 года №629, командира в/ч **** от 28 октября 2011 года №807, копией приказа начальника **** школы сержантов от 29 октября 2011 года №281 (т.****, л.д.****), суд приходит к выводу, что указанные воинские части расположены в обособленных, удалённых от населённых пунктов местностях.

       При этом суд учитывает, что понятия «обособленность» и «удалённость», используемые в части 5 статьи 13 Федерального закона №51-ФЗ для характеристики воинских частей на территориях которых могут образовываться по решению избирательных комиссий субъекта Российской Федерации командирами воинских частей избирательные комиссии, не совпадают с использованным в части 4 названной статьи понятием «труднодоступные и отдалённые местности», следовательно, понятие «удалённость», не зависит от расположения воинской части на каком - то определённом расстояния от населённого пункта, а учитывается избирательной комиссией в каждом конкретном случае при принятии решения в порядке части 5 статьи 13 Федерального закона №51-ФЗ.

       Кроме того, по мнению суда, большое значение при разрешении данного дела имеет тот факт, что численность избирателей, зарегистрированных на территориях избирательных участков, ближайших к избирательным участкам, разрешение на образование которых было принято избирательной комиссией Владимирской области 28 ноября 2011 года, не позволяла соблюсти требования части 3 статьи 13 Федерального закона №51-ФЗ о регистрации на каждом избирательном участке не более 3000 избирателей, без принятия оспариваемых постановлений.

       Так из исследованных в ходе рассмотрения дела писем территориальных избирательных комиссий **** района, г.****, **** района г.**** получена следующая информация.

       На территории избирательных участков №№660 (****), 659 (д.Ручей), 658 (****), ближайших к избирательному участку №688 (****), созданному на территории войсковой части ****, по состоянию на 28 ноября 2011 года количество избирателей составило 1370, 1183, 1776 человек, соответственно (т.****, л.д.****

       Ближайшими к избирательным участкам №751 (в/ч ****), 752 (в/ч ****) и №753 (**** школа сержантов) являются следующие избирательные участки со следующим, зарегистрированным на 13 ноября 2011 года количествами избирателей: избирательный участок №693 - 1 860 зарегистрированных избирателей; избирательный участок №694 - 1 613 зарегистрированных избирателей (т.****, л.д.****).

       Количество избирателей на избирательных участках, расположенных рядом с участковой избирательной комиссией №371 (в/ч ****) по состоянию на 28 ноября 2011 года составляет: УИК 348 (****) - 2680 избирателей; УИК 349 (****) - 2701 избиратель; УИК 372 (****) - 2625 избирателей.

       Таким образом, без принятия избирательной комиссией Владимирской области оспариваемых решений, с учётом того, что в указанных выше письменных обращениях командиров войсковых частей (начальника **** школы сержантов) указывалось, что исходя из количества военнослужащих, проходящих доподготовку, каждый избирательный участок, который следует образовать на территории этих войсковых частей (**** школы сержантов), попадает в категорию свыше 2000 избирателей, имело бы место нарушение по предельному количеству избирателей (более 3000 человек) на избирательных участках, расположенных рядом с вышеназванными войсковыми частями (**** школой сержантов).

        Всё выше изложенное свидетельствует об исключительности случая для принятия избирательной комиссией **** **** оспариваемых постановлений.

       Срок - не позднее чем за пять дня до голосования, предусмотренный частью 5 статьи 13 Федерального закона № 51-ФЗ, избирательной комиссией Владимирской области при принятии оспариваемых постановлений соблюдён.

       Отказывая в удовлетворении заявленных требований, областной суд учитывает, что постановления №№437,438,439,440,441 избирательной комиссией Владимирской области 28 ноября 2011 года были приняты в целях наиболее полного, максимально возможного обеспечения реализации военнослужащими войсковых частей ****, ****, ****, ****, **** школы сержантов своего активного избирательного права.

        Принятие оспариваемых постановлений в полной мере отвечает духу и положениям Конституции Российской Федерации, требованиям избирательного законодательства и разработанным в соответствии с ним Методическим рекомендациям по реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации шестого созыва, утверждённым Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2011 года №8/54-6.

       ВРО ПП «КПРФ», несмотря на неоднократные предложения суда представить доказательства нарушения избирательных прав данного избирательного объединения оспариваемыми постановлениями, таковые так и не представило.

       При таких обстоятельствах все доводы в обоснование заявленных требований ВРО ПП «КПРФ», изложенные в письменных заявлениях, представленных в суд, и в пояснениях представителя заявителя в судебном заседании о признании незаконными и отмене оспариваемых постановлений избирательной комиссии Владимирской области являются несостоятельными, неубедительными и не влекущими их безусловную отмену.

       Суд приходит к выводу, что оспариваемыми постановлениями права ВРО ПП «КПРФ», которое не было лишено возможности принять участие в формировании вновь образованных на территории названных воинских частей избирательных комиссий, направить в эти избирательные комиссии своих представителей, как в качестве членов этих комиссий, так и в качестве наблюдателей, не нарушены.

      В соответствии с частью 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

       Руководствуясь статьями 194-198,261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                       Р Е Ш И Л:

       заявление Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконными и отмене постановлений избирательной комиссии Владимирской области от 28 ноября 2011 года №437 «Об образовании избирательного участка на территории войсковой части **** (****) для организации голосования военнослужащих», №438 «Об образовании избирательного участка на территории войсковой части **** (****) для организации голосования военнослужащих», №439 «Об образовании избирательного участка на территории войсковой части **** (****) для организации голосования военнослужащих», №440 «Об образовании избирательного участка на территории войсковой части **** (****) для организации голосования военнослужащих», №441 «Об образовании избирательного участка на территории **** школы сержантов (****) для организации голосования военнослужащих», оставить без удовлетворения.

       Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия.

Председательствующий судья                                                      Д.А.Завьялов