Решение от 19.04.2012 г. по делу №3-12/2012 по заявлению ПП КПРФ, ВРО ПП КПРФ о признании незаконными и отмене постановлений избирательной комисии Владимирской области от 30.11.2011 г.№445,451,452.



Дело №3-12/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Владимир        19 апреля 2012 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кирюшиной ОА.

при секретаре      Савельевой Т.В..

с участием прокурора     Шигонцевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконными и отмене постановлений избирательной комиссии Владимирской области от 30 ноября 2011 года №445, 451, 452 «О согласовании образования избирательных участков»,

У С Т А Н О В И Л:

Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 года №1124 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва на 4 декабря 2011 года.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14 октября 2011 года №45/374-6 зарегистрированы федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, выдвинутые Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Постановлением избирательной комиссии Владимирской области от 30 ноября 2011 года № 451 «О согласовании образования избирательных участков» на основании обращений Территориальных избирательных комиссий Владимирской области согласовано образование 10 избирательных участков в местах временного пребывания избирателей на территории ММУ «Александровская центральная районная больница» города Александров, ООО «Мастер-ТурГрупп» деревни Дворики Камешковского района, ОАО «Александровский городской торговый рынок», ООО «Александровский электротехнический завод «Рекорд», железнодорожного вокзала, МУ «Центр физической культуры и спорта детей и юношества Рекорд» города Александрова, трех избирательных участков ОАО «Завод имени В.А. Дегтярева» города Коврова.

Постановлением избирательной комиссии Владимирской области от 30 ноября 2011 года № 452 на основании обращений Территориальных избирательных комиссий Владимирской области согласовано образование 3 избирательных участков в местах временного пребывания избирателей на территории Ковровской государственной технологической академии, железнодорожного и автобусного вокзалов города Коврова, ООО «Красное Эхо» Гусь-Хрустального района.

Аналогичным постановлением избирательной комиссий Владимирской области № 445 от 30 ноября 2011 года согласовано образование 34 избирательных участков в местах временного пребывания избирателей на территории городов Суздаль, Петушки, Вязники, Гусь-Хрустальный, Кольчугино, Владимир, Курлово, Муром, Вязниковского, Собинского, Гусь-Хрустального районов, поселка Вольгинского Петушинского района.

Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее по тексту - ПП «КПРФ»), Владимирское региональное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее по тексту - ВРО ПП «КПРФ») обратились во Владимирский областной суд с заявлением о признании незаконными и отмене вышеуказанных актов избирательной комиссии.

Требование мотивировано тем, что обжалуемые решения противоречат пункту 17 статьи 17, пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), части 4 статьи 13, части 7 статьи 16 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ), поскольку основания для образования дополнительных избирательных участков, а также данные о том, что организации, на территории которых образованы дополнительные избирательные участки, являются предприятиями с непрерывным циклом работы, отсутствовали. Кроме того, в обжалуемых постановлениях не указаны адреса согласованных избирательных участков. Создание таких участков существенно повлияло на итоги голосования по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации шестого созыва, исказило действительную волю избирателей, повлекло нарушение избирательных прав граждан, в частности принципа непринуждения гражданина к участию или неучастию в выборах. Информация о согласовании образования избирательных участков не была опубликована в региональных периодических печатных изданиях.

Ранее в судебном заседании представитель ПП «КПРФ» по доверенности Ковалевская А.Ю. заявленные требования поддержала и представила уточненное заявление, в котором дополнительно указала, что избирательная комиссия Владимирской области на момент принятия оспариваемых постановлений не располагала данными о непрерывности цикла работы предприятий, обратившихся за согласованием образования дополнительных избирательных участков. Полагает, что 49 обращений руководителей предприятий в один день по указанному вопросу являются спланированной акцией, а не были вызваны исключительными обстоятельствами, что подтверждается приказами об организации работы предприятий именно в день голосования и во время работы избирательных участков. Считает не равнозначными понятия «место пребывания» и «рабочее место». Образование избирательных участков по месту работы граждан законом не предусмотрено. Единоличное обращение председателей территориальных избирательных комиссий с ходатайством о согласовании образования дополнительных избирательных участков противоречит принципу коллегиальности комиссий, закрепленному в статьях 2 и 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

В судебном заседании представитель ВРО ПП «КПРФ» по доверенности Малинин А.Н. поддержал заявленные требования, в том числе и уточненное заявление по указанным выше доводам, дополнительно указав, что из-за краткосрочности создания дополнительных избирательных участков ко дню голосования ВРО ПП «КП РФ было лишено возможности направить в участковые избирательные комиссии своих членов и наблюдателей.

Представитель избирательной комиссии Владимирской области по доверенности Рамишвили К.С. заявленные требования не признала, поддержала письменные возражения, представленные избирательной комиссией Владимирской области в суд, указав, что оснований для отмены обжалуемых постановлений избирательной комиссии Владимирской области от 30 ноября 2011 года не имеется.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Всероссийская политическая партия «Единая Россия», политическая партия «Либерально-демократическая партия России», Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», политическая партия «Патриоты России», политическая партия «Справедливая Россия», Всероссийская политическая партия «Правое дело» извещенные надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела не направили своих представителей для участия в судебном заседании. Всероссийская политическая партия «Единая Россия» представила письменные возражения, в которых полагала заявленные требования необоснованными, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым заявленные требования отклонить, суд не находит оснований для их удовлетворения.

Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Избирательного кодекса Владимирской области избирательная комиссия Владимирской области сформирована в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса.

Статьей 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ определено, что деятельность избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется коллегиально, ее заседание считается правомочным, если на нем присутствуют большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса, которые обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии. Согласно пункту 14 этой статьи решения комиссии за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 названной статьи, принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса, подписываются председателем и секретарем комиссии.

Аналогичные положения содержатся в Избирательном кодексе Владимирской области (статьи 13, 19).

В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона от 18 мая 2005 года №51-ФЗ при образовании избирательных участков на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей.

Порядок образования избирательных участков регулируется положениями статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Согласно пункту 5 указанной статьи в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 данной статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования.

Аналогичный порядок образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предусмотрен статьей 13 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ.

Таким образом, принятие решения о согласовании образования избирательных участков на территории Владимирской области в местах временного пребывания граждан отнесено к компетенции избирательной комиссии Владимирской области, которое должно быть принято большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии на правомочном заседании не позднее, чем за три дня до дня голосования.

В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ информация об избирательных участках, образованных позднее срока, установленного частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, подлежит опубликованию (обнародованию) не позднее чем через два дня после их образования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Избирательного кодекса Владимирской области решения избирательной комиссии Владимирской области, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в государственных или муниципальных периодических изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем.

Судом установлено, что постановлением избирательной комиссии Владимирской области от 30 ноября 2011 года № 451 согласовано образование 10 избирательных участков в местах временного пребывания избирателей на территории ММУ «Александровская центральная районная больница» города Александров, ООО «Мастер-ТурГрупп» деревни Дворики Камешковского района, ОАО «Александровский городской торговой рынок», ООО «Александровский электротехнический завод «Рекорд», железнодорожного вокзала, МУ «Центр физической культуры и спорта детей и юношества Рекорд» города Александрова, трех избирательных участков ОАО «Завод имени В.А. Дегтярева» города Коврова(том 1 л.д. 135-136).

Постановлением избирательной комиссии Владимирской области от 30 ноября 2011 года № 452 согласовано образование 3 избирательных участков в местах временного пребывания избирателей на территории Ковровской государственной технологической академии, железнодорожного и автобусного вокзалов города Коврова, ООО «Красное Эхо» Гусь-Хрустального района (том 1 л.д.129).

Аналогичным постановлением избирательной комиссий Владимирской области № 445 от 30 ноября 2011 года согласовано образование 34 избирательных участков в местах временного пребывания избирателей на территории городов Суздаль, Петушки, Вязники, Гусь-Хрустальный, Кольчугино, Владимир, Курлово, Муром, Вязниковского, Собинского, Гусь-Хрустального районов, поселка Вольгинского Петушинского района (том 1 л.д. 166-168).

Поскольку согласно части 4 статьи 13 Федерального закона от 18 мая 2005 года №51-ФЗ избирательные участки создаются в местах временного пребывания избирателей, то при принятии избирательной комиссией Владимирской области решения о согласовании их образования подлежал установления факт временного пребывания на их территории граждан, у которых отсутствует возможность 4 декабря 2011 года реализовать свое активное избирательное право на избирательном участке, где они включены в списки избирателей по месту постоянной регистрации, а не факт того, что организации, на территории которых образовывались участки, являются предприятиями с непрерывным циклом работы, как на это указывают представители заявителя.

Вопрос о согласовании образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей рассматривался избирательной комиссией Владимирской области в связи с поступившими обращениями территориальных избирательных комиссий, к которым прилагались заявления руководителей предприятий, организаций, на территории которых предлагалось согласовать образование дополнительных избирательных участков. Среди них железнодорожные вокзалы, автостанции, больницы, санатории, базы отдыха и туристические комплексы, предприятия и организации, объявившие 4 декабря 2011 года рабочим днем, при этом продолжительность рабочих смен совпадала со временем голосования либо временной промежуток между окончанием смены и окончанием времени голосования не позволял избирателям добраться до избирательных участков по месту регистрации, что подтверждается соответствующими копиями приказов, представленными в материалы дела (том 1 л.д. 133-134; 138-165;173-250, том 2 л.д. 1-22).

Из обращений руководителей предприятий, организаций в территориальные избирательные комиссии с предложением рассмотреть вопрос об образовании избирательного участка следует, что они поступили за пределами общего срока образования избирательных участков, предусмотренного статьей 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, истечение которого не является основанием для оставления без рассмотрения избирательными комиссиями подобных обращений.

Все вышеизложенное свидетельствует об исключительности случаев для принятия избирательной комиссией 30 ноября 2011 года оспариваемых постановлений.

При этом перечень таких исключительных случаев законодательством не установлен. По смыслу Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, критерием отнесения возникающих обстоятельств к категории исключительных является обеспечение возможности участия в голосовании каждому избирателю независимо от его места нахождения.

Кроме того, положения части 7 статьи 16 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ прямо указывают на то, что к местам временного пребывания избирателей могут относиться предприятия и организации.

Таким образом, понятие «место временного пребывания», используемое в законодательстве о выборах, имеет более широкий смысл по сравнению с определением «место пребывания», закрепленным в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», и отличным по своему правовому содержанию. В связи с этим довод заявителей о применении к рассматриваемым правоотношениям понятия «место пребывания», данного в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

По мнению суда, большое значение при разрешении данного дела будет иметь и тот факт, что численность избирателей, зарегистрированных на территориях избирательных участков, ближайших к избирательным участкам, образование которых было согласовано избирательной комиссией Владимирской области 30 ноября 2011 года, не позволяла соблюсти требования части 3 статьи 13 Федерального закона №51-ФЗ о регистрации на каждом избирательном участке не более 3000 избирателей, без принятия оспариваемых постановлений.

Данное обстоятельство подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела письмами территориальных избирательных городов Суздаль, Петушки, Вязники, Гусь-Хрустальный, Кольчугино, Владимир, Курлово, Муром, Ковров, Александров, Камешковского, Вязниковского, Собинского, Гусь-Хрустального, Петушинского района, информацией о численности избирательных участков, расположенных вблизи избирательных участков, образованных в местах временного пребывания граждан (том 4 л.д. 166-168).

Суд считает несостоятельным довод заявителей о недопустимости единоличного принятия председателями территориальных избирательных комиссий решений об обращении в избирательную комиссию Владимирской области по вопросу согласования образования дополнительных избирательных участков при отсутствии коллегиального решения соответствующей избирательной комиссии.

Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избирательные участки в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях в исключительных случаях могут образовываться не позднее чем за три дня до дня голосования, по согласованию с вышестоящей комиссией.

Аналогичный порядок образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предусмотрен статьей 13 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ.

Вместе с тем указанными положениями закона процедура согласования с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей законом не регламентирована и не предусматривает обязательного принятия территориальной избирательной комиссией коллегиального решения. Доводы представителей заявителя фактически сводятся к обязанию территориальных избирательных комиссий о принятии решений по предложенной ими процедуре, что является вторжением в компетенцию территориальных избирательных комиссий.

При этом следует отметить, что согласование является лишь частью процедуры образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей, которое завершается принятием территориальной избирательной комиссией как коллегиального органа на принятие соответствующего решения об образовании дополнительного избирательного участка.

Единоличные обращения председателей территориальных избирательных комиссий о согласовании образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей не ограничивают прав территориальной избирательной комиссии как коллегиального органа на принятие соответствующего решения.

Такие решения приняты территориальными избирательными комиссиями коллегиально, на соответствующих заседаниях, что подтверждается представленными в материалах дела протоколами заседаний комиссий, постановлений, и не оспаривается заявителями (том 6 л.д. 164-250, том 7 л.д. 1-32 ).

Согласно разделу 5.3 Положений о Территориальных избирательных комиссиях Владимирской области, представленных в материалы дела, председатель комиссии представляет комиссию во взаимоотношениях с избирательными комиссиями, действуя от ее имени без доверенности (том 4 л.д. 215-247; том 5 л.д. 1-231, том 6 л.д. 1-132).

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что обращаясь в избирательную комиссию Владимирской области за согласованием образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей председатели территориальных избирательных комиссий действовали в пределах предоставленных им законом полномочий.

Заседания избирательной комиссии Владимирской области, на которых были приняты оспариваемые постановления, проведены в установленном законодательством о выборах порядке, в соответствии с регламентом избирательной комиссии Владимирской области, при наличии кворума для принятия решений по таким вопросам, что подтверждается протоколами заседаний комиссии от 30 ноября 2011 года и не оспаривалось представителями заявителей (том 1 л.д.130, 137, 169-171).

Установленный пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года и частью 4 статьи 13 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ срок для принятия решений о согласовании образования дополнительных избирательных участков избирательной комиссией Владимирской области при принятии оспариваемых постановлений соблюден, они были приняты не позднее чем за три дня до дня голосования.

Все оспариваемые постановления подписаны председателем и секретарем избирательной комиссии Владимирской области, опубликованы 30 ноября 2011 года на сайте избирательной комиссии Владимирской области, то есть доведены до сведения избирателей иным путем, как это предусмотрено законодательством о выборах (том 7 л.д. 33-41). Такой способ информирования избирателей с учетом незначительного срока до дня голосования и периодичности выхода печатных изданий, по мнению суда, оправдан.

Не указание в обжалуемых постановлениях подробных адресов согласованных избирательных участков не влечет их отмену, поскольку законодательством не установлен перечень обязательных реквизитов к подобным постановлениям, каких - либо специальных требований к их содержанию. Кроме того данные адреса были указаны соответствующими территориальными избирательными комиссиями при принятии решений об образовании избирательных участков, подлежащих незамедлительному опубликованию.

Таким образом, оспариваемые постановления о согласовании образования избирательных участков приняты избирательной комиссией Владимирской области в соответствии с ее компетенцией, установленной процедурой и без нарушения срока, в пределах которого могут быть образованы дополнительные избирательные участки.

Довод представителя ВРО ПП «КП РФ» о том, что из-за краткосрочности создания дополнительных избирательных участков ко дню голосования ВРО ПП «КП РФ было лишено возможности направить в участковые избирательные комиссии своих членов и наблюдателей, представляется неубедительным. Как указывалось выше, такие сроки допускаются федеральным законодательством, а возможность согласования членов избирательных комиссий и направления наблюдателей является равной для всех избирательных объединений.

То обстоятельство, что ВРО ПП «КП РФ» не направило на дополнительные избирательные участки своих наблюдателей и не внесло предложений по кандидатурам в составы избирательных комиссий на дополнительных избирательных участках не свидетельствует о нарушении оспариваемыми постановлениями законодательства о выборах, поскольку в силу статьи 27 и пункта 3 статьи 30 Федерального закона №67-ФЗ направление наблюдателей на избирательный участок в день голосования и внесение предложений по кандидатурам в составы избирательных комиссий является правом избирательного объединения, реализация которого зависит от его усмотрения. Доказательств реального воспрепятствования со стороны избирательной комиссии или иных лиц нахождению на дополнительных избирательных участках наблюдателей от ПП «КП РФ», а также отказов в согласовании предложенных партией кандидатур в составы избирательных комиссий не представлено.

Является несостоятельным довод заявителей о нарушении активного избирательного права избирателей, вынужденных голосовать не по месту своего жительства. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительство которого расположено за пределами избирательного округа, а избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования (пункт 4 статьи 4 и пункт 17 статьи 17 Федерального закона № 67-ФЗ).

То есть сам по себе факт образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей не является безусловным основанием для голосования лишь по месту образования такого участка, избиратель сам, по своему усмотрению осуществляет принадлежащее ему право.

Доводы представителя ВРО ПП «КП РФ» о возможных нарушениях законодательства о выборах, допущенных в день голосования на дополнительных избирательных участках, находятся за рамками рассматриваемого спора.

Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что оспариваемые постановления избирательной комиссии Владимирской области нарушают избирательные права ПП «КП РФ», ВРО ПП «КП РФ», а равно принцип равенства всех избирательных объединений, участвующих в выборах.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что доводы заявителей о признании незаконными и отмене оспариваемых постановлений избирательной комиссии Владимирской области являются несостоятельными и не влекут их безусловную отмену.

В соответствии с частью 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Руководствуясь статьями 194-198,261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

заявление Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконными и отмене постановлений избирательной комиссии Владимирской области от 30 ноября 2011 года № 445, 451, 452 «О согласовании образования избирательных участков» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Верховного Суда Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья     О.А. Кирюшина